Предпосылки и сегодняшнее состояние конфликта в Йемене

Объявленное Саудовской Аравией пятидневное «гуманитарное перемирие» в Йемене носит вынужденный характер и представляет собой некий водораздел в определении дальнейшей политики КСА и других аравийских монархий в отношении йеменского кризиса. Начавшаяся более месяца назад военная операция «аравийской коалиции» по наведению «конституционного порядка» в Йемене вылилась в массированные авианалеты с последующими попытками отбить у хоуситов и сторонников бывшего президента А.А.Салеха важную стратегическую  точку на карте страны, столицу Южного Йемена Аден, очевидно забуксовала. В Эр-Рияде нет четкого понимания стратегии  своих дальнейших действий, особенно в условиях провала плана по созданию международной коалиции с перспективой проведения наземной операции против зейдитов и перевода нынешнего кризиса в плоскость межконфессиональной войны по линии «шафииты-зейдиты». При этом часть провинций  страны, такие как Абъян, Таиз, Эль-Мукалла  и Мариб формально находятся под контролем местных племенных ополчений. Но говорить о том, что они действуют по единому плану и в тесной координации, никто из обозревателей сейчас не рискнет. Каждое племя защищает исключительно свою территорию традиционного проживания и не испытывает никакого желания выходить за ее пределы и штурмовать, например, ту же Сану. При этом главной доминирующей военной силой в Йемене продолжает оставаться  ополчение хоуситов и армейские части, лояльные А.А.Салеху. Альтернативы этой силы нет и не предвидится в ближайшей перспективе, если конечно не начнется наземная операция сил «аравийской коалиции», шансов на что становится все меньше и меньше в силу отказа ряда ключевых с точки зрения военного потенциала стран (АРЕ, Пакистан и Иордания) участвовать в этом мероприятии.

Для того. чтобы  проанализировать нынешнее положение дел в стране, обратимся немного к истории. Отстранение бывшего президента А.А.Салеха от власти более четырех лет назад стало результатом серьезной внутренней борьбы в зейдитском  клане Ахмар, в центре которой стоял вопрос передачи власти. Основной задачей А.А.Салеха  на том период времени являлось  продвижение на высший пост в стране своего сына Ахмеда. Остальные члены клана в лице прежде всего братьев Хамида и Садека аль-Ахмаров, а также сводного брата президента Али Мохсена аль-Ахмара были таким сценарием сильно недовольны. В том числе и по причине того, что официально согласно условиям передачи власти, под которым формально «подписалось» большинство шейхов племенного союза Хашед, следующим президентом  должен был стать именно Али Мохсен аль-Ахмар. Отметим, что таким образом начался раскол в йеменской правящей верхушке, поскольку ранее и А.А.Салех, и братья Ахмар, которые возглавляли мощнейшую на тот период времени исламистскую партию «Ислах», были традиционными союзниками. «Ислах» в силу этих противоречий фактически стала инициатором образования мощной политической силы в лице оппозиционного А.А.Салеху блоку партий «Лика Муштарака», в который вошли фактически все основные политические силы страны. При этом «Ислах» установил контакт с Катаром, который рассматривал эту партию как йеменский аналог  «Братьев-мусульман». Хоуситы в данном контексте занимали несколько обособленную позицию, то примыкая к «Лика Муштарака», то дистанцируясь от нее. Но общему тренду на устранение А,А.Салеха от власти они не сопротивлялись и не противостояли.   Собственно события самой «йеменской революции», которая выразилась в массовых социальных протестах практически по всем городам и страны и, в большей степени, определялись временной консолидацией ведущих политических сил  и были лимитирована конечной целью по отстранению клана Салеха от власти. Финансировалась организация протестных выступлений при этом через тот же «Ислах» катарскими спонсорами. Заметим, что такой дрейф «Ислах» в сторону Дохи был не случаен. С учетом прекращения финансовых дотаций из Эр-Рияда руководству партии «Ислах» и большей  части племенных шейхов на севере страны  они стали искать новых покровителей и нашли их в лице катарцев, которые тем самым стимулировали очаг напряженности в «мягком подбрюшье» у своих традиционных региональных конкурентов. Кстати, в настоящее время влияние Катара на внутрийеменский конфликт практически сведено на нет.

Отстранение А.А.Салеха от власти был обусловлено двумя причинами: жестким прессингом со стороны Саудовской Аравии, которая понимала, что может окончательно утратить влияние на процессы, которые происходили в стране и вообще на своей южной границе, и тяжелым ранением самого президента в результате покушения. Запуск Эр-Риядом т. н. «инициативы заливников» с целью организации переходного периода в Йемене открыл путь к власти нынешнему президенту А.М.Хади, который в принципе должен был стать исключительно «техническим президентом» на два года. Вместо этого он находился у власти почти четыре года, что было обусловлено жесткими разногласиями между основными участниками оппозиционного блока «Лика Муштарака» в отношении будущей конституции, государственно-административного деления страны, и, что самое основное, вопросами передела собственности в Южном Йемене. Безусловными монополистами там были братья Ахмар, которые бесплатно получили в свое время от А.А.Салеха практически все лакомые куски бывшей «социалистической собственности»  в награду за поддержку его во время гражданской войны Север-Юг в 1994 году. С учетом их резкого отказа «делиться» среди остальных политических сил, включая самого А.М.Хади и хоуситов, созрело решение исправить эту ситуацию силовым путем. Тем более, что клан Ахмаров приложил руку к свержению последнего зейдитского имама в 1962 году, последователями которого считают себя руководители хоуситов.   Краткосрочная война в провинции Саада и на севере страны, в результате которой этот регион был фактически полностью хоуситами зачищен от сил, лояльных Ахмарам, включая ряд исламистских лагерей, где обучались в том числе и иностранцы, привел к эмиграции братьев Ахмаров и Али Мохсена аль-Ахмара и резкому ослаблению политического веса возглавляемой ими партии «Ислах». Повторим, что молчаливыми наблюдателями этого процесса были с разной степенью злорадства практически все политические силы страны, начиная от социалистов и заканчивая тем же А.М.Хади, который тем самым старался ослабить максимально своего самого главного политического оппонента. Разгром сторонников партии «Ислах» также приветствовали и в Эр-Рияде, который безусловно руководствовался мотивами мести братьям Ахмарам, которые перешли под покровительство Катара и тем самым предали своих бывших спонсоров.

Ослабление партии «Ислах» между тем привело к полной разбалансировке традиционной системы сдержек и противовесов с резким усилением влияния хоуситов. Это можно считать основной первопричиной нынешнего кризиса в стране. А.М.Хади не удалось за время своего правления сделать главного: стать единым лидером подавляющего большинства суннитских племен как на севере, так и на юге, а также зачистить армию от командиров, лояльных бывшему президенту А.А,Салеху. А.М.Хади в отличие от А.А.Салеха обладал гораздо меньшими финансовыми возможностями, а его попытки переориентировать на себя основные потоки финансовых поступлений от экспорта углеводородов и перепродажи оружия в страны Африки успехом не увенчались. Помимо этого, он больше внимания уделял поискам поддержки в Вашингтоне, с целью чего пошел на резкое увеличение количества американских баз и военных в стране, нежели приобретению союзников непосредственно внутри Йемена. Это предопределило его политическую изоляцию внутри страны, и, как следствие, вынужденную эмиграцию в результате зейдитской экспансии. На этом этапе союзником хоуситов стал  А.А.Салех, который ранее в свою бытность на вершине власти три раза воевал с хоуситами. Но в Йемене от ненависти до любви один шаг, особенно если это связано с местью и жаждой реванша. А.А.Салех передал хоуситам оружие со своих «карманных складов» в горах, а также в нужное время дал команду лояльным себе командирам выступить совместно с ними. Залогом успеха в данном случае стали очень приличные финансовые средства, которые А.А.Салех заблаговременно перевел со своих счетов в банках ОАЭ. Кроме того, он распродал всю свою недвижимость в США. Вот эти обстоятельства (хорошо подготовленные в свое время для борьбы с «Аль-Каидой» американскими инструкторами части Республиканской гвардии и значительные финансы) и обеспечили в конечном счете очень быстрое военное наступление объединенных сил зейдитов на юг страны, а также нынешнее силовое  доминирование на большей части Йемена. По крайней мере в Адене и на севере страны это преимущество бесспорно. В остальных провинциях (Хадрамаут, Абъян, Таиз) позиция местных племенных ополчений, которых почему-то обозреватели называют «лояльными А.М.Хади»,  обусловлена возобновлением массированного финансирования со стороны Саудовской Аравии местной верхушки и оказания ей материально-технической помощи. Но пока все это локально,  говорить о всеобщем восстании шафиитов не приходится. Попытка поднять массовое восстание в конце апреля-начале мая  с помощью бывшего премьер-министра НДРЙ Х. аль-Аттаса в Адене  также провалилась.

А.М.Хади в этой связи следует рассматривать как «политический труп», поскольку он не пользуется популярностью ни на севере (позволил хоуситам разгромить племенное ополчение Хашед и не пришел на помощь, несмотря на многочисленные призывы со стороны местной племеннй верхушки), ни на юге страны (не выполнил обещаний по перераспределению собственности и предоставлению широкой государственной автономии). В этой связи на повестке дня перед саудовцами стоит только один принципиальный вопрос — поиск лидера или группы лидеров в качестве точки опоры, способной консолидировать антихоуситские силы. А.А.Салех в этой ситуации будет продолжать прежнюю линию: ему некуда отступать, конечной целью кампании, на которую он поставил все, является гарантия сохранения его клана в высших структурах исполнительной и военной власти. Таких гарантий Эр-Рияд давать ему не хочет. По крайней мере, пока.  Хоуситы в настоящее время безусловно владеют стратегической и военной инициативой. В их руководстве окончательно закрепились сторонники «войны до победного конца» (т.е. «воссоздания зейдитского имамата»). Большинство умеренных и склонных к компромиссу руководителей хоуситов погибли во время подрыва СВУ в зейдитской мечети Саны два месяца назад. что было списано на саудовские происки, хотя по нашим данным к этому приложил руку А.А.Салех. которому никакие перемирия не были нужны. Оставшаяся часть «голубей»-хоуситов  отстранена от принятия ключевых решений  и находится фактически под домашним арестом. Таким образом, говорить о каком-то начале реального и эффективного мирного диалога пока, на наш взгляд, преждевременно. Для этого нет желания ни у хоуситов, ни у А.Салеха, ни у участников «аравийской коалиции» в лице прежде всего Саудовской Аравии.

И наконец о влиянии Ирана на ситуацию в Йемене. Безусловно оно имеется, хотя и не в таких масштабах, как об этом говорятв тех же аравийских монархиях. По нашим данным, в рядах хоуситов сейчас находится не более 20 инструкторов из ливанской «Хизбаллы», которые были направлены туда середине апреля с.г.  по просьбе командующего иранским подразделением «Аль-Кудс» генерала Касема Сулеймани с целью «оказания  методологической помощи» по организации работы в сфере безопасности. Говорить, что это присутствие является определяющим фактором мы бы не стали. То же касается и поставок вооружения. Есть очень серьезные сомнения в этом, особенно с учетом того, что внутренний йеменский оружейный рынок перенасыщен. Финансовая помощь из Тегерана конечно поступает, но для этого используется представительство хоуситов во Франкфурте-на-Майне. При всем этом,  несомненно, что Тегеран будет и в дальнейшем активно разыгрывать политическими и дипломатическими  методами «йеменскую карту» с целью создания постоянного очага напряженности на южной границе своего регионального противника в лице Эр-Рияда, и отвлечения саудовских сил от ирако-сирийского направления.   Причем в данной ситуации всю большее место и время будет уделяться т.н. «гуманитарному аспекту» йеменского конфликта.

52.33MB | MySQL:103 | 0,479sec