24 апреля с.г. армяне всего мира да и не только вспоминали события столетней давности, времени начала массового истребления армянского народа в Османской империи. По различным подсчетам в период с 1915 по 1918 гг. в Османской империи было убито от 700 тыс. до 1,5 млн. армян. Спустя сто лет вопрос массового убийства армян в Османской империи сохраняет свою актуальность и продолжает оставаться «щепетильной» темой для Турции.
Анкара продолжает настаивать на ошибочности трактовки событий столетней давности в качестве «геноцида», отмечая, что массовому истреблению в рассматриваемый период подверглись не только армяне, но и турки. Турецкие официальные лица предпочитают использовать словосочетание «наша общая боль» или «наше общее горе» применительно к событиям, начавшимся в 1915 году. Следует отметить, что использование словосочетания как «наше общее горе/боль» стало широко употребляемым среди турецких официальных лиц не так давно. Свободно обсуждаться проблема событий 1915-18 гг. стала при нынешних турецких властях. 24 апреля 2014 года тогда еще премьер-министр Р.Т.Эрдоган стал первым в истории Турции политиком, который публично извинился перед армянским народом. Однако дальше публичных извинений он не пошел, а в этом году, то есть в годовщину столетия, и вовсе назвал армянскую трактовку событий «враньем».
Первым турецким политиком, который в 1978 году призвал турецких и армянских историков обратиться к фактам, был Бюлент Эджевит. В 1989 году Турецкое историческое общество предложило создать совместную армяно-турецкую историческую комиссию для расследования событий 1915-18 гг. В 2006 году Стамбульский университет выступил также с предложением о создании совместной исторической комиссии. Тем не менее такая комиссия не была создана, а расследование ведется независимо друг от друга армянскими и турецкими историками. Официальная позиция Турции по отношению к вопросу «геноцида» заключается вовсе не в отрицании факта массовой депортации и истребления армянского народа, а в отрицании признания данного явления «геноцидом». Анкара настаивает на создании совместной комиссии для расследования фактов депортации и истребления армян в Османской империи.
Турецкое общество в подавляющем большинстве своем не приемлет использование термина «геноцид» касательно событий 1915-18 гг., хотя сейчас все больше турок признает, что массовые убийства армян имели место. Согласно опросу общественного мнения, проведенного в начале года, только 9% турок хотели бы, чтобы их правительство признало «геноцид».[i] Следует отметить, что для турецкого общества «вопрос геноцида» скорее является консолидирующим фактором, в отличие от таких «чувствительных» вопросов, как курдское урегулирование, переосмысливание наследия Ататюрка, исламизация страны и т.п. Большинство турок полагает, что они не несут никакой исторической ответственности за преступления режима младотурок, при котором проводилась политика массовой депортации и как следствие массового истребления армянского народа. Ярким примером тому является реакция турок на художественный фильм немецкого режиссера турецкого происхождения Фатиха Акына «Шрам», в котором события столетней давности преподносятся как намеренное истребление армян руководством Османской империи. Турки весьма негативно отреагировали на фильм, а сам Фатих Акын, который неоднократно заявлял о необходимости признания трагических событий 1915-18 гг. «геноцидом», в одночасье впал в немилость соотечественникам, среди которых до выхода на экран «Шрама» пользовался широкой популярностью. Стоит напомнить, что ранее похожая участь постигла лауреата Нобелевской премии по литературе турецкого писателя Орхана Памука, который был даже вынужден покинуть Турцию после своих «проармянских заявлений».
Националистически настроенные турки категорически отрицают факт массового истребления армян, не говоря о трактовке событий как «геноцид». Для сторонников идей «неоосманизма» чужда мысль о том, что их предки – «великие османы» — могли совершить такое преступление. Даже среди турецких либералов лишь меньшинство готово признать убийства армян «геноцидом». В большинстве же своем турецкие либералы говорят об «общем горе» применительно к событиям столетней давности.
Таким образом, различные сегменты турецкого общества, вне зависимости от их политико-идеологических устремлений, не готовы признать события 1915-18 гг. «геноцидом». Они полагают, что такое признание ударит по международном престижу Турции и повлечет за собой юридические последствия, такие как выплата компенсаций потомкам депортированных армян. Более того, они опасаются, что признание повлечет за собой территориальные претензии со стороны Армении на ряд районов Турции, например районы Карс и Ардаган, где кстати расположена гора Арарат, бессменный символ Армении, который находится на территории Турции.
[i] http://theconversation.com/the-100th-anniversary-of-the-armenian-genocide-40434