Ситуация в Судане после выборов

Всеобщие выборы в Судане прошли без особых эксцессов, если не считать локальных боев между суданской армией и повстанцами в Южном Кордофане, а также крайне низкой явкой избирателей, что вынудило власти даже продлить сроки голосования. Подсчет голосов еще продолжается, но в их результате мало кто сомневается: в условиях бойкота волеизъявления большинством политических сил, победу, безусловно, будет праздновать правящая Партия национального конгресса (ПНК) и нынешний, а также будущий президент О.аль-Башир. Косвенно это подтверждено позицией Вашингтона и Брюсселя, которые, не дожидаясь подсчета голосов, уже заявили о непризнании итогов голосования в силу нарушения «всех основных принципов демократического устройства выборов». О.аль-Башир отметился еще и двумя сильными политическими шагами накануне выборов, что, по оценке ряда обозревателей, серьезным образом повлияло на единство оппозиции. Это, прежде всего, резкий поворот в сторону союза (пока только на уровне деклараций) с аравийскими монархиями, и улучшение двусторонних отношений с Эр-Риядом в первую очередь. И второй – заключение договора о намерениях с Каиром в отношении общей позиции по перспективе строительства эфиопами плотины на Голубом Ниле в обмен на включение египетских инвесторов и специалистов в очередной виток «зеленой революции» в самом Судане. И этот момент является ключевым как для Судана, так и в большей степени для Египта, который таким образом серьезно снизит риски предстоящего продовольственного кризиса внутри страны. Оба этих шага с перспективой экономического развития, и снижения тем самым накала социального возмущения, самым серьезным образом повлияли на критический настрой оппозиции. Прежде всего, потому, что основным пунктом их требований был тезис о том, что «без формирования правительства национального единства невозможен прогресс в экономическом росте».

В этой ситуации оппозиционеры вынуждены вновь давить на все рычаги в рамках отстаивания этого ключевого для себя момента инкорпорирования во властные структуры. В этой связи лидер партии «Аль-Умма» Садык .аль-Махди вновь попытался реанимировать идею «национального диалога» в процессе своей встречи с генеральным секретарем Лиги арабских государств (ЛАГ) Набилем аль-Араби в рамках превращения этой организации в основной механизм давления на нынешние суданские власти и создания на его базе некого мозгового центра для выработки нового формата этого процесса. Одновременно бывший премьер-министр предположил, что свою конструктивную роль могли бы сыграть структуры Африканского союза и ООН. В рамках этих консультаций лидер махдистов фактически признал факт того, что прошедшие выборы этот процесс «отложили на неопределенный срок».

ЛАГ, в которой главную роль играет Саудовская Аравия, к таким перспективам отнеслась без должного энтузиазма. В настоящее время совершенно отчетливо оформился тренд аравийских монархий на постепенное снятие экономических ограничений с Судана, что подразумевает сохранение некой стабильности и, соответственно, существующего режима. Ввод новых фигур в правительство из числа оппозиционеров не отвечает стремлению тех же египтян на серьезной основе войти в сельскохозяйственную отрасль страны и проведению новой работы «по налаживанию необходимых коммуникационных мостов». Этот тренд на поддержку существующего «статус-кво», безусловно, отмечают и в стане суданской оппозиции. В частности, тот же С.аль-Махди во время своей встречи с генеральным секретарем ЛАГ несколько раз отметил «необходимость сохранения нейтралитета со стороны этой организации по отношению к внутриполитическим процессам в Судане». Некое противоречие в его словах между «нейтралитетом» и «необходимостью активной посреднической роли» в заблуждение вводить никого не должно, поскольку, если отбросить в сторону дипломатические условности, то, грубо говоря, требования С.аль-Махди можно свести к простой формуле: «не мешайте нам додавить О.аль-Башира и войти во власть». Повторим, что в Эр-Рияде в нынешней ситуации вряд ли прислушаются к требованиям суданской оппозиции. Особенно с учетом того, что, судя по итогам переговоров Набиля аль-Араби с начальником генерального штаба суданских вооруженных сил генералом Мустафой Османом Обейди, руководство ЛАГ уделяет самое пристальное внимание перспективе присоединения суданского воинского контингента с создаваемых сейчас под эгидой организации арабским силам «быстрого реагирования». Так же не исключается и то, что суданский Порт-Судан станет одной из баз дислоцирования указанных сил.

От согласия и готовности Хартума безоговорочно принять условия Эр-Рияда в рамках окончательного разрыва с Тегераном и превращения в один из значимых сегментов создаваемой КСА новой системы региональной безопасности, напрямую зависят и инвестиции из аравийских монархий в Судан. Пока это только слова, но первый сдвиг в этом направлении может произойти уже в мае, когда состоится первый раунд заседания совместного саудовско-суданского комитета по развитию двусторонних экономических связей. По этой причине будущее О.аль-Башира с точки зрения его международной легитимности и перспективы его преследования Международным уголовным судом (МУС) выглядят для него оптимистичными. Американцы и европейцы, конечно, санкции с Судана не снимут, но и форсировать их ужесточение не станут. Прежде всего, в силу сохранения в регионе доминирующей роли КСА, которая сейчас выглядит, по оценке Вашингтона, единственной альтернативой резкого усиления Ирана. Говорить о том, что американцы подспудно заинтересованы в смене режима в Саудовской Аравии и разделения страны, по нашей оценке, было бы наивным. Такие рассуждения ряда экспертов носят в большей степени характер «маниловщины». Более того, в Белом доме в общем и целом положительно рассматривают идею создания многонациональных арабских сил в рамках создания новой системы «суннитской» региональной безопасности, что, в случае реализации, безусловно станет серьезным подспорьем усилиям США на Ближнем Востоке и регионе Африканского Рога.

52.18MB | MySQL:103 | 0,504sec