Пакистан: программа дерадикализации в Панджабе

В конце марта 2015 г.  федеральная армия Пакистана запустила программу дерадикализации в крупнейшей провинции Пакистана – Панджаб. Программа ставит целью  проведение комплекса мероприятий, направленных на  социальную адаптацию боевиков, сложивших оружие.  Проект  реализуется в соответствии с Национальным планом действий (НПД).

НПД  разработан генералитетом и одобрен  федеральным правительством в декабре 2014 г.;  включает несколько пунктов, основными из которых являются: военные операции против местных и иностранных боевиков, ликвидация  их мест укрытий,  формирование военных судов, судебное преследование лиц, совершивших или  подозреваемых в совершении  террористических актов,  программа социальной реабилитации лиц. отказавшихся от вооруженной борьбы против центральных властей  и т.д.

Программа  дерадикализации была  разработана в 2009 г. в рамках новой в тот период доктрины национальной безопасности, и впервые была  применена для боевиков, которые в долине Сват вели террористическую деятельность против государственных институтов Пакистана.  В рассматриваемый период она охватывала до  350  боевиков и имела определенный успех; часть ее участников после адаптационного периода смогли  вернуться  к  нормальной повседневной жизни. В Панджабе  реализация программы дерадикализации  стала возможной  после введения  в январе 2015 г.  21-ой поправки к конституции, предусматривавшей формирования военных судов и предоставившей определенные легитимные права военнослужащим в действиях против  антигосударственных элементов.

Почему Панджаб? Крупнейшая в Пакистане провинция Панджаб относительно недавно стала открытой для проведения каких-либо антитеррористических мероприятий федеральной  армией. Это связано, начиная с 2008 г. с политикой  главного министра провинции Панджаб Шахбаза Шарифа, и  в дальнейшем его родного брата – Мухаммада Наваз Шарифа, ставшего премьер-министром Пакистана (июнь 2013 – настоящее время). В первой декаде  ХХI века они резко критиковали экс-генерала-президента П.Мушаррафа за военные операции против боевиков из Движения Талибан Пакистана (ДТП), призывали к мирным переговорам с боевиками.    Недавно в пакистанских СМИ  были опубликованы статьи,  в которых утверждалось, что Шахбаз Шариф планировал заключить сделку с пакистанскими талибами, руководство которых было близок к Усаме бен Ладену. Целью его переговоров с ДТП — получить  гарантии от терактов в Панджабе. Как пишет пакистанская газета TheFrontierPost «Правительство заявило, что оно было готово заплатить любую цену…». 

Либеральная политика Шарифов  в Панджабе косвенно оказала влияние на  бесконтрольный рост числа негосударственных (читай – незарегистрированных – Н.З.)  медресе, учащиеся которых зачастую рекрутировались в ряды  антиправительственных организаций и движений.

В 2008 – 2013 гг., годы правления  президента Асифа Али Зардари и его Пакистанской народной партии,  территория Панджаба, являясь вотчиной  клана Шарифов (основного политического оппонента)  была практически недоступна для федеральных властей.   В 2010 г. министр внутренних дел Пакистана Р.Малик подчеркивал, что панджабские боевики (панджабское отделение ДТП) вели активную подрывную деятельность в стране, в первую очередь на Территории племен федерального управления, так называемой зоне пуштунских племен. В том  же  году  по сообщениям пакистанской прессы  до 90 процентов терактов в крупных городах страны были проведены при участии ДТП, «Лашкар-и Джангви» и «Сипах-и-Сахаба».
Учитывая эти обстоятельства и другие факторы, в Панджабе в последние годы появилось значительное количество организаций с оружием в руках выступавшие против властей Исламабада. В силу ряда обстоятельств, (например,  федеральная армия в июне 2014 г. развернула широкомасштабную кампанию по ликвидации боевиков и мест их укрытий в Северном Вазиристане на границе с Афганистаном, и в дальнейшем в некоторых внутренних районах страны) это способствовало «уходу» нескольких запрещенных организаций   из Пакистана.  Лидер  панджабского ДТП  Асмат Улла Муавии  осенью 2014 г. принес присягу верности лидеру афганских талибов, мулле Омару  и  заявил о  начале антиправительственных вооруженных действий в Афганистане, что обеспокоило. В сентябре 2014 г. в заявлении МИДа говорилось, что правительство Афганистана передало поверенному в делах Пакистана в Афганистане М.Шаху серьезные опасения  в связи с заявлением боевиков Панджаба.   

В марте 2015 г. полиция Панджаба  подготовила список  с именами 110 разыскиваемых террористов,  участвовавших в убийствах на религиозной почве и других терактах, например, нападениях на военнослужащих  пакистанской армии и государственных чиновников высшего ранга. 

Программа дерадикализация была запущена в Панджабе с целью «вернуть боевиков ДТП  в социальное русло». Она учитывала приобретенный опыт  проведения аналогичного проекта в Свате. 

Учитывая масштабы  террористической деятельности и огромное число боевиков в Панджабе,  программа дерадикализации  включает уже более тысячи человек и охватывает  три крупных района провинции: северный,  центральный и южный. В общей сложности курс реабилитации рассчитан на девять месяцев и проводится по трем основным направлениям: техническое образование,  социальная мотивация и изучения ислама. В рамках проекта специалисты работают с тремя  основными группами боевиков: с  несовершеннолетними, до 18 лет (эта часть программы носит название Sabawoon); с  боевиками старше 18 лет (Misha) и так называемая семейная программа (Sparlay),   когда одновременно ведется работа и с боевиками и членами их семей.

Программа дерадикализации  направлена на поведенческое изменение пакистанских боевиков, и ставит целью снижение будущих возможных  угроз со стороны потенциальных  террористов.  Подобные проекты по дерадикалицации экстремистов проводились в Ираке, Афганистане, Великобритании, Египте, Иордании, Саудовской Аравии, США и некоторых других странах.

52.15MB | MySQL:103 | 0,445sec