Что стоит за поддержкой эфиопских оппозиционных групп в Южном Судане

Официальные лица в Суданском народно-освободительном овижении (оппозиция), возглавляемом мятежным вице-президентом Южного Судана Р.Машаром, обвинили президента Южного Судана С.Киира и командование южносуданской армии в поддержке оппозиционных эфиопских групп сопротивления. В частности, пресс-секретарь Р.Машара Джеймс Дак заявил, что «получены разведданные о наличии на южносуданской территории групп эфиопской оппозиции, которые набираются, вооружаются и тренируются военными инструкторами из Уганды и Южного Судана». Представители разведки южносуданской оппозиции также пояснили, что новобранцы в эти группы набираются из представителей следующих этнических групп: оромо, аньяк, нуэр, мурле. При этом первые три группы проживают как в Южном Судане, так и на территории эфиопской провинции Гамбелла, а мурле являются чисто южносуданским племенем. Причем последнее находится в традиционно-исторических «контрах» с нуэр, которые составляют костяк оппозиционных С.Кииру сил. Оппозиция также указывает, что группы эфиопских оппозиционных сил принимали участие в недавнем наступлении на позиции повстсанцев-нуэр в районе Гулгук в штате Верхний Нил с целью обеспечения коридора выхода на эфиопскую провинцию Гамбелла. Это в принципе будет означать попытку начала организации в данной провинции стационарных баз эфиопской оппозиции с регулярно действующими каналами материально-технической поддержки с территории Южного Судана. Генеральной задачей эфиопской оппозиции и стоящих за ней внешних сил является организация широкомасштабного наступления на центральные районы Эфиопии с целью срыва или максимального затруднения проведения предстоящих всеобщих выборов. О том, что такая угроза реальна, говорит и спешная переброска эфиопских войск с размещением их по всему периметру южносуданско-эфиопской границы. При этом в недавнем наступлении угандийские войска непосредственного участия не принимали, но ВВС этой страны оказывали наступающим воздушную поддержку.

Руководит новым оппозиционным объединением бывший губернатор Гамбеллы Тоуват Палчай, который в свое время курировал в период активной фазы гражданской войны между Суданом и Южным Суданом организацию в этой провинции тренировочных лагерей для нужд южносуданских партизан. Интересно, что инструкторами в этих лагерях на тот период времени выступали кубинцы и советские военные. С тех пор Т.Палчай имеет устойчивые и доверительные контакты не только с руководством разведки нынешнего Южного Судана, но и непосредственно с президентом С.Кииром. Тот двадцать один год назад был заместителем лидера южносуданского сопротивления Д.Гаранга, имевшего штаб-квартиру в Гамбелле. Там же находились и основные тренировочные лагеря повстанцев Бильпам, Итанг, Дима и Пиннийодо. Хорошее знание местных реалий плюс внешняя поддержка делает такой сценарий наступления крайне перспективным, и это означает новую «головную боль» для эфиопских властей.

Такой вариант развития событий в принципе был естественным, поскольку Джуба и Кампала уже фактически в открытую обвиняют Аддис-Абебу (и Найроби, кстати, также) в открытой поддержке Р.Машара, который возглавляет повстанцев-нуэр. С.Киир, переживающий сейчас не самый лучший период в своей политической карьере и находящийся под «дамокловым мечом»» введения против него санкций со стороны Запада, безусловно, маневрирует, и на такие открытые шаги против одного из сильнейших региональных игроков самостоятельно не решился бы. В данном случае мы вновь становимся свидетелями закулисных игр Кампалы, которая сейчас фактически старается подмять под себя региональную организацию ИГАД. Эфиопия и Кения в этой схеме находятся под другую сторону баррикад. Их безусловная поддержка Р.Машара с выходом на создание федеративного устройства Южного Судана ни Кампалу, ни Джубу, естественно, не устраивает, поскольку нарушается в таком случае доминирование динка на политической площадке страны, и угандийцы теряют значительную долю влияния. Нуэр опираются на безусловную поддержку Аддис-Абебы и Кампалы.

Заметим, что в данной схеме незримо присутствует и Каир. Президент АРЕ А.Ф.ас-Сиси на этой неделе совершил «исторический» (по оценкам египетских СМИ) визит в Аддис-Абебу и Хартум с целью согласования окончательных позиций сторон по вопросу строительства плотины «Возрождение». Напомним, что этот проект строительства плотины на Голубом Ниле задуман эфиопским руководством как прорывной проект с целью достижения не только самодостаточности страны в рамках энергообеспеченности, но и превращения Эфиопии в крупного экспортера энергии в соседние страны и выход на орошение ранее засушливых областей страны. Каир в данном случае, естественно, боится снижения водопотока Нила для собственных нужд, что в условиях грядущего продовольственного кризиса, прогнозируемого экспертами уже в 2017 году, чреват серьезными социальными катаклизмами. По нашим данным, никаких серьезных прорывных договоренностей в период визита А.Ф.ас-Сиси в Хартум и Аддис-Абебу достигнуто не было. Каир вновь выторговал себе некий запас времени для обдумывания и вынесения на экспертный совет трехстороннего комитета по плотине «Возрождение» (создан странами-участницами) очередных поправок. Но эта затяжка не решает главную проблему для Египта, так как Аддис-Абеба приняла для себя решение осуществить этот проект любой ценой. Рычагов воздействия на чисто дипломатической площадке у Каира остается все меньше, а это диктует необходимость принятия принципиальных решений. И в случае начала массовой партизанской кампании в Гамбелле египтяне вполне могут разыграть эту карту. Чисто силовой вариант воздействия на позицию эфиопского руководства всегда был на подкорке в Каире, и свержение правительства «Братьев-мусульман» в этой схеме ничего не изменило. Еще в период правления президента М.Мурси египетская военная разведка пыталась нащупать контакты с традиционным антагонистом Эфирпии в лице Эритреи с целью создания плотного партизанского прессинга в районе строительства, но тогда эта попытка провалилась. Теперь египетские спецслужбы вполне могут разыграть и чисто южносуданское направление с целью создания максимально затруднительных условий для Аддис-Абебы в формате не только строительства, но и привлечения для него иностранных инвестиций. Без них проект обречен на провал, а инвестор никогда не идет в районы с трудно предсказуемой политической обстановкой. Партизанская кампания в этом варианте – оптимальный для египтян вариант, так как позволяет надежно дистанцироваться от происходящего.

52.17MB | MySQL:103 | 0,448sec