Ситуация в Турции: март 2015 г.

Всеобщие парламентские выборы, которые состоятся 7 июня с.г., продолжают определять основные акценты внутренней и внешней политики высшего политического руководства Турции и основных оппозиционных партий. Приоритетными на турецком внутриполитическом поле остаются вопросы принятия новой конституции, перехода страны на президентскую форму правления, а также проблема курдского урегулирования.

Согласно социологическому опросу, проведенному компанией Gezici Research, подавляющее большинство граждан Турции выступают против президентской системы правления, которую на нынешнем этапе активно отстаивает президент страны Р.Эрдоган и члены его команды. Президента активно поддерживает премьер-министр А.Давутоглу, который 28 марта в очередной раз категорично заявил о том, что Турция должна перейти к президентской форме правления, так как, по его мнению, парламентская система не соответствует интересам Турции.

Однако по данным исследования, проведенного в 36 провинциях Турции с участием 4 тыс. 860 респондентов, 77,1% граждан не одобряют смену системы правления в Турции. За президентскую систему выступили всего 22,9% респондентов. Среди избирателей правящей Партии справедливости и развития (ПСР) 64% не одобряют переход на президентскую систему. Кроме того, участники опроса считают, что президентская система приведет к увеличению авторитаризма (72%) и к территориальному разделу страны (76%).

Мартовское исследование показало также, что доля голосов, которые избиратели готовы отдать за ПСР, в настоящее время составляет 40%, что существенно отличается от результатов, предоставленных другими социологическими компаниями, показывающими более ощутимое преимущество правящей партии (около 50%). По данным же Gezici, после того как голоса не определившихся во время опроса избирателей распределяются между партиями, на долю ПСР приходится не более 39,3% голосов, в то время как главную оппозиционную Народно-республиканскую партию (НРП) поддерживают 29,6%. Это свидетельствует о росте поддержки НРП по сравнению с прошлыми парламентскими выборами.

Вторая оппозиционная Партия националистического движения (ПНД) по данным этого опроса набирает 17,7% голосов (это больше, чем на предыдущих выборах), а Демократическая партия народов (ДПН) может преодолеть 10-ти процентный барьер, пройти в парламент с поддержкой 11,4 % избирателей и сформировать свою фракцию. Напомним, Gezici Research подверглась в феврале внеочередной проверке со стороны налоговой инспекции после публикации результатов опроса, свидетельствующих о снижении рейтинга правящей ПСР среди населения Турции.

Что касается процесса курдского урегулирования, то и здесь в команде правящей ПСР возникли разногласия, а именно между правительством и президентской командой. Вице-премьер Бюлент Арынч подверг критике заявление президента страны Р.Эрдогана, который выразил несогласие с планами правительства по созданию наблюдательного совета для мониторинга решения курдской проблемы. При этом президент заявил, что не обладает информацией о создании такой группы, узнал об этом из СМИ и негативно относится к этой идее.

«Наше правительство считает полезной создание наблюдательного совета по курдскому урегулированию. Мы отвечаем за этот процесс. Заявление (Р.Эрдогана – авт.) о позитивном или негативном отношении — это личная позиция. Мы любим нашего президента, ценим его заслуги, но не надо забывать, что в этой стране все же есть правительство», — заявил вице-премьер журналистам. Он также отметил, что заявленная публично позиция Р.Эрдогана, который инициировал процесс урегулирования курдской проблемы, может нанести вред и ему, и правительству. По словам Б.Арынча, невозможно представить себе, чтобы президент Турции не знал о планах правительства по созданию наблюдательного совета, так как он регулярно получает об этом всю необходимую информацию. Вице-премьера поддержал руководитель анкарского представительства проправительственной газеты «Ени Шафак» Абдюлькадир Сельви, ряд других бывших соратников Р.Эрдогана.

Примечательно, что и отбывающий пожизненное тюремное заключение лидер запрещенной в Турции Рабочей партии Курдистана (РПК) Абдуллах Оджалан, призвав в своем обращении сторонников созвать конгресс для мирного урегулирования курдской проблемы, в свою очередь, также одобрил идею создания наблюдательного совета. Напомним, что в октябре 2012 года власти Турции начали переговоры с А.Оджаланом с целью урегулирования 35-летнего конфликта, который унес более 40 тысяч жизней. Была разработана «дорожная карта», где обе стороны брали на себя обязательства, направленные на решение затяжного конфликта. Часть пунктов была выполнена, однако впоследствии обе стороны неоднократно обвиняли друг друга в невыполнении договоренностей и обещаний.

Однако общий настрой подавляющего большинства сторонников президента Турции направлен на осуждение критики президента со стороны вице-премьера. В своих заявлениях они потребовали отставки Б.Арынча, обвинив его при этом в сотрудничестве с Фетхуллахом Гюленом, выдачи которого Анкара требует у Вашингтона за антигосударственную деятельность и шпионаж против Турции. Наиболее острое противостояние имело место между старейшими однопартийцами (оба с 1982 года в политике и в ближайшем окружении Р.Эрдогана) Б.Арынчем и мэром Анкары М.Гекчеком, которые готовят документы для выяснения отношений в суде. Критические заявления и обвинения двух политиков в адрес друг друга удалось прекратить лишь после вмешательства премьер-министра А.Давутоглу.

Публичные противоречия такого уровня и глубины на политическом и государственном олимпе Турции превзошли, в т.ч. по возможным своим последствиям, предыдущую отставку министров ПСР, связанную с коррупционным скандалом. Это понимает и предшественник Р.Эрдогана на президентском посту А.Гюль, который после долгих раздумий, несмотря на советы своего ближайшего окружения, принял все же решение, с учетом штормового уровня опасности на нынешнем внутриполитическом поле страны, не возвращаться пока в большую политику, а сосредоточиться на работе в международных структурах.

А.Гюль сообщил, что у него нет ни малейшего намерения баллотироваться в парламент на предстоящих парламентских выборах. «В настоящее время я не строю никаких планов на этом направлении. О возвращении в политику не может быть и речи», — сказал он в беседе с журналистами. Это заявление прозвучало после ряда высказываний президента Р.Эрдогана и высокопоставленных функционеров ПСР, не исключающих вероятность возвращения А.Гюля в правящую партию.

Напомним, что он является одним из основателей правящей ПСР. В августе 2014 года А.Гюль оставил пост президента и передал свои полномочия Р.Эрдогану, который стал первым всенародно избранным турецким президентом. Слухи о соперничестве между ними возникли, когда бывший президент заявил о своей готовности вернуться в большую политику. Однако руководство партии лишило А.Гюля этой возможности, проведя партийный съезд и избрав лидером ПСР А.Давутоглу (это автоматически дало ему право сформировать правительство и возглавить его) всего за несколько дней до официальной передачи президентских полномочий Р.Эрдогану.

Такая напряженная ситуации на олимпе государственной и партийной власти негативно влияет на имидж правящей ПСР накануне всеобщих парламентских выборов. Эксперты полагают, что новому лидеру партии и премьер-министру А.Давутоглу не удается пока в этот сложный период удерживать партийную дисциплину на уровне, которого достиг, в т.ч. авторитарными методами, его предшественник на этих постах Р.Эрдоган. Сказывается, несмотря на очень серьезный процесс подбора кадров в ПСР, определенный «кадровый голод». Это обусловлено в значительной степени положением устава ПСР, который ограничивает депутатские полномочия однопартийцев тремя сроками. В результате к этим выборам более 60 тяжеловесов партии не смогут участвовать в предстоящих парламентских выборах, что, без сомнения, ослабит ее позиции в предвыборной борьбе.

Партийным руководством предпринимаются попытки преодолеть кадровый вакуум с помощью ухода отдельных министров правительства в политику для участия в выборах с целью получить мандат депутата. Так, в отставку ушли ключевые министры правительства: юстиции Бекир Боздаг, внутренних дел Афган Ала и глава Министерства транспорта, судоходства и коммуникаций Лютфи Эльван. Все они поддержали планы Р.Эрдогана и выступили за безотлагательное принятие новой конституции, отметив, что, несмотря на внесение изменений в более чем 100 разделов действующего основного закона, правительство страны не смогло сделать его более демократичным.

По мнению оппозиции, укрепление позиций команды кандидатов в депутаты от правящей ПСР за счет членов кабинета министров облегчит использование властью административного ресурса в ходе предвыборной борьбы. Ее представители также считают, что отклонение Конституционным судом требования ряда оппозиционных партий об отмене десятипроцентного проходного барьера на парламентских выборах «сыграет на руку» правящей партии. Напомним, что согласно действующему закону, партии, которые не набрали на парламентских выборах 10 процентов голосов избирателей, не могут быть представлены в парламенте. В парламентских выборах, которые пройдут 7 июня, примут участие представители 31 политической партии. Из них реальные шансы пройти в парламент имеют 4 партии.

О жесткой кадровой борьбе на олимпе турецкой государственной власти свидетельствует и метаморфоза с громким уходом в отставку для участия в предстоящих выборах главы Национальной разведывательной организации (MİT) Хакана Фидана и таким же неожиданным, спустя месяц, его возвращением на этот пост. Р.Эрдоган в очередной раз в марте выразил свое недовольство в связи с отставкой Х.Фидана, которого он называет «кувшином со своими секретами». Президент подчеркнул, что он не должен был уходить в отставку, так как не получил на это разрешения. Р.Эрдоган, возвращаясь из поездки в Саудовскую Аравию, на борту своего самолета заявил группе журналистов, что MİT является стратегически важным государственным учреждением и отставка Х.Фидана огорчила его, так как он принял это решение, не посоветовавшись с президентом.

Напомним, что Х.Фидан покинул пост главы MİT 7 февраля, чтобы баллотироваться в парламент на предстоящих выборах от правящей ПСР. А уже 9 марта после неоднократных критических заявлений президента об этом, по его мнению, непродуманном шаге главы разведки, Х.Фидан объявил, что снимает свою кандидатуру с предвыборного марафона.  После этого он вновь был назначен главой разведки. Отставка, несмотря на недовольство президента, руководителя MİT с целью баллотироваться в парламент была истолкована как свидетельство вероятного раскола в отношениях между Р.Эрдоганом и правящей партией во главе с А.Давутоглу. Оппозиционные партии критиковали возвращение Х.Фидана, утверждая, что это «подло и незаконно». Р.Эрдоган, добившись своего, безапелляционно заявил, что «не существует никаких законных юридических препятствий для его возвращения на прежнюю должность».

По оценке экспертов, важным внутриполитическим событием и еще одним подспорьем для правящей ПСР накануне парламентских выборов является принятый 27 марта парламентом многострадальный закон о внутренней безопасности. Согласно закону, разработанному по инициативе ПСР и правительства, полиция получила более широкие полномочия во время уличных беспорядков, а их участники будут нести более серьезные наказания в случае нарушения этого закона. В частности, предусматривается уголовная ответственность для участников акций протеста в том случае, если их лица закрыты масками, а также за использование горючих смесей («коктейлей Молотова»), фейерверков, железных шаров, рогаток и других устройств, которые приравнены законом к оружию. Запрещается использовать одежду, плакаты, баннеры с изображенными на них символами запрещенных организаций.

Значительно расширяются полномочия сотрудников силовых структур. Теперь должностные лица имеют право на обыск лиц, их имущества и личных транспортных средств на основе устных инструкций и приказов от руководства. Для разгона несанкционированных демонстраций, митингов и собраний полиция теперь имеет право использовать водометы с подкрашенной водой, задерживать подозреваемых участников уличных беспорядков на 48 часов, а не как ранее на 24 часа. Также в соответствии с принятым парламентом пакетом реформ, направленных на обеспечение безопасности населения, жандармерия выводится из подчинения вооруженных сил и будет контролироваться министерством внутренних дел.

Власти считают, что эти меры соответствуют нормам ЕС.  Оппозиционные партии выступили категорически против нового закона, утверждая, что его принятие приведет к нарушению прав человека в Турции. Как известно, обсуждение законопроекта в парламенте продолжалось несколько недель и сопровождалось бурными дискуссиями, переходящими в драки между депутатами, которые завершались госпитализацией народных избранников. ПСР, используя большинство в парламенте, сумела буквально «продавить» это закон.

Лидер основной оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП) Кемаль Кылычдароглу заявил, что у правительства есть досье на всех турецких граждан, и обвинил правительство в создании гестаповского режима. Согласно документу, имеющемуся в распоряжении генерального председателя НРП, одно из подразделений Главного управления безопасности собирает, по его словам, информацию обо всех гражданах Турции. Он сообщил, что вся личная информация о гражданах собирается с помощью специальной компьютерной программы анализа данных под названием «Deva I и II». «Страной руководят чиновники, мыслящие как сотрудники гестапо», — заявил политик на заседании парламентской фракции НРП.

Депутат Демократической партии народов (ДПН) А. Зозани подал официальный запрос в парламент о 20 тысячах офицеров, которые в ходе подготовки к предстоящим выборам будут, по его сведениям, размещены в юго-восточных провинциях Турции, населенных в основном курдами.  По мнению депутата, размещение в 18 муниципалитетах компактного проживания курдов 20 тысяч сотрудников полиции преследует цель «защитить правительственную администрацию и повлиять на результаты выборов в свою пользу». «Все указывает на попытку подавить избирательную кампанию нашей партии в тех городах, где она пользуется поддержкой подавляющего большинства населения», заявил депутат парламента от ДПН.

Несмотря на ощутимую поляризацию турецкого общества и напряженность на внутриполитическом поле страны в связи с приближающимися всеобщими парламентскими выборами, власти приняли решение о строительстве первого национального космодрома и создании Института космических исследований. Уже определено место для строительства космодрома и института. Объекты будут размещены в одной из центральных провинций Турции. После завершения строительства космодрома Турция начнет запускать с него отечественные спутники, а также сдавать в аренду стартовые комплексы. Напомним, что до сих пор все турецкие спутники запускались в космос с космодрома Байконур и китайской базы Цзюцюань.

Анкара, вопреки замедлению темпов развития экономики, росту уровня безработицы (составляет 9,6%) и инфляции (лира потеряла 11,5% по отношению к доллару США с начала года), продолжает уделять значительное внимание оборонной промышленности. В Турции объявлено о начале в ноябре 2016 года серийного производства первого турецкого танка нового поколения Altay. Производство танков будет организовано на заводах в северо-западной провинции Сакарья. Тестирование отечественного танка Altay прошло в июле 2013 года. Ожидается, что первая партия составит 250 танков, стоимость одного танка 5,5 млн долл. США. Эксперты указывают на тот факт, что Турции удалось достичь довольно высокого уровня самообеспечения в сфере оборонной промышленности в 54%.

Британский банк HSBC намерен покинуть турецкий финансовый рынок. Причина такого намерения банка, по мнению турецких СМИ, связана с экономическим кризисом, который происходит в мире. Банк HSBC пришел на турецкий рынок в 1991 году. В 1999 году HSBC приобрел турецкий Demirbank. На данный момент банк имеет в Турции 298 филиалов. Это не первый уходящий из Турции западный банк. Аналогичные планы у Royal Bank of Scotland (RBS) и американского Citibank, который продает свою долю участия в турецком банке Akbank. Общая стоимость выставленных на продажу акций банка составляет 1,2 млрд долл. США. Банковский сектор Турции является одной из ведущих сфер экономики страны. В Турции функционируют 49 банков, из которых 16 созданы с участием зарубежного капитала.

Из вопросов внешней политики, полагают эксперты, следует обратить внимание на турецко-американские отношения, негативную тенденцию которых в марте преодолеть не удалось. В качестве подтверждения развития отношений двух союзников в негативном направлении они указывают на письмо 74-х сенаторов США государственному секретарю США Джону Керри, в котором они выразили обеспокоенность «оскорблением основных принципов демократии» в Турции.

Ранее с аналогичным посланием к госсекретарю США обратились 90 членов Палаты представителей американского Конгресса. Они настаивали на принятии мер для защиты свободы прессы в Турции, где усилилось безжалостное подавление инакомыслия. Законодатели призвали Дж.Керри выступить против нарушения свободы прессы в мусульманском государстве, которое является членом НАТО и союзником США. Это обращение вызвало резкую критику со стороны турецких политиков и проправительственных СМИ. Президент Турции Р.Эрдоган назвал членов Палаты представителей «арендованными» людьми. Проправительственные СМИ заявили, что подписавшиеся под письмом американские законодатели были подкуплены. Письмо американских сенаторов главе Госдепартамента вызвало в Турции аналогичную реакцию.

В документе, подготовленном сенаторами, приведены данные из доклада ведущих мировых адвокатов, представляющих организацию Human Rights Watch, которые утверждают, что администрация Р.Эрдогана начала «подавление» критики в турецких СМИ. Недавний доклад Гарвардского университета выявил курс на ужесточение контроля со стороны турецкого правительства за деятельностью независимых СМИ. В докладе также говорится, что по крайне мере 1000 журналистов потеряли работу с 2013 года после акций протестов в парке Гези возле знаменитой стамбульской площади Таксим.

Организация «Репортеры без границ» (RSF) поместила Турцию на 149-е место среди 180 стран в своем очередном Индексе свободы прессы, а другая правозащитная организация Freedom House в своем докладе «Свобода прессы» охарактеризовала Турцию как страну, в которой пресса «не свободна». В марте Госдепартамент США заявил, что свобода работающих в Турции журналистов является одной из «серьезных постоянных проблем» Вашингтона, связанных с этой страной. Госдепартамент заявил, что Дж.Керри даст ответ на оба письма.

С подачи Вашингтона ЕС, в свою очередь, демонстрирует нежелание принять президента Р.Эрдогана в Брюсселе накануне выборов в Турции. Евросоюз отложил подготовку к визиту президента Турции. Основанием для подобного решения послужило недовольство ЕС в связи с недавними действиями турецкого правительства (арестами журналистов) и негативными замечаниями Р.Эрдогана в адрес организации. Ранее премьер-министр Турции А.Давутоглу и министр по делам ЕС В.Бозкыр заявляли, что в мае или апреле Р.Эрдоган посетит Брюссель, где проведет переговоры с руководителями ЕС и выступит перед Европейским парламентом. Однако источники в Брюсселе, пожелавшие остаться анонимными, сообщили турецкой газете Today’s Zaman, что ЕС не готовится к встрече Р.Эрдогана накануне июньских выборов.

В марте эксперты вновь заговорили о ситуации с тендером на закупку Турцией китайских систем ПРО, которая также не способствует устранению разногласий в турецко-американских отношениях.   Представитель китайской компании Precision Machinery Import and Export Corp (CPMIEC), выступая на 13-й Международной выставке авиационно-космической и военно-морской техники LIMA-2015 в Малайзии на острове Лангкави, заявил, что Китай одержал победу в тендере на поставку в Турцию ЗРК дальнего радиуса действия HQ-9 (экспортное обозначение FD-2000).

Как известно, данный тендер в 2013 году выиграла китайская компания CPMIEC. В сентябре 2014 года РЭрдоган заявил, что в ходе переговоров с Китаем возникли некоторые разногласия по вопросам совместного производства и ноу-хау систем противоракетной обороны. Президент добавил, что Турция начала переговоры о закупке аналогичных систем с Францией. Участвовавшая в тендере компания Eurosam, принадлежащая франко-итальянскому разработчику ракет консорциуму MBDA, назвала сумму в 3,4 млрд долл. США за поставку ПРО и заняла второе место в конкурсе, проиграв китайской CPMIEC.

Наряду с этим, представитель секретариата оборонной промышленности Турции 17 февраля с.г. сообщил, что Анкара до сих пор не приняла окончательного решения относительно закупки систем противоракетной обороны дальнего радиуса действия, и переговоры с Китаем все еще продолжаются. Турецкий эксперт по военным вопросам и безопасности профессор Д.Явуз заявил, что предложение китайской фирмы стало лучшим в рамках объявленного тендера, который проходил еще в 2013 году. Китайская компания согласились передать технологию в Турцию. Значительная часть производства систем противоракетной обороны также будет осуществляться на турецких предприятиях. Министр обороны Исмет Йылмаз, отвечая на парламентский запрос оппозиции, сообщил, что система ПРО, в отношении которой Турция продолжает переговоры с китайской компанией, не войдет в коллективную систему НАТО.

Февральское заявление министра обороны говорит о том, что Турция продолжает работать именно с китайским победителем тендера. «Проект будет реализовываться за счет внешнего финансирования. Работа по оценке предложений была завершена и никакой новой официальной заявки получено не было», — сообщил И.Йылмаз. «Данная система будет интегрирована в национальную систему обороны Турции и будет использоваться без интеграции с НАТО», — добавил он.

Представители НАТО и США заявили, что сотрудничество Турции с Китаем на данном направлении может создать проблемы в обеспечении совместимости вооружения участников альянса и, как следствие, нанести серьезный ущерб его коллективной безопасности. Эксперты высказывают сомнение в том, что Анкара сумеет выдержать давление союзников по НАТО и довести ракетную сделку с Китаем до логического конца. Тем не менее, в марте представитель Китая на международной выставке в Малайзии вновь продемонстрировал уверенность в победе Пекина в этом ракетном марафоне.

Анкара подтвердила еще раз приоритетность центральноазиатского направления своей внешней политики. Подтверждением стали переговоры 3-4 марта президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова в Турции. Напомним, что в ноябре 2014 г. президент Р.Эрдоган посетил с официальным визитом Ашхабад. Нынешний турецко-туркменский саммит в Анкаре — это ответное мероприятие, в рамках которого был подписан пакет двусторонних документов. Это совместное заявление президентов двух стран, а также межправительственные соглашения о сотрудничестве в сфере социальной защиты, координации международных перевозок грузов, взаимодействия между Союзом промышленников и предпринимателей Туркменистана и Организацией внешнеэкономических связей Турции. Для туркменской стороны Турция является ближайшим стратегическим партнером, — заявил туркменский лидер по итогам переговоров.

Президент Р.Эрдоган, в свою очередь, констатировал, что Турция расценивает этот визит главы Туркменистана как важное событие в истории взаимовыгодного межгосударственного диалога, новое свидетельство нерушимости туркмено-турецкой дружбы. Турецкий лидер, подтвердив приверженность Турции курсу на полномасштабное, стратегическое партнерство с Туркменистаном, особо отметил большой личный вклад туркменского президента в успешное развитие двусторонних отношений, которые год от года обретают новое наполнение. Эксперты отмечают тот важный факт, что двусторонние переговоры на высшем уровне приобретают регулярный и конкретный характер.

Объем двустороннего товарооборота между Туркменистаном и Турцией в 2014 году вырос на 26,6 процента, превысив 6 млрд долл. США.  По итогам 2014 г. в общем торговом обороте Туркменистана Турция заняла второе место. О динамичном, набирающем темпы торгово-экономическом взаимодействии двух стран свидетельствует и тот факт, что сегодня в различных отраслях экономики Туркменистана активно работает около 600 турецких компаний и бизнес-структур.

В частности, президент Туркменистана отметил значимый вклад турецких партнеров в становление текстильной индустрии страны, привел конкретные примеры взаимовыгодного сотрудничества в энергетической, строительной, транспортной, перерабатывающей отраслях туркменской экономики и других сферах. Турецкие компании реализуют такие крупные проекты как строительство международного морского порта в городе Туркменбаши и международного аэропорта в столице Туркменистана, автобанов, транспортных развязок и эстакад.

Кроме того, турецкие фирмы принимают активное участие в строительстве объектов химической промышленности Туркменистана. По данным СМИ, продуктивное взаимодействие осуществляется в области электроэнергетики, где компании Турции реализуют проект по модернизации системы энергоснабжения Ашхабада, возводят крупные электростанции в Лебапской и Марыйской областях. При участии турецких партнеров уже осуществлен ряд проектов в сфере сельского хозяйства и пищевой промышленности Туркменистана.

В ходе нынешних переговоров стороны, учитывая выгодное географическое положение Турции и богатый ресурсный потенциал Туркменистана, подтвердили особую заинтересованность в углублении сотрудничества в энергетике и транспортно-коммуникационной сфере. Состоялся обмен мнениями о новых перспективных направлениях и объектах партнерства в энергетической отрасли. Турецкие партнеры, по мнению Ашхабада, проявляют большой интерес к совместному выводу туркменских энергоносителей на мировые рынки, что имеет стратегическое значение. Договорились продолжить работу по формированию международно-правовой базы с целью реализации данных проектов на практике.

По словам Р.Эрдогана, Туркменистан является ключевой страной для транспортировки газа из Центральной Азии на европейский рынок и прилагает усилия для того, чтобы воспользоваться этой возможностью. По мнению турецкого президента, в ходе переговоров удалось зафиксировать схожие точки зрения по этому важному вопросу. Договорились форсировать организацию встречи Азербайджана, Турции и Туркменистана в этом году в Ашхабаде для обсуждения этого и других энергетических проектов. Напомним, что на данном этапе Турция уже импортирует туркменский газ через Иран.

И еще один зарубежный визит турецкого лидера привлек внимание экспертов. Переговоры Р.Эрдогана и президента Украины П.Порошенко в Киеве продемонстрировали отсутствие реальной возможности украинской экономики в нынешнем ее состоянии реагировать на конкретные предложения партнеров по переговорам. А потому Киев ограничился лишь выражением заинтересованности в реализации международных газотранспортных проектов. В частности, в участии украинских компаний в строительстве газопровода TANAP, в поставках природного газа из источников Каспийского шельфа и стран Центральной Азии, в обмене опытом по строительству подземных газохранилищ и условий хранения газа в украинских подземных газовых хранилищах. Киеву, по всей видимости, неизвестно, что о таком опыте могут лучше рассказать китайцы, которые уже строят в Турции такие газохранилища.

Напомним, что проект TANAP предусматривает транспортировку газа с азербайджанского месторождения «Шах Дениз» от грузино-турецкой границы до западной границы Турции. Первоначальная пропускная способность трубопровода, как ожидается, составит 16 млрд куб. метров газа в год. Около 6 млрд куб. метров будет поставляться в Турцию, а остальное в Европу. В Турцию газ попадет уже в 2018 году, а после завершения строительства Трансадриатического газопровода (ТАР) газ поступит в Европу ориентировочно в начале 2020 года. Эксперты полагают, что сегодня трудно представить, чем и как Украина может поучаствовать в этом проекте.

Сообщалось также со ссылкой на президента П.Порошенко о том, что Украина и Турция договорились в рамках визита о разработке и производстве регионального пассажирского самолета для нужд Турции на базе технологий украинского государственного предприятия «Антонов». Наработки таких договоренностей существовали и проговаривались сторонами еще во времена В.Януковича. Планировалось их оформить после обсуждения на уровне экспертов в соответствующие межгосударственные соглашения, однако турецкая сторона уже тогда сомневалась в достаточном потенциале Киева на этом направлении. Эксперты уверены, что новые власти не только не усилили этот потенциал, но и растеряли то, что имели в этой сфере ранее.

Украинский президент заявил с особым акцентом на членство Турции в НАТО также и о том, что в рамках, по его словам, эффективных, продолжавшихся три часа переговоров, обсуждалась и военно-техническая помощь Украине. Примечательно, что с турецкой стороны не прозвучало даже малейшего намека о такой помощи со стороны Анкары. Как и о совместной с турками многомиллиардной космической программе, о которой сообщил президент Украины на брифинге в Днепропетровске 26 марта. «Только не все можем о ней сейчас говорить», — загадочно добавил П.Порошенко.

Попытки Киева разыграть в ходе визита карту крымских татар не принесли желаемых результатов. Р.Эрдоган дал понять, что осведомлен о их истинном положении лучше украинской стороны, а потому ограничился дипломатичным заявлением о необходимости постоянного мониторинга положения крымских татар и готовности Анкары продолжать ставить их проблемы в повестку дня не только в рамках двусторонних контактов, но и в любом международном формате.

Киев, как и ожидалось, всячески попытался убедить Анкару в бесперспективности проекта «Турецкий поток». Однако Анкара подошла к этому вопросу с точки зрения экономической целесообразности и успокоила украинскую сторону тем, что в будущем Украина сможет покупать газ у Турции. Другими словами, не исключено, что Украина, по мнению турок, также сможет извлечь выгоду от энергетического центра, которым становится Турция в т.ч. с помощью реализации «Турецкого потока».

Турецкая сторона подтвердила в Киеве, что не разрешит проход LNG-танкеров через пролив Босфор, которые могли бы доставить сжиженный газ в Украину. Причиной такой позиции Анкары является вопрос безопасности и возможные риски для жителей Стамбула и самого города, который пересекает Босфор. LNG-танкеры значительно больше нефтяных. В случае аварий, а они с нефтяными танкерами уже случались в Босфоре, последствия для населения и Стамбула будут разрушительными. В Киеве договорились о том, что Анкара выделит кредит в 50 млн долл. США для покрытия украинскими властями дефицита бюджета, а также гуманитарную помощь Украине в размере 10 млн долл. США.

Газовая проблематика была в марте основной в российско-турецких переговорах. Министр энергетики и природных ресурсов Турции Танер Йылдыз сообщил, что Москва и Анкара договорились о скидке в 10,25% на поставляемый в Турцию российский газ. Однако это, по сообщениям турецких СМИ, не окончательный размер скидки. Анкара по неофициальным данным настаивает на 15% с декабря 2024 г.  Обсуждение этого вопроса продолжается. Не исключено, что и Россия, в свою очередь, потребует взамен определенных льгот в плане выхода Газпрома на турецкий внутренний газовый рынок.

Эксперты обратили внимание на тот факт, что турецкая сторона не распространила официального сообщения о своем отказе от скидки Газпрома в размере 10,25%. Полагаем, что целенаправленные сообщения отдельных, не только турецких, СМИ о взаимоотношениях российской компании с турецкой стороной напоминают неуклюжую попытку оказать на Россию информационное давление, прежде всего в рамках переговоров по вопросу размера скидки на российский газ. Эти попытки выглядят не совсем корректными, так как свидетельствуют о желании внести диссонанс в российско-турецкое сотрудничество в газовой сфере, а также о непонимании определенных кругов того, что вопрос о скидке является не разногласием сторон, а лишь техническим моментом обсуждений партнеров, которые уже давно научились решать проблему за столом переговоров.

Пример адекватной оценки складывающейся ситуации по этому вопросу неожиданно продемонстрировал экс-помощник госсекретаря США по Южному Кавказу, директор Международного центра оборонных исследований в Таллине Мэтью Брайза, которого трудно заподозрить в симпатиях к России. По его словам, переговоры по вопросу о скидке — это обычная часть переговорного процесса, которая никак не повлияет на дальнейшую реализацию проекта «Турецкий поток». По его мнению, Россия и Турция, в конечном счете, придут к взаимовыгодному соглашению по поставкам газа.

Сообщения СМИ о проблемах в переговорах по газопроводу «Турецкий поток» и скидках были опровергнуты и турецкой стороной. «Все разговоры о том, что существуют проблемы в переговорах с российскими партнерами, беспочвенны», – заявил министр энергетики и природных ресурсов Турции Танер Йылдыз. «Я уже заявлял о достижении скидки в 10,25%. Это значит, что так оно и есть, потому что я представляю официальный источник информации. Документы по скидке пока не подписаны, но это уже технические детали. Главное, что мы договорились, а подписи последуют» — констатировал министр.

Напомним, что Россия является основным поставщиком природного газа в Турцию. В 2014 г. году в Турцию были поставлены 26,7 млрд куб. метров российского газа. В текущем году планируется увеличить по просьбе турецкой стороны объем поставок до 30 млрд куб. метров. По данным СМИ, Турция закупает российский газ по 425 долл. США за 1 тысячу кубометров, иранский — по 490 долл. США, азербайджанский – по 335 долл. США. Меморандум о строительстве газопровода «Турецкий поток» Газпром и турецкая трубопроводная компания Botas подписали первого декабря 2014 года в рамках официального визита в Турцию президента РФ В.Путина. Мощность трубопровода составит 63 млрд куб. метров, из которых около 50 млрд куб. метров планируется поставлять на новый газовый хаб на турецко-греческой границе, 13 млрд куб. метров — для внутренних потребностей турецкого рынка.

Россия и Турция договорились о дальнейшем развитии сотрудничества в сфере освоения космоса. Ученые двух стран констатировали свое желание взаимодействовать по большему количеству направлений в сфере освоения космоса и подписали в Москве Договор об условиях совместной эксплуатации телескопа RTT150 и международной орбитальной астрофизической обсерватории «Спектр-Рентген-Гамма». Телескоп RTT150 расположен на горе Бакырлытепе, что в 50 км от г. Анталья, и дает возможность проведения важных совместных работ по исследованию космоса. Телескоп RTT150 является самым крупным оптическим российско-турецким телескопом, который был построен в 1998 году после подписания соответствующего Протокола между Россией и Турцией.

Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу заявил о начале работ над реализацией возможности россиян посещать Турцию по внутренним паспортам. Он сообщил о мероприятиях, направленных на облегчение въезда иностранных туристов в Турцию. Для реализации этой цели, по его словам, начала применяться электронная система получения виз. «На сегодняшний день 6,5 миллионов человек смогли получить визу благодаря этой системе. Мы смогли избавиться от очередей в наших аэропортах. Люди заходят в систему из дома, с работы или находясь в кафе. За 3 минуты они получают электронную визу», — сказал министр. Таким образом, в скором времени россияне смогут ездить в Турцию без загранпаспортов. Министерство культуры и туризма Турции, в свою очередь, считает, что разрешение россиянам посещать страну с внутренними паспортами приведет к дополнительному росту числа отдыхающих в Турции российских туристов, несмотря на антироссийские санкции, введенные США и ЕС.  В 2014 году Турцию посетили более 4,38 млн граждан России.

В предыдущих статьях мы неоднократно отмечали развитие динамичного сотрудничества Турции с российскими регионами вопреки санкциям в отношении России. Еще одним примером этого направления российско-турецких отношений стал визит в марте представительной делегации турецких предпринимателей в Волгоградскую область. Стороны договорились о сотрудничестве в сельском хозяйстве, дорожно-транспортной сфере и других отраслях. Активно реализуются три совместных проекта: по модернизации городской транспортной инфраструктуры, строительству хладокомбината и тепличного комплекса. Турецкие инвесторы выразили готовность вложить в волгоградскую экономику больше 3 млрд рублей и создать 500 новых рабочих мест.

Отметим, что в 2014 году Турция заняла третье место среди 122 внешнеторговых партнеров этого российского региона по объему товарооборота. По сравнению с 2013 годом он увеличился на 7,5% и составил почти 309 миллионов долларов. Во внешней торговле с Турцией участвуют 37 волгоградских предприятий. Регион поставляет турецким партнерам топливо и нефтепродукты, черные металлы, технический углерод, зерновые культуры, алюминий. В свою очередь Волгоградская область импортирует из Турции механическое оборудование и устройства, масличные семена и плоды, черные металлы и изделия из них, транспортные средства, пластмассовую продукцию. В регионе также зарегистрированы 17 предприятий с участием турецкого капитала, которые относятся к сфере торговли, услуг и строительства.

Турецкая делегация посетила также Ивановскую область и провела встречу с представителями Торгово-промышленной палаты этого российского региона. Договорились об увеличении числа совместных компаний. В настоящее время в Ивановской области успешно работают три предприятия с участием турецкого капитала. Турция входит в число крупнейших торговых партнеров региона.

Министр строительства и ЖКХ РФ Михаил Мень отметил рост интереса турецких компаний к российской строительной отрасли, несмотря на антироссийские санкции. По его словам, для турецких компаний российский рынок уже привычный, турецкие специалисты много работают на нем как подрядчики и инвесторы. «Однако их интерес сегодня не только не снижается, но и усиливается. Достигнута договоренность о переговорах в Москве в апреле с целью обсуждения конкретных проектов», — заявил министр.

В марте турецкая делегация в составе заместителей мэров ряда городов, представителей бизнеса и общественности побывала и в Крыму. Турецкие чиновники, входящие в делегацию, стали первыми официальными представителями властей иностранного государства, посетившими Крым после воссоединения с Россией. Эксперты полагают, что Анкара будет продолжать наращивать торгово-экономические отношения с этим регионом, так как это отвечает интересам Турции.

Глава МЧС России В.Пучков и заместитель премьер-министра Турции Н.Куртулмуш на двусторонней встрече в рамках 3-й Всемирной конференции ООН по уменьшению опасности бедствий договорились об усилении сотрудничества в области управления рисками. «Такие договоренности позволят обеспечить безопасность реализации крупных инфраструктурных проектов на территории России турецкими компаниями, а также проектов, осуществляемых российскими организациями в Турции. В частности, взаимодействие будет усилено по проекту газопровода «Турецкий поток», — заявил В.Пучков по итогам переговоров.

По его словам, стороны договорились также об организации тесного взаимодействия между службами двух стран с целью обеспечения безопасности жизнедеятельности населения России и Турции. Это касается развития системы мониторинга и прогнозирования землетрясений, неблагоприятных склоновых процессов, цунами, а также аварий и катастроф техногенного характера.

Москва и Анкара будут сотрудничать по вопросам обеспечения безопасности и оказания помощи российским туристам в Турции и турецким туристам в России. С этой целью будет упрощен регламент информационного взаимодействия Национального центра управления в кризисных ситуациях России и соответствующих структур в Турции при возникновении аварий, ДТП с тяжелыми последствиями и других проблем, оказании помощи людям, попавшим в беду, а также их родным и близким.  Российские и турецкие спасатели активизируют также взаимодействие в сфере проведения практических мероприятий по подготовке соответствующих специалистов.

44.15MB | MySQL:92 | 0,966sec