О военно-техническом сотрудничестве Пакистана и США

На днях было объявлено об одобрении Государственным департаментом США очередной крупной сделки в области ВТС с Пакистаном на общую сумму в 952 млн долл. США. Речь идет, прежде всего, о поставке в ИРП 15 ударных вертолетов AH-1Z «Вайпер» стоимостью порядка 30 млн долл. каждый, 32 вертолетных двигателей T-700 GE 401C, а также 1000 ракет класса «воздух-земля» AGM-114R «Хеллфайер-2». Кроме того, в рамках контракта планируется экспорт в Пакистан 20-миллиметровых пушек М-117, бортовых компьютеров, прицельных оптоэлектронных комплексов, систем связи и навигации, транспондеров системы опознавания «свой-чужой» и другого специального оборудования. Для технического сопровождения передачи указанной военной техники и профессиональной подготовки пакистанских военнослужащих американцы готовы командировать в Исламабад своих специалистов на срок до 5,5 лет.

В заявлении Агентства США по сотрудничеству в области обороны и безопасности отмечается, что продажа Пакистану партии ударных вертолетов и современных вооружений не нарушит сложившийся в регионе военно-стратегический баланс, будет способствовать повышению эффективности проводимых в ИРП контртеррористических операций. А это, дескать,  полностью соответствует целям внешней политики и политики безопасности США в Южной Азии.

Особую ценность для пакистанской армии, в подаче американцев, вертолеты «Вайпер» будут иметь при проведении «зачисток» на Территории племен федерального управления на северо-западе ИРП благодаря высоким показателям работы в условиях гористой местности как в дневное, так и в ночное время суток. Высокая точность систем вооружения позволит наносить точечные «хирургические» удары, минимизировать число случайных жертв среди гражданского населения.

Пожалуй, можно согласиться с тем, что, контракт, если он не сорвется, способен несколько улучшить оснащенность пакистанских военно-воздушных сил. Их основу, как известно, составляют многоцелевые истребители F-16 (производство США), «Мираж-3» и «Мираж-5» (Франция), JF-17 (Китай-Пакистан) и F-7 (Китай). Парк винтокрылых машин между тем состоит, главным образом, из транспортно-боевых вертолетов «Ми-17» (СССР/Россия), многоцелевых  SA316/SA319 «Алуэтт-3» (Франция) и «Белл 412» (США), ударных AH-1S «Кобра» (США). Причем, «Кобры» были произведены еще в 1980-е гг. и, соответственно, уже во многом выработали свой ресурс. С учетом этих обстоятельств пакистанцы давно стремились приобрести более современную вертолетную технику, обращались, в частности, с просьбой о приобретении американских AH-1Z «Вайпер» или АН-64 «Апач». В Вашингтоне, однако, неизменно отвечали отказом. В качестве альтернативы в Пакистане всерьез рассматривалась возможность закупок турецких T-129 и китайских Z-10  (три таких вертолета Пекин передал в ИРП в первых числах апреля 2015 г.). Состоятся ли теперь, в условиях изменившейся позиции США, крупные вертолетные сделки Исламабада с Анкарой и Пекином, сказать пока трудно.

Многое, как представляется, будет зависеть от финансовых условий контракта — потянуть оплату сразу нескольких партий вертолетной техники от разных производителей для Пакистана будет проблематично. Пока США никак не комментируют условия продажи, а вариантов здесь может быть несколько: безвозмездная передача в качестве военной помощи, 100-процентное погашение Исламабадом стоимости поставляемого имущества (с предоставлением кредитных средств или без него) и, наконец, комбинированная модель, при которой часть общей суммы контракта погасит ИРП, а остаток будет зачтен в качестве американского гранта.

Следует заметить, что в пакистано-американском ВТС в 2001-2014 гг. широко использовались все три схемы. Так, за счет собственных ресурсов пакистанцы приобрели 18 новых истребителей F-16 на сумму в 1,43 млрд долл. США, а также вооружение для них на 629 млн долл. США, 100 противокорабельных ракет «Гарпун» на 298 млн долл. США, 500 ракет класса «воздух-воздух» AIM-9 «Сайдвиндер» на 95 млн долл. США, 6 корабельных зенитно-артиллерийских комплексов малого калибра «Фаланкс» на 80 млн долл. США.

В качестве военной помощи Пакистану предоставлены 8 патрульных  противолодочных самолетов P-3C «Орион» с последующим ремонтом на общую сумму в 474 млн долл. США, 5750 раций на 212 млн долл. США, 2007 противотанковых ракетных комплексов «Тоу» на 186 млн долл. США, 6 радиолокационных станций обзора воздушного пространства дальнего действия AN/TPS-77 на 100 млн долл. США, 6 военно-транспортных самолетов C-130E «Геркулес» на 76 млн долл. США. Кроме того, Исламабаду безвозмездно переданы выведенные из состава Вооруженных Сил США 14 истребителей F-16, 59 реактивных учебно-тренировочных самолетов Cessna T-37, 20 ударных вертолетов AH-1S «Кобра», фрегат типа «Оливер Перри» и 374 бронетранспортера М-113.

Комбинированная модель применялась, в частности, при модернизации 35 состоящих на вооружении ВВС ИРП самолетов F-16 и поставке 115 самоходных артиллерийских установок М-109.

В целом, по данным Пентагона,  общая сумма подписанных между США и Пакистаном в 2002-2012 гг. контрактов на поставку вооружений и военной техники составила 5,2 млрд долл. США, из них за счет американских налогоплательщиков было профинансировано порядка 2 млрд долл. США. В более широком контексте объемы ассигнований на содействие Пакистану в области обороны и безопасности превысили 6,5 млрд долл. США.

Таким образом, Вашингтон, наряду с Пекином, остается для ИРП одним из основных партнеров в сфере военно-технического сотрудничества. Исламабад продолжает умело использовать предоставленный ему в 2004 г. статус «главного союзника США вне рамок НАТО», заинтересованность Белого дома в использовании влияния Пакистана на развитие ситуации в Афганистане.

62.81MB | MySQL:102 | 0,527sec