Мифы и реальность йеменского конфликта

Нынешнее противостояние в Йемене многими аналитиками расценивается с точки зрения, прежде всего, глобального противостояния между шиитами и суннитами. В этой связи высказываются версии о том, что борьба хоуситов с силами т.н. «аравийской коалиции» в конечном результате имеет все предпосылки привести к возникновению крупного вооруженного ирано-саудовского конфликта с вовлечением в него США, как основной силы, на данный момент являющейся главным гарантом безопасности Саудовской Аравии. Это предопределяется абсолютной недееспособностью саудовской армии, на что указывают практически все военные аналитики. Среди сценариев возможной эскалации конфликта называют возможный марш-бросок хоуситов в нефтеносную Восточную провинцию КСА, большинство населения которой составляют как раз шииты, с целью разжигания там «шиитской революции». Эти версии подтверждаются сегодняшними публичными высказываниями лидера «Хизбаллы» Х.Насраллы о том, что «хоуситы готовы атаковать Саудовскую Аравию в любой момент».

Сразу скажем, что такие прогнозы грешат пропагандистской «маниловщиной», хотя бы и с чисто военной точки зрения. Наступление на саудовскую территорию на столь приличное расстояние в условиях пустынной местности, что само по себе создает дополнительные технические и климатические издержки, требует, как минимум, сосредоточения сил в несколько мобильных кулаков, оснащенных тяжелой техникой и артиллерией. И что самое главное – для этого необходим паритет в силах ВВС и ПВО, чего в принципе просто не существует по определению. Самолеты йеменских ВВС фактически все уничтожены на аэродромах в первые сутки авиаударов сил «аравийской коалиции». Ощущается крайний дефицит квалифицированных кадров как летного, так и технического состава. Механизированных бригад в классическом понимании этого слова у хоуситов и сторонников бывшего президента А.А.Салеха нет. Большинство техники находится в нерабочем состоянии. Также отсутствует единый генеральный штаб и боевое слаживание различных подразделений зейдитов: хоуситы зачастую действуют по своему плану, а силы бывшей Республиканской гвардии – по своему, зачастую только по факту координируя свои усилия в каждом конкретном случае. Но даже если предположить, что зейдиты все-таки решатся на такой сценарий, то они неминуемо будут буквально «расколошмачены» саудовской авиацией после выхода их крупными группами на открытую местность.

Одновременно необходимо учитывать жесткую лимитированность людских резервов зейдитов. Даже с учетом нынешней мобилизации в вооруженные формирования хоуситов несовершеннолетних подростков общее количество штыков всех зейдитов вряд ли дотянет до 60-70 тыс.человек. Этого количества с трудом хватит только для того, чтобы более или менее контролировать основные административные центры в самом Йемене и создать устойчивый оборонительные рубежи на севере страны. И это без учета сценария международной интервенции, о которой много говорят, что пока к реальной подготовке такой операции имеет мало отношения. Самым главным вызовом для хоуситов в настоящее время является не внешняя интервенция, а внутренняя оппозиция. Мы уже сообщали о том, что провинция Хадрамаут уже практически полностью захвачена ополчением племени анси, которое журналисты почему-то обозначили как «аль-каидовцев», и которое присягнуло на верность бывшему президенту страны А.М.Хади. Но основной кулак действительно радикальных джихадистов и исламистов в настоящее время сконцентрирован в другой провинции – Мариб, и общая их численность достигает 35 тыс. человек. С учетом местных арсеналов вооружений и боеприпасов, а также массированных поставок из КСА за последние два месяца, эта сила действительно может организовать наступление на Сану, и если не взять ее штурмом, то в значительной степени блокировать. Суть вопроса при реализации данного сценария состоит еще и в необходимости присоединения к ним местных племен группы Хашед, которые традиционно находятся в сфере влияния клана Аль-Ахмар и сводного брата бывшего президента А.А.Салеха Мохсена аль-Ахмара. А последний в настоящее время находится в эмиграции и больших симпатий со стороны Эр-Рияда не вызывает в силу тесных отношений с катарцами. Но в любом случае, такой враждебный кулак в тылу предполагаемого наступления фактически его исключает.

И наконец, в данном контексте очень важна стратегия Тегерана, без полнономасштабной поддержки которого такие операции вообще невозможны. Эта стратегия не включает в себя на данном этапе вероятность активного вмешательства в йеменский конфликт. Иран слишком озабочен ситуаций на сирийско-иракском направлении, для того, чтобы «размазывать» свои ресурсы еще и на йеменском направлении. Наоборот, основная цель Тегерана в данном случае – как раз вынудить сделать это КСА и по возможности – остальные аравийские монархии, дабы отвлечь их максимально от тех же Ирака и Сирии. Упомянутую выше речь Х.Насраллы как раз стоит оценивать именно с этой точки зрения: напугать противника гипотетической угрозой при минимальном фактическом вмешательстве. В рамках этой стратегии можно даже ожидать вспышки нападений хоуситов на пограничные посты и мелкие населенные пункты на саудовской границе, но не более. В пользу именно этой версии свидетельствует и пропорция воюющих в Ираке и Йемене ливанских шиитов. В конце прошлого месяца под Тикрит было направлено 800 бойцов против 20 – в Йемен. Нынешнее положение дел в Йемене предельно отвечает интересам этой стратегии Тегерана: авиаудары «аравийской коалиции» начинают все в меньшей степени влиять на чисто военный компонент противостояния, но при этом все больше чреваты репутационными рисками и негативными с точки зрения гуманитарных аспектов последствиями. Это дает очень хороший пропагандистский повод для шума в СМИ и ООН. Открытое вмешательство Тегерана в йеменский кризис, или, по крайней мере, резкая визуальная активизация поддержки зейдитов, поставит под вопрос не только выход Ирана из-под гнета экономических санкций в связи лозаннскими договоренностями (что и так под вопросом с учетом предстоящей смены хозяина Белого дома), но и  попытки довести до логического конца противостояние с салафисткими просаудовскими и прокатарскими структурами в Сирии и Ираке. Лишний раз осложнять свое международное положение из-за бедствий и лишений йеменских зейдитов сейчас в планы Тегерана точно не входит.

52.29MB | MySQL:103 | 0,413sec