Что стоит за резким обострением ситуации в Йемене

Масштабные теракты в Йемене, которые произошли в мечетях Саны и унесли жизни порядка 150 человек, некоторые обозреватели называют началом полномасштабной гражданской войны в этой стране. От себя рискнем предположить, что речь идет пока о попытках эту войну стимулировать и спровоцировать. Сами теракты вызывают ряд вопросов. Напомним, что по официальной версии террористы-смертники с «поясами шахидов» взорвали себя в двух мечетях, в которых на тот период времени собрались на пятничную молитву большое количество зейдитов. При этом количество погибших абсолютно нетипично для использования именно этой схемы теракта. Молитва подразумевает большую скученность молящихся, что объективно минимизирует радиус поражения шрапнелью, которая, собственно, и представляет наибольшую опасность в данном случае. При этом пробивная способность самого взрывного устройства в данном случае совершенно недостаточна для того, чтобы каким-то образом поразить такое количество людей что называется «насквозь» Близкостоящие к эпицентру взрыва люди выступают в данном случае, как не цинично это звучит, «живыми бронежилетами». Такое число жертв абсолютно логично для применения противопехотных мин МОН российского производства, которые есть на вооружении йеменской армии. Сказанное совершенно не исключает того, что эти мины принесли на себе в мечеть террористы-смертники. Это о технике, теперь по существу.

Атака против целей зейдитов в Сане абсолютно укладывается в нынешнюю внутреннюю логику конфликта между зейдитами-хоуситами и суннитами-шафиитами. Напомним, что после захвата хоуситами северных провинций и столицы, президент А.М.Хади и его ближний круг сконцентрировался на юге страны, временно перенеся столицу Йемена в Аден. Большинство стран новый режим хоуситов не признали и перенесли свои посольства из Саны в Аден. Таким образом, на сегодняшний день силы, лояльные А.М.Хади дислоцировались на юге; исламисты и радикально настроенные салафиты в основном в Марибе, а хоуситы контролируют север, столицу Сану и морской порт Ходейда. При этом никаких реальных боевых действий стороны не ведут просто в силу того, что у них на это нет достаточных сил, а значительная часть племен Йемена пока сохраняют нейтралитет в той или иной степени. Попытки бывшего президента А.А.Салеха с помощью лояльных ему военных из бывшей Республиканской гвардии поставить под свой контроль стратегический город Таиз и даже аденский аэропорт пока следует расценивать как попытку скорее прозондировать ситуацию «разведкой боем» и дополнительно обострить ситуацию, нежели чем реальное военное наступление. Эксперты при этом сходятся практически в едином мнении о том, что именно бывшему президенту в нынешней ситуации наиболее выгодно спровоцировать большой внутренний вооруженный конфликт, так как в противном случае (условно «относительно мирного противостояния») рано или поздно приведет его к конфликту с теми же хоуситами. Последние, несмотря на нынешний альянс с ним, теплых чувств к А.А.Салеху и его сыну Ахмеду не питают и властью делиться не собираются. А главной задачей А.А.Салеха является именно передача власти в Йемене своему сыну.

В этой ситуации резонансные теракты в мечетях, по задумке их организаторов, должны были спровоцировать наступление хоуситов на Мариб и начало широкомасштабной военной кампании. В ее процессе стороны, по идее А.А.Салеха, максимально обескровят друг друга и тем самым расчистят дорогу к власти для клана бывшего президента. Схематично это выглядит примерно так. Что же касается ответственности «Исламского государства» (ИГ) за произошедшее, то отметим, что она возникла подозрительно очень быстро и основывается на неких данных из исламистских аккаунтов. Как мы понимаем, аккаунты тем и хороши, что в них можно написать, все что тебе нравится. Даже то, что совсем не соответствует действительности. Тем более, что штаб-квартира ИГ в Ираке свою причастность к произошедшему никак не прокомментировала. Но даже если такое и произойдет, то совсем не надо спешить с выводами. ИГ, как и подобает «солидной» террористической организации, будет любыми способами пиарить себя, когда нужно и не нужно, и брать на себя ответственность за все что происходит в мире, включая наводнения и землетрясения. Это правила игры, особенно в условиях «сжимания» плацдарма для маневра и действия. ИГ в данном случае выступает и позиционирует себя как конкурент «Аль-Каиды» на площадке международного исламистского террористического интернационала, и действует соответственно этому, фактически повторяя путь своего основного идеологического противника. «Аль-Каида» также всячески способствовала распространению своего бренда, тем самым создавая иллюзию своего глобального присутствия. С ИГ на фоне сжимающегося вокруг нее кольца на фронте непосредственных боев в Ираке и Сирии происходит примерно та же история. Чем сложнее обстановка на фронтах, тем больше предпринимается усилий для доказательства своего проникновения по всему миру. Это нормальная реакция, но из этого ровным счетом ничего не следует.

Дело в том, что в Йемене нет структур и присутствия ИГ. Это абсолютно логично, поскольку «Аль-Каида Аравийского полуострова» (АКАП) ориентируется, прежде всего, на салафитскую идеологию и внешних спонсоров в лице КСА, но никак не на Багдад. ИГ, как мы уже говорили ранее, является «игрушкой» Катара, но не КСА, а Доха в период свержения А.А.Салеха ставила на йеменский аналог глобального движения «Братьев-мусульман» в лице партии «Ислах». Теоретически Катар, конечно, может затратить часть своих финансовых ресурсов на создание филиалов ИГ и в Йемене, как он это сделал в Ливии и на Синае, но никаких предпосылок пока к этому сценарию нет. Салафитский джихадистский сегмент в Йемене находится по-прежнему в сфере интересов саудитов, но никак не катарцев. Собственно, именно УОР КСА снабжает сейчас исламистских радикалов в Марибе оружием, в том числе и тяжелым, но никак не Доха. Так что логичнее было бы предположить, что в Йемене начала действовать «Джабхат ан-нусра”, но никак не ИГ. Да и жесткое неприятие руководством пакистанской «Аль-Каиды» (и, соответственно, АКАП) любой возможности союза с ИГ также надо иметь всегда в виду. У этих организаций просто разные хозяева, и они друг друга не любят.

Но мы все-таки рискнем утверждать, что за взрывами в зейдитсках мечетях стоят люди А.А.Салеха, а не пресловутая ИГ. Он и раньше «баловался» такими схемами, и сравнительно недавно. Например, пару месяцев назад была подорвана очередь новобранцев-хоуситов у входа в одно из столичных военных училищ. А потом, это крайне выгодно в первую очередь именно ему, так как в случае мирного затишья, он вновь уступит стратегическую инициативу и проиграет, на этот раз уже окончательно.

52.29MB | MySQL:103 | 0,765sec