О возможности пересмотра французской политики в отношении Сирии

25-26 февраля с.г. состоялось событие, практически не замеченное международными наблюдателями: визит французской парламентской делегации в Сирию. Между тем, это была первая поездка французских официальных лиц в Дамаск после приостановления дипломатических отношений и закрытия французского посольства в САР в марте 2012 года. Интересно, что в данной делегации были представлены все французские политические силы. Руководителем делегации был депутат французского парламента от партии Н.Саркози Союз за народное движение Жак Майяр. Ж.Майяр является руководителем правонационалистической фракции в рамках партии Саркози. Он известен как евроскептик, продолжатель внешнеполитической линии генерала де Голля, сторонник повышения роли Франции в мировых делах. Ж.Майяр неоднократно критиковал как своего патрона Н.Саркози, так и нынешнего президента Франсуа Олланда за «неправильную» политику на Ближнем Востоке. Во французском парламенте он принимает активное участие в работе Комитета по международным делам.

Помимо Ж.Майяра в состав делегации входили член Комитета по обороне Сената Франции Аймери де Монтескье, сенатор Франсуа Зокетто, сенатор Жан-Пьер Виаль, являющийся председателем Общества франко-сирийской дружбы, а также депутат парламента Жерар Бапт. Личность последнего еще более примечательна. Ж.Бапт, врач-кардиолог по специальности, является одним из руководителей Французской социалистической партии, давним соратником и личным другом нынешнего президента Франсуа Олланда. Тесные отношения связывают его и с нынешним министром иностранным дел Франции Лораном Фабиусом. Ж.Бапт является также президентом общества дружбы «Франция-Ливан». Таким образом, в делегации были представлены все силы политического спектра Франции. Несмотря на  острую критику поведения делегации со стороны президента Франции Ф.Олланда и премьер-министра Мануэля Вальса, осудившего парламентариев за встречу с «военным преступником Асадом, развязавшим одну из наиболее жестоких гражданских войн в современной истории», можно предположить, что данная встреча состоялась не без согласования с высшим французским руководством и является шагом на пути к постепенной нормализации франко-сирийских отношений. В ходе  своего пребывания в Сирии они встретились с министром иностранных дел САР Валидом Муаллемом, его заместителем Фейсалом Микдадом, спикером парламентом Джихадом Лаххамом, муфтием Сирии Ахмедом Бадреддином аль-Хассуном, патриархом Антиохийской православной церкви Иоанном X Язиджи, патриархом греко-католической церкви Григорием Лаххамом. Кульминацией визита была встреча с президентом Башаром Асадом.

Согласно ливанским источникам, в качестве одного из условий, выставлявшегося французским президентом парламентариям, было неучастие в проходившей примерно в это же время встрече в Дамаске бывшего руководителя французских спецслужб Бернара Скарсини с секретарем сирийского Совета национальной безопасности генералом Али Мамлюком. Бернар Скарсини известен как острый критик нынешнего директора внешней разведки Франции Бернара Бажоле, отказывающегося пересматривать враждебную линию в отношении Сирии и восстанавливать сотрудничество с правительством Асада по преодолению угрозы со стороны сотен французских джихадистов, воюющих на стороне «Исламского государства» и «Джабхат ан-нусры» и возвращающихся во Францию. По данным на июнь 2014 года на сирийской территории воевало 900 экстремистов из Франции. В настоящее время, по данным журнала Afrique-Asie, их количество может составлять полторы тысячи человек. В составе джихадистов воюют французские граждане, как потомки арабских иммигрантов, так и французы, принявшие ислам. Опасения французского общества по поводу того, что местные «добровольцы» представляют угрозу для национальной безопасности страны, возникли после теракта, совершенного Мухаммедом Мера против еврейского культурного центра в Тулузе осенью 2012 года. Однако наиболее тревожным звонком, возбудившим французскую элиту, стала расправа с коллективом французского сатирического еженедельника Charlie Hebdo 7 января 2015 года. Примечательно, что жена одного из террористов, участвовавших в атаке на Charlie, Хайят Бумедьен скрылась на территории Сирии. В этой связи большую актуальность приобретает вопрос о возобновлении сотрудничества между спецслужбами обеих стран, прекращенные около двух лет назад. Последняя встреча между Али Мамлюком и двумя высокопоставленными сотрудниками французских спецслужб состоялась в декабре 2013 года при посредничестве Службы общей безопасности Ливана. В ходе данной беседы А.Мамлюк сказал, что он не возражает против сотрудничества между французской и сирийской разведками, но только после возобновления работы французского посольства в Дамаске.

Помимо соображений национальной безопасности есть еще две причины, побуждающие Париж нормализовать отношения с Сирией. Во-первых, озабоченность положением христиан на Ближнем Востоке, сталкивающихся с угрозой уничтожения со стороны салафитских экстремистов. Неслучайно на обратном пути, в Бейруте французские депутаты встретились с лидером Свободного патриотического движения Мишелем Ауном. Во-вторых, возрастающая неприязнь французского политического класса к Саудовской Аравии и к Катару. Недавно было опубликовано открытое письмо 70 депутатов французского парламента к президенту Ф.Олланду с просьбой дать разъяснения о поддержке Саудовской Аравией международного терроризма и  ваххабитской пропаганде во французских мечетях. Идею изменения французской политики на Ближнем Востоке, пересмотра политики в отношении Сирии и союза с аравийскими монархиями лоббируют такие политические тяжеловесы Франции как бывшие премьер-министры Франсуа Фийон и Доминик де Вильпен и бывший министр иностранных дел в правительстве Ф.Миттерана Ролан Дюма. При этом на официальном уровне Франция наряду с Великобританией занимает в Евросоюзе наиболее жесткую и непримиримую позицию по отношению к правительству Б.Асада в отличие от Италии, Швеции и Чешской Республики, лоббирующих примирение с официальным Дамаском.

Французские парламентарии дали положительную оценку своего пребывания в Сирии. Жак Майяр в интервью ливанской газете «Аль-Ахбар» заявил, что «Башар Асад является частью политического решения в Сирии и требования о его немедленном уходе являются необоснованными». Еще более откровенно высказался Франсуа Зокетто. По его словам «Асада поддерживает значительное число сирийцев и он не хочет оставаться изолированным перед лицом угрозы терроризма». «Трудно одновременно бороться с террористами во Франции и игнорировать то, что происходит в Сирии. Светское государство в Сирии завтра может исчезнуть, потому что в стране не осталось так называемой умеренной оппозиции», — подчеркнул сенатор. По мнению Зокетто, «не имеет смысла постоянно твердить о том, что сирийское правительство должно пасть. Если в стране наступит мир, то можно будет усадить за стол переговоров и правительство, и его оппонентов».

Во французских дипломатических кругах интенсивно циркулируют слухи о возможной замене нынешнего посла Франции в Ливане Патриса Паоли советником Ф.Олланда по внешней политике Эмманюэлем Бонне, имеющим большой опыт дипломатических переговоров с сирийцами в 2005-2010 годах. Таким образом, французское посольство в Бейруте вполне может стать каналом для теневых переговоров с правительством Асада.

52.09MB | MySQL:103 | 0,580sec