Палестино-израильский конфликт и призыв М.Аббаса к миру

Глава Палестинской национальной администрации М.Аббас, используя израильский арабоязычный ресурс Аl-Arab, где 4 апреля 2015 г. было опубликовано интервью с ним, обратился к израильскому руководству с призывом возобновить мирные переговоры[i]. В беседе с журналистами он указал на то, что готов к диалогу с Б.Нетаньяху, который в преддверии выборов в Кнессет 20-го созыва заявил, что не допустит создания палестинского государства. Тогда эта фраза, сказанная премьер-министром Израиля, имела двоякое значение. С одной стороны, многими, она не была воспринята всерьез, а скорее считалась одним из выигрышных предвыборных заявлений. С другой стороны, сам глава ПНА на тот момент наоборот выказал крайнюю обеспокоенность происходящим и отмечал, что палестинская сторона не пойдет на контакт с теми, кто отвергает идею ее государственности. Более того, принимая во внимание взгляды представителей ФАТХ, обозначенные ими в тот же период, могло сложиться впечатление, что палестинское руководство будет стремиться использовать это высказывание Б.Нетаньяху для того, чтобы еще раз предпринять попытку уверить международное сообщество в том, что Израиль является инициатором отказа от мирных инициатив, а его лидер стремиться создать препятствия для мирного процесса.

Впрочем, из интервью, опубликованного 4 апреля, стало ясно, что М.Аббас принял решение сделать шаг навстречу Б.Нетаньяху, которому было поручено сформировать новое израильское правительство. Интересно, что таким образом глава ПНА не только отдал дань уважения легитимности выбора граждан Израиля, но и в некоторой степени предпринял попытку отстоять свою собственную. Причиной столь неоднозначного положения М.Аббаса стало его высказывание на саммите ЛАГ в конце марта 2015 г. Находясь в Шарм аш-Шейхе, он выразил надежду, что арабские страны будут руководствоваться йеменским сценарием в отношении стран, раздираемых внутренними конфликтами. При этом наряду с Сирией и Ираком он включил в данный список и Палестину. Это обстоятельство не могло не вызвать бурную реакцию со стороны представителей ХАМАСа. Прежде всего, по указанному вопросу высказался Халил аль-Хайя, входящий в Политбюро движения. По его словам, делая призыв к нападению на палестинский народ, М.Аббас лишил себя права его представлять. Другой член Политбюро ХАМАСа Муса Абу Марзук на своей странице в социальной сети Facebook написал, что в нынешней ситуации противник пытается добиться достижения своих целей руками арабских  стран, а также подчеркнул, что срок полномочий М.Аббаса давно истек. В дальнейшем со стороны ХАМАСа началась своего рода информационная война, в которой основным объектом для нападения и был выбран глава ПНА. На англоязычных, русскоязычных и, разумеется, арабских ресурсах, связанных с движением стали появляться материалы, в которых действия подконтрольных М.Аббасу сил и его собственные сравниваются, чуть ли не с  Гитлером. В этом начинании ХАМАС получил поддержку со стороны «Исламского джихада». По мнению представителя последнего Д.Шихаба, слова М.Аббаса являются попыткой представить палестинские территории разделенными не только территориально, но и идеологически, а также показать активистов ХАМАСа как сепаратистов[ii]. Кроме того, силами обоих организаций в секторе Газа была проведена акция протеста, основным лозунгом которой было требование к ФАТХу о денонсации высказывания М.Аббаса в ходе саммита ЛАГ.

В этой связи сам глава ПНА, оказавшись в весьма затруднительном положении, был вынужден пойти на компромисс с Израилем, дабы уверить если не палестинцев, то хотя бы международное сообщество в необходимости его участия в процессах, происходящих вокруг Палестины. Впрочем, следует подчеркнуть, что, делая уступку политическим силам в лице Б.Нетаньяху, еще не так давно названным им враждебными, М.Аббас не забыл выдвинуть противнику требования, ставшие для палестино-израильского переговорного процесса традиционными. Суммируя озвученные им условия, опубликованные арабскими и израильскими изданиями, можно определить серию ультиматумов палестинского руководства Израилю. Во-первых, основным для мирного урегулирования должен стать принцип двух государств для двух народов. При этом было заявлено, что палестинская сторона не признает еврейский характер Государства Израиль, и последнему должно быть достаточно признания его как такового, сделанного еще в рамках «процесса Осло». Во-вторых, в качестве наиболее подходящей основы для разрешения конфликта была предложена арабская мирная инициатива. Напомним, она была одобрена ЛАГ в 2002 г., и в соответствии с текстом документа Израиль должен отступить к так называемым границам 1967 г., признавая право на создание палестинского государства на территории сектора Газа и Западного берега реки Иордан со столицей в Восточном Иерусалиме. В-третьих, М.Аббас продолжил свою критику в адрес ХАМАСа, обвинив организацию в сговоре с Израилем, результатом которого может стать создание палестинского государства в пределах сектора Газа. В-четвертых, было предложено расширение числа государств, вовлеченных в процесс ближневосточного урегулирования, прежде всего, за счет добавления к ним, Египта и Иордании. Более того, как стало известно некоторое время спустя, М.Аббас отказался принять от Израиля налоговые поступления, перечисление которых было заморожено в конце 2014 г. ввиду обращения палестинской стороны в Международный уголовный суд. Причиной такого шага было названо то, что сумма была переведена не полностью, а с учетом долгов, накопившихся перед израильскими коммунальными службами. По сообщениям израильской прессы, для урегулирования возникших противоречий палестинцы хотели бы задействовать процедуру арбитража. В случае ее неудачного завершения они оставляют за собой право обращения в суд.

Интересно, что пока по данному вопросу со стороны Израиля было сделано единственное высказывание, прозвучавшее из уст министра строительства У.Ариэля. По его словам, инициатива М.Аббаса представляет собой то, что в Израиле называется «хуцпа» (наглость). Остальные представители властных кругов страны пока воздерживаются от комментариев. Объясняется это, прежде всего, ситуацией на иранском треке, прочно приковавшей к себе внимание Б.Нетаньяху и А.Либермана. Кроме того, в условиях формирования нового правительства, застарелый палестино-израильский конфликт, по всей видимости, оставлен на долю того, кто станет следующим министром иностранных дел. Наконец, немаловажно и то, что при видимом порыве палестинского лидера к действию, высказанные им идеи фактически не несут в себе ничего нового и, как следствие, не нуждаются в более серьезной реакции со стороны Израиля.

В целом, шаг М.Аббаса, действительно, сравним с израильским понятием «хуцпа», однако, следует учесть, что у него есть несколько трактовок. Одна из них имеет скорее положительную коннотацию, олицетворяя собой некий аналог смелости. Другая, наоборот, сродни наглости, которая может являться как следствием желания поставить противника в неудобное положение, так и свидетельством собственной неспособности разрешить имеющиеся проблемы иным способом. Для главы ПНА, по всей вероятности, характерен последний вариант. В пользу этой версии говорит и то обстоятельство, что аналогичный январский призыв сесть за стол переговоров, инициатором которого был президент Израиля Р.Ривлин, фактически остался без внимания. В нынешней ситуации, когда в адрес М.Аббаса фактически со всех сторон звучат обвинения в его нелегитимности и ему только и остается пытаться доказать свою важность в рамках возможного переговорного процесса.

[i] Полный текст см.: URL: http://www.alarab.net/Article/673674 (04.04.2015).

[ii] См.: Hamas: Abbas seeks to incite the world against the Palestinians // the Palestinean Information Center. 30.03.2015. URL: http://english.palinfo.com/site/pages/details.aspx?itemid=70919

52.29MB | MySQL:103 | 0,648sec