Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (27 апреля – 3 мая 2015 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Саудовской Аравии, где король Сальман произвел крупные перестановки в высших эшелонах власти страны, инициировав «введение в руководство молодых и образованных кадров».

29 апреля король Сальман своим указом объявил о назначении Мухаммеда бен Наефа наследным принцем с сохранением за ним поста главы МВД. Принц Мухаммед бен Наеф стал также первым заместителем главы саудовского правительства. Ранее Мухаммед бен Наеф имел статус наследника наследного принца. Наследником наследного принца стал сын монарха Мухаммед бен Сальман, сохранивший за собой пост главы военного ведомства. Принц Мухаммед бен Сальман также занял посты второго заместителя председателя Совета министров и главы Совета по экономике и развитию. Одновременно монарх принял прошение Мукрана бен Абдель Азиза освободить от должности наследника наследного принца.

По собственному желанию с поста главы МИД КСА ушел принц Сауд аль-Фейсал, руководивший внешнеполитическим ведомством на протяжении 40 лет. При этом принц Сауд аль-Фейсал был назначен госминистром, советником и спецпредставителем короля по внешнеполитическим вопросам. Должность главы МИДа занял посол Саудовской Аравии в США Адель аль-Джубейр. Ранее А. аль-Джубейр был личным советником короля Абдаллы — предшественника Сальмана на троне короля. Еще одной важной перестановкой стало назначение Х. аль-Фалеха на должность председателя нефтяной госкомпании Saudi Aramco, на этом месте он сменил А. ан-Нуайми, который, тем не менее, пока остается на посту министра нефти. В рамках предложенного принцем Мухаммедом плана реструктуризации в нефтяной отрасли Saudi Aramco 3 мая была отделена от министерства нефти. Кроме того, новые лица назначены на посты министров труда, экономики и планирования, здравоохранения и председателя Комитета по делам радиовещания и телевидения. В королевском указе говорится, что решения монарха поддержал семейный совет.

По оценке экспертов, отстранение принца Мукрана от наследования престола упрочивает размежевание между правящей ветвью династии и фаворитами покойного короля Абдаллы. Мукран был назначен вторым в очереди на трон в 2013 г., что автоматически сделало его наследником действующего короля после смерти Абдаллы. Однако «его положение внутри семьи было довольно шатким, не в последнюю очередь в связи с тем, что его мать была родом из Йемена».

Как видится, произведенными перестановками действующий монарх «пытается консолидировать власть в руках третьего поколения королевской династии. Он хочет влить новую кровь в ряды верхнего эшелона и кабинета министров, сохранив при этом несколько опытных высокопоставленных деятелей, доставшихся ему от прежнего короля. Главное состоит в том, что оба наследника – это внуки, а не сыновья короля Абдель Азиза, основавшего саудовское королевство. А Мукран был его сыном. Тем самым прервана традиция передачи власти в династии Аль Сауд от брата к брату, хотя еще живы несколько сыновей Абдель Азиза». Не менее важным является и «приход в истеблишмент разночинного и образованного класса, представители которого не являются членами королевской семьи Саудов. Яркий пример: А. аль-Джубейр, который возглавил МИД королевства. Одновременно посты министров труда, экономики и планирования, здравоохранения заняли образованные саудовцы, не члены королевской семьи. Более того, председателем Комитета радиовещания и телевидения и главой крупнейшей нефтяной госкомпании Saudi Aramco стали представители разночинного класса и тоже не из семьи Аль Сауд».

Новый глава МИД КСА А. аль-Джубейр заявил о готовности нанести визит в Иран. По его словам, в условиях, когда Америка и Европа пытаются решить свои проблемы с Ираном, Саудовская Аравия не может оставаться в стороне, а для урегулирования «проблем с Ираном накопленных годами, нет иного пути кроме как проведения прямых переговоров с Тегераном, и вражда с Ираном не несет нам ни малейшей пользы». По мнению А аль-Джубейра, Эр-Рияд может сотрудничать с Тегераном в урегулировании проблем в Йемене, Сирии, Ливане, Бахрейне и Афганистане.

28 апреля силы безопасности КСА обезвредили на территории королевства 93 экстремиста, сторонника «Исламского государства», которые планировали покушения на представителей власти, нападения на административные здания и посольства иностранных государств.

Ситуация в Йемене продолжает обостряться. В стране происходит эскалация военных действий. На всем протяжении минувшей недели авиация арабской коалиции наносила ракетно-бомбовые удары по объектам, в том числе гражданским в различных районах страны. Наиболее часто бомбардировкам подвергались столица страны Сана, города Аден, Таиз, Ходейда. Массированным ударам подвергались аэродромы в Сане и Ходейде. Выведена из строя взлетно-посадочная полоса международного аэропорта в Сане. По информации международной правозащитной организации Human Rights Watch, ВВС арабской коалиции использовали кассетные бомбы производства США во время нанесения авиаударов по позициям шиитских повстанцев хоуситов в Йемене. Ожесточенные бои между сторонниками хоуситов и вооруженными формированиями, выступающими на стороне йеменского президента А. М. Хади, продолжаются в Таизе на юго-западе страны и Адене — главном городе южной части Йемена. Противоречивая информация поступает о высадке подразделений наземных сил коалиции в Адене. СМИ сообщают о высадке с воздуха в районе этого города «ограниченного контингента» войск коалиции для оказания помощи силам, поддерживающим Хади. В то же время КСА официально отрицает высадку войск коалиции в Йемене. Напряженной сохраняется обстановка на йеменско-саудовской границе, где происходили боестолкновения между хоуситами и саудовскими военными. По информации СМИ, саудовцы на своей территории обучают «сотни представителей йеменских племен для борьбы с хоусистской милицией».

Гуманитарная ситуация в Йемене становится все более критической. В стране заканчиваются медикаменты, продовольствие, топливо, а ввозу товаров первой необходимости, препятствуют морская блокада и воздушная операция, которые осуществляют Саудовская Аравия и ее союзники.

Россия выступает за скорейшее возобновление политического диалога между правительством Йемена и хоуситами, заявил в 27 апреля постоянный представитель РФ при ООН В. Чуркин.

Ситуация в Йемене должна быть урегулирована путем переговоров с участием всех сторон конфликта, заявил 27 апреля госсекретарь США Дж. Керри. По его словам, «будущее Йемена должны решать сами йеменцы, а не внешние силы». Сообщается, что США просят Иран помочь в деле начала политического диалога между конфликтующими сторонами в Йемене, в том числе в вопросе привлечения хоуситов к переговорному процессу.

Иран и «шестерка» международных посредников официально начали оформление проекта окончательного соглашения по ядерной программе ИРИ, сообщил 3 мая замминистра иностранных дел ИРИ А. Аракчи. Ранее, 28 апреля в Нью-Йорке состоялась встреча глав внешнеполитических ведомств Ирана и США Д. Зарифа и Дж. Керри. В ходе этой встречи Керри заявил, что Тегеран и страны «шестерки» «как никогда прежде» близки к завершению переговорного процесса по иранской ядерной программе. Керри также заверил Зарифа, что американская администрация будет привержена ядерной сделке, независимо от каких-либо внутренних разногласий и конфликтов. В Госдепартаменте США оценили как продуктивную встречу Керри и Зарифа. Госсекретарь заверил, что международное сообщество будет пристально контролировать действия Тегерана в ядерной сфере, а предполагаемое соглашение обеспечит окончательное решение проблемы предотвращения получения Ираном атомного оружия. Евросоюз нацелен на завершение переговоров по ядерной программе в оговоренные ранее сроки — к 30 июня, заявила 28 апреля верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ф. Могерини. Она подчеркнула, что всеобъемлющее соглашение с «шестеркой» позволит Ирану «в полной мере» реализовать свое право на осуществление мирной ядерной программы.

На минувшей неделе Сенат США отверг предложение придать соглашению по иранской ядерной программе статус международного договора, что не потребует его ратификации обеими палатами американского Конгресса. Со своей стороны, президент США Б. Обама заявил, что наложит на любой законопроект Конгресса, который помешает процессу переговоров по ядерной программе Ирана. Вашингтонская администрация намерена ослаблять санкции против Ирана только в том случае, если он предпримет четкие шаги в рамках соглашения о своей ядерной программе. При этом речь идет только о санкциях США, тогда как Совет Безопасности ООН «должен сам принять решение относительно послаблений в своих санкциях». Кроме того, обещание о снятии санкций с ИРИ касается лишь тех из них, которые связаны с ядерной программой, а санкции, которые касаются других действий, вызывающих озабоченность мирового сообщества, в том числе оказание поддержки терроризму, останутся в силе.

МАГАТЭ не может гарантировать, что все ядерные материалы в Иране используются в мирных целях. Об этом заявил 27 апреля генеральный директор агентства Ю. Амано.

На прошедшей неделе осложнилась ситуация в зоне Персидского залива, что связано с задержанием иранскими властями контейнеровоза «Мэрс тигрис», следовавшего в Ормузском проливе под флагом Маршалловых островов. Глава иранского МИДа Д. Зариф заявил, что задержание судна было произведено в соответствии с вердиктом, вынесенным судом, и не имеет никакого отношения к политике. В то же время в Вашингтоне приняли решение о том, что американские боевые корабли будут сопровождать все суда под флагом США, проходящие через Ормузский пролив. Соединенные Штаты выразили обеспокоенность произошедшим инцидентом и опасаются, что это может негативно повлиять на судоходство в проливе.

Обострилась обстановка на севере Афганистана. Боевики радикального движения «Талибан» (от 2 до 4 тыс. человек) начали нападения на позиции сил правительственных безопасности в провинции Кундуз, захватив ряд ее районов и несколько КПП силовиков. Боевики также активизировались в северной провинции Бадахшан. По просьбе афганских властей самолеты ВВС США нанесли ракетно-бомбовые удары по позициям талибов. 3 мая усиленная группировка правительственных войск (до 12 тыс. человек) начала наступательную операцию против талибских боевиков в Кундузе.

На этом фоне 3 мая в столице Катара Дохе началась встреча представителей афганских властей и движения «Талибан», обсуждающих возможности прекращения боевых действий в стране.

27 апреля Высшая избирательная комиссия (ВИК) Судана объявила о переизбрании О. аль-Башира президентом страны на новый срок. По данным ВИК, действующего главу государства поддержали 94 процентов избирателей (свыше 5,25 млн чел.). Правящая партия Национальный конгресс по итогам выборов в парламент будет представлена 323 депутатами из 450. ее ближайший конкурент — Демократическая юнионистская партия — получила лишь 25 мест. Президентские и парламентские выборы в Судане состоялись 13-16 апреля.

В Сирии на минувшей неделе наиболее ожесточенные бои между правительственными силами и вооруженными формированиями противников режима президента САР Б. Асада происходили в провинциях Идлиб и Латакия на северо-западе страны, в северной провинции Алеппо и в районе Дамаска.

Иран решительно подтвердил свою поддержку Сирии в борьбе «с искоренением терроризма и экстремизма», заявил 29 апреля министр обороны ИРИ генерал Х. Дехкан по итогам переговоров с министром обороны Сирии генералом Ф. Дж. аль-Фрейджем, который находился в Иране с двухдневным визитом.

Приложение

 

О йеменском президенте Абд-Раббо Мансуре Хади

 

Абд-Раббо Мансур Хади родился 1 сентября 1945 г. в деревне Зукайн на территории британского Западного протектората Аден (в настоящее время — территория провинции Абьян). Профессиональный военный. В 1970 г. вступил в ряды армии Народной Демократической Республики Йемен (НДРЙ) Первичное военное образование получил в Великобритании (1966–1970 гг.), а затем продолжил его в Египте и Советском Союзе (в Академии Генерального штаба ВС СССР). К 1986 г. дослужился до звания полковник.

А. М. Хади был сторонником бывшего южнойеменского лидера Али Насера  Мухаммеда. Принимал активное участие на его стороне в гражданской войне в НДРЙ январе 1986 г. После поражения А. Н. Мухаммеда эмигрировал в Йеменскую Арабскую Республику (ЙАР). В 1990   г. когда ЙАР и НДРЙ объединились в единое государство – Йеменскую Республику (ЙР) А.  М. Хади получил звание генерал-майора и с мая по октябрь занимал пост министра обороны. 3 октября 1994 г. президент ЙР А. А. Салех назначил А.  М. Хади вице-президентом страны. С 1994 г. занимал также пост заместителя председателя правившей в Йемене партии Всеобщий народный конгресс (ВНК). Позже стал генеральным секретарем партии (А. А. Салех был председателем ВНК).

До начала острого политического кризиса в январе 2011 г. М. Хади не играл заметной роли в политической жизни Йемена, находясь в тени действующего президента А. А. Салеха. К тому же, будучи выходцем из южной части страны, он не имел серьезного влияния и опоры в севере ЙР.

С июня по сентябрь 2011 г., когда Салех после полученного в результате покушения тяжелого ранения находился на лечении в Саудовской Аравии, А. М. Хади исполнял обязанности главы государства. Позже по поручению А. А. Салеха вел переговоры с представителями различных политических партий и движений Йемена по урегулированию кризиса в стране.

23 ноября 2011 г. после подписания при посредничестве аравийских монархий соглашения о мирной передаче власти в Йемене и отставки А. А. Салеха А. М. Хади становится временно исполняющим обязанности главы государства. На состоявшихся 21 февраля 2012 г. выборах А. М. Хади был избран президентом Йемена на двухлетний переходный период с целью подготовки проекта новой конституции (позднее срок президентства был продлен еще на один год). По оценке экспертов, избрание А. М. Хади «техническим президентом» стало «в большей степени результатом компромисса между различными группами оппозиции», «а это означает, что его поддержал основной спектр ведущих политических сил страны: от социалистов до партии «Ислах»».

В 2012-2014 гг. А. М. Хади пытался провести в стране реформы. Речь, прежде всего, идет о реформировании силовых структур и административно-территориального деления республики. Одной из основных целей военной реформы было удалении из армии, а также органов безопасности  А.А. Салеха. Однако этот процесс столкнулся с сопротивлением, преимущественно скрытым, приверженцев бывшего главы государства. В начале 2014 г. А. М. Хади был вынужден пойти на частичное возвращение сторонников А. А. Салеха в вооруженные силы. «Тем самым была предпринята попытка достигнуть некого баланса сил в исполнительной власти страны». В итоге, как показывают последние события в стране, «никакой реальной реформы йеменской армии, в которой на высшем и среднем уровне сохранилась сильное влияние сторонников Салеха, проведено не было».

В феврале 2014 г. президент подписал закон о будущем государственно-административном делении Йемена, по которому страна была разделена на шесть отдельных провинций.

В целом, говоря о деятельности М. Хади на посту руководителя государства, большинство экспертов сходятся в том, что он не стал «той фигурой, которая способна жестко навести порядок» в такой сложной стране как Йемен.

В сфере внешней политики А. М. Хади наладил конструктивные отношения с США, особенно в вопросах борьбы с терроризмом. Он попросил американцев увеличить помощь Йемену в борьбе против террористических группировок, действующих в стране. На йеменской территории были размещены до 5 тыс. военнослужащих ВС США (в настоящее время выведены из страны). В апреле 2013 г. А. М. Хади посетил с официальным визитом Россию.

Летом 2014 г. обстановка в Йемене стала резко обостряться. В стране начались массовые протесты населения из-за перебоев в снабжении электроэнергией и нехватки продовольствия. Этим воспользовались сторонники шиитского движения «Ансар Аллах» (хоуситы), отряды которых перешли в наступление, захватив северо-западные районы страны. Причем армия почти не оказывала им сопротивления. В сентябре 2014 г. силы хоуситов установили контроль над столицей Йемена Саной. Успехи шиитских мятежников стали возможны во многом благодаря сотрудничеству со сторонниками бывшего президента Салеха, контролировавшими значительную часть армии. В ноябре 2014 г. А. М. Хади был снят с поста заместителя председателя и генерального секретаря партии Всеобщий народный конгресс за поддержку санкций, введенных Совбезом ООН, против А. А. Салеха. Не привела к конструктивным результатам и работа Конференции национального диалога, которая должна была выработать основные направления будущего политического устройства Йемена и подготовить основу новой конституции. Таким образом, попытки А. М. Хади урегулировать ситуацию в стране оказались безуспешными.

15 января 2015 г. А. М. Хади, фактически блокированный хоуситами в президентском дворце в Сане, подал прошение об отставке, которую должен был рассмотреть парламент. В отставку также ушло и правительство страны; фактически президент и министры оказались под домашним арестом. Однако уже 25 января Хади решил отозвать свое прошение об отставке. Тем временем 6 февраля хоуситы сформировали Революционный совет, который должен назначить президентский совет в составе пяти членов.

21 февраля А. М. Хади был освобожден из-под домашнего ареста и прибыл в Аден — главный город йеменского юга. Там он развернул бурную деятельность, всячески демонстрируя свою «твердость и стремление сохранить легальные институты власти» в Йемене. Так, А. М. Хади встретился с губернаторами южных провинций, подтвердил отзыв своего заявления об отставке, обвинил хоуситов в государственном перевороте и издал указ о непризнании и незаконности любых указаний хоуситов из Саны. Кроме того, А. М. Хади созвал совет руководства всех политических партий страны и бывших членов Конференции национального диалога для выработки программы дальнейших действий. 24 марта А. М. Хади обратился к главам аравийских монархий с просьбой о военном вмешательстве для оказания помощи в «восстановлении законной власти» в Йемене и противодействия «вмешательству деструктивных внешних сил». Это обращение послужило «оправдательным документом» для Саудовской Аравии и ее арабских союзников, начавших 26 марта военную операцию «Буря решимости» против хоуситов и их местных союзников. В то же время, по утверждению недавно подавшего в отставку специального советника генерального секретаря ООН по Йемену Д. Беномара, йеменское правительство и хоуситы достигли договоренностей по ключевому вопросу о разделении власти и обсуждали будущую роль президента, когда саудовцы и их союзники по запросу А. М. Хади начали воздушные бомбардировки территории страны.

В условиях развернувшихся в Адене боев между силами хоуситов и сторонниками президента 25 марта А. М. Хади был вынужден покинуть город. После участия в саммите Лиги арабских государств, который проходил в египетском Шарм-эш-Шейхе, Хади 27 марта перебрался в саудовскую столицу Эр-Рияд, где и находится по настоящее время. Фактически вся его политическая деятельность направляется и контролируется властями КСА.

9 апреля генпрокурор Йемена инициировал проведение административных мероприятий по факту возможного совершения А. М. Хади и рядом его приближенных преступлений против государственной безопасности.

Совет Безопасности ООН в своей резолюции 2216 от 14 апреля 2015 г. осудил действия хоуситов и подтвердил легитимность А. М. Хади как президента Йемена.

И хотя отряды сторонников Хади при поддержке авиации арабской коалиции продолжают вести бои против хоуситов в Адене, Таизе и некоторых других районах Йемена, главным образом на юге страны, дела у беглого президента «обстоят не слишком блестяще». А. М. Хади в своей деятельности допустил ряд грубых стратегических ошибок и в итоге остался без надежных союзников в Йемене: большая часть политической элиты страны и племенной верхушки не желают видеть во главе государства человека, завоевавшего устойчивую репутацию «политического банкрота». Таким образом, возвращение А. М. Хади на родину «стоит под большим вопросом».

Близкие к А. М. Хади люди характеризую его как красноречивого, творческого и самоуверенного человека. Он свободно владеет английским языком.

А. М. Хади женат, имеет троих сыновей и двух дочерей.

53.23MB | MySQL:101 | 0,352sec