Саудовская Аравия и удары по Йемену: в чем обвиняют Россию?

Саудовская пресса продолжает сообщать об «успехах действующей против хуоситов и сторонников бывшего президента Абдаллы Салеха» в Йемене коалиции. Эти успехи «многочисленны»: продвижение «бунтовщиков» в направлении Адена остановлено, снабжение их военизированных формирований прервано, «народные комитеты» сторонников Абд Раббо Мансура Хади на юге получают «необходимую помощь оружием» и формируют ополчения, встающие на сторону лояльных «законному президенту» армейских частей. Наконец, меры, принимаемые саудовскими вооруженными силами на границе с Йеменом, как и воздушные удары по северным районам этой страны, «значительно снизили уровень опасности, грозившей королевству». Все это позволило саудовскому Совету министров, последнее заседание которого, проходившее 6 апреля 2015 г. под руководством короля Сальмана бен Абдель Азиза, заявить, что «Королевство, продолжая операцию “Буря решимости” будет и далее оказывать помощь соседней стране, ее народу и законному руководству, обратившемуся с просьбой защитить безопасность, независимость и суверенитет Йемена».

Саудовское руководство, тем не менее, стоит перед необходимостью поиска путей для решения гуманитарных вопросов, встающих в связи с продолжением операции «Буря решимости». Эти вопросы, в свою очередь, превращаются в еще одно свидетельство конфликтности саудовско-российского политического взаимодействия, существовавшей на всем протяжении времени после сентября 1990 г., когда было достигнуто соглашение о восстановлении советско/российско-саудовских дипломатических связей (лишь дважды, но кратковременно – в начале 1990-х гг. и в начале 2000-х гг., эпоху первого пребывания В. Путина на посту российского президента, эти связи выходили из ситуации стагнации и демонстрировали возможность положительной эволюции). 3 апреля 2015 г. саудовский посол в ООН Абдалла аль-Муаллими заявил, что «Саудовская Аравия не видит необходимости в представленном Совету Безопасности российском проекте резолюции» в связи с положением в Йемене, подчеркнув, при этом, что предложенный арабскими странами проект «включает все пункты гуманитарного и политического характера, связанные с йеменским кризисом». По словам саудовского дипломата, «военные действия – этап на пути к политическим действиям, и мы не стремимся навязать какое-либо решение, кроме того, с которым согласятся все йеменцы в ходе национального диалога». Это означает, как подчеркнул А.аль-Муаллими, что «для того, чтобы диалог мог иметь место, хоуситы должны покинуть Сану и все контролируемые ими города, но пока они отказываются это сделать».

Итак, повод для нового обострения саудовско-российского политического взаимодействия – российский проект резолюции по Йемену. Однако список предъявляемых саудовской стороной в адрес России обвинений на этом не заканчивается. Конечно, в ходе заочной полемики главы саудовского внешнеполитического ведомства Сауда аль-Фейсала и российского президента В.Путина на последнем саммите Лиги арабских государств в Шарм-аш-Шейхе саудовский сановник сказал многое, но, поскольку этот случай был чрезвычайным исключением (обычно высшие сановники саудовского государства не позволяют себе резких высказываний), постольку полный список антироссийских обвинений мог появиться только в саудовской прессе. Он не заставил себя ждать, — 5 апреля 2015 г. «Аш-Шарк Аль-Аусат» опубликовала статью своего нынешнего главного редактора Сальмана ад-Досри «Российская стопа на Аравийском полуострове». Обращение к этой статье позволяет не только ознакомиться с этим списком (впрочем, он мало отличается от тех претензий, которые уже высказывались в связи с ситуацией в Сирии), но и с тоном, использованным ведущим арабоязычным изданием современного мира.

Начиная свою статью, С.ад-Досри писал: «Итак, Россия заинтересовалась гуманитарным положением в Йемене. Не спрашивайте меня, как и почему это вдруг произошло. [Главное в другом обстоятельстве], гуманная совесть Москвы однажды проснулась, и она [видимо] хочет исправить свои прошлые ошибки в отношении сирийского народа после того, как [Россия] стала причиной убийств сотен тысяч сирийцев и бегства [из их домов] миллионов». Но, продолжал он далее, «эта работа над ошибками осуществляется не в связи с сирийской ситуацией, как можно было бы предположить, но в связи с Йеменом и в интересах хоуситов, союзников ее (России – Г.К.) союзника Ирана». Как замечал С.ад-Досри, «после одностороннего вмешательства в Сирии и Украине ее (России – Г.К.) политика отныне ориентирована на Аравийский полуостров, где она действует, опираясь на Йемен, ах, извините, на хоуситские военизированные формирования».

Сирийская ситуация повторяется, даже если и меняются географические названия, — Россия обвиняется в «одностороннем вмешательстве», ее «союзником» вновь выступает Иран, а роль ливанской «Хизбаллы» на этот раз исполняют хоуситы. Но стоило бы продолжить знакомство с цитируемой статьей.

Главный редактор «Аш-Шарк Аль-Аусат» далее писал: «В политике не стоит доверять добрым намерениям. Если мы, на минуту поверив в эти намерения, предположим, что Россия действительно неожиданно заинтересовалась Йеменом и гуманитарной ситуацией в этой стране, что она – великая держава – стремится внести свой вклад в усилия по поддержанию всеобщего мира, то почему же Москва не вступила в контакт с йеменским послом в ООН, предпочтя действовать, минуя общепризнанную дипломатическую практику и немедленно выдвинув проект резолюции Совета Безопасности? Ведь арабский проект включает гуманитарные аспекты, как и аспекты политического характера, в том числе и осуждение той стороны (хоуситов – Г.К.), которая взорвала внутрийеменский политический процесс и в отношении которой выдвинуто требование прекратить мятеж и ввернуться в политическое русло». Ответ на поставленный вопрос для С.ад-Досри не тайна: «Разве Москва ошиблась? Да, нет же. [Ее представители] отправились не к йеменскому, а к иранскому послу [в ООН], с которым и был согласован этот проект резолюции».

Раскрывая «причину» российского курса, С.ад-Досри (как и в случае Сирии) вновь не оригинален: «Американское самоограничение дало возможность России раз за разом наносить удары по миру». Из этой «причины» он делал, опять же, далекие от  того, чтобы быть оригинальными, выводы: «Когда российские действия только инициируются, то все думают, что они не приемлемы. Но проходят дни, и эти действия становятся не только приемлемыми, но и обретают характер свершившегося факта. Кто мог подумать, что Россия сможет противостоять всему миру, за исключением Ирана? Что она может поддерживать режим Башара Асада, несмотря на страдания миллионов сирийцев? Кто мог поверить, что она сможет расколоть Европейский союз, захватив часть Украины? Теперь же она мелкой сапой добирается и до Йемена, стремясь поставить там свою стопу. Вчера господин Путин направил странное послание общеарабскому саммиту, в котором он осудил то, что им было названо “внешним вмешательством в дела арабских стран”, сегодня под предлогом “гуманитарной политики” он отвергает проект, представленный Совету Безопасности. Кто знает, может быть, завтра вы станем свидетелями поставок российского оружия хоуситам, что будет, конечно же, оправдываться гуманитарными, а не политическими соображениями». Точно такие же обвинения Саудовская Аравия предъявляла России и в связи с событиями в Сирии, где получателем российского оружия была армия режима.

Но, собственно, почему, ставит вопрос главный редактор «Аш-Шарк Аль-Аусат», «российская совесть пробудилась»? Ответ на этот вопрос для него вновь не тайна: «Она пробудилась для того, чтобы смягчить давление на союзника России Иран, оказавшийся в затруднительном положении сразу же, как началась операция “Буря решимости”. Коалиция, инициировавшая операцию, крепка политически и в военном отношении. Тегеран, совершивший ошибки в Сирии, Ираке, Бахрейне и Ливане, ныне разоблачен перед всем миром. Это, как и последствия сирийского кризиса для российских отношений со странами Залива, заставило Россию действовать под лживым гуманитарным предлогом, нужным для продвижения в направлении теплых йеменских морей». Делая это вывод, С.ад-Досри не может обойтись без исторических реминисценций: «Ожидайте новых российских происков, которые позволят Москве утвердиться на Аравийском полуострове и которые вызывают в памяти Южный Йемен – дитя ушедшего в прошлое Советского Союза».

Наконец, заключительный пассаж статьи главного редактора «Аш-Шарк Аль-Аусат»: «Москва, у которой вдруг пробудилось гуманитарное чутье, опасается, что в будущем начнется новая “Буря решимости” – в Сирии или где-то еще после того, как нынешняя операция решит в Йемене все поставленные перед ней цели. Москва считает, что это нанесет удар по ее интересам. Это означает, что Москва и далее, используя йеменский кризис, будет пытаться я утвердиться на Аравийском полуострове».

Все же, завершая эту статью, необходимо сказать главное, — С.ад-Досри не саудовский политик, а журналист, участвующий в информационном обеспечении курса государства, контролирующего издание, которое он возглавляет. Но именно это обстоятельство позволяет ему высказывать (и соответствующим образом оформлять) идеи, их которых сегодня исходят саудовские руководители. Однако возможно ли, чтобы эти идеи были другими, если российские «эксперты» (как и С.ад-Досри, не являющиеся российскими политиками, но всего лишь людьми, претендующими на то, что они посвящены в секреты геополитики) сегодня открыто призывают к дестабилизации Саудовской Аравии, видя для этого кажущийся им удобный повод – шиитское меньшинство Восточной провинции?

52.31MB | MySQL:103 | 0,476sec