Ирак: наступление ИГ в провинции Анбар

Спустя менее месяца после громких заявлений американских и иракских официальных лиц «о серьезном ослаблении позиций радикалов «Исламского государства» (ИГ) в Ираке», исламисты не на словах, а на деле уверенно доказывают обратное. По крайней мере, об этом свидетельствуют последние сводки боев. В конце прошлой недели 15 мая исламисты захватили квартал административных зданий в центре провинции Анбар городе Рамади, за который около месяца с переменным успехом шли бои. Причем случилось это ровно в тот день, когда командование иракских вооруженных сил громогласно объявило «о начале широкомасштабного наступления» на этот город. При этом обратим внимание на тактику, которую отряды ИГ стали использовать в качестве «общего места» во время своих атак на позиции правительственных сил в городских условиях: использование смертников в качестве живого тарана тех или иных укрепленных пунктов, что свидетельствует о дефиците у ИГ тяжелых вооружений, в том числе ракетного и артиллерийского, не говоря уже о танках; нанесение серьезного морального воздействия на обороняющихся, что вызывает у них паралич воли и беспорядочное бегство. Последнее является индикатором крайне тревожного состояния иракской армии, прежде всего, с точки зрения ее морально-волевых качеств и мотивированности «на победу». Собственно, ничего нового в этом нет, но еще раз отметим, что такое положение дел вытекает из ситуации искусственного отвода из основных направлений наступления иракской армии шиитской милиции и специалистов из «Хизбаллы». Это было одним из главных условий США по продолжению воздушной поддержки со стороны авиации международной коалиции, которые мотивировали такой шаг «бесчинствами и мародерством» со стороны шиитов по отношению к местному суннитскому населению, что было воочию продемонстрировано во время взятия Тикрита. С этим обстоятельством трудно поспорить, но позиция американцев в данном случае в большей степени объясняется не гуманитарными соображениями, а требованиями суннитской племенной верхушки в провинции Анбар, с которыми сейчас ведутся сложные переговоры об их участии в борьбе против  сторонников ИГ. Частично они достигли успеха, о чем свидетельствуют факты переброски американскими транспортными самолетами оружия этим племенным милициям. При этом последняя динамика боев свидетельствует о том, что этот момент не стал определяющим, а значит, усилия американцев где-то буксуют.

Призывы лидера ИГ Абу Бакра аль-Багдади к мирному населению Рамади «не покидать свои дома и возвращаться домой без опаски» также далеки от миролюбия. Таким образом исламисты просто минимизируют риски авиаударов по своим позициям непосредственно в городе стараются использовать жителей в качестве «живого щита». Штурм города в таких условиях, безусловно, принесет наступающим лишнюю «головную боль» и обязательные риски массовых жертв среди мирного населения, а, соответственно, и его озлобление. Заметим, что борьба за умы и души местного суннитского населения сейчас является основным полем боя между ИГ и правительственной армией, победитель в этой борьбе получит главный приз в виде контроля над ключевой провинцией Анбар. Пока ВВС бомбят только пригород Рамади Багдадию, где остаются в своих домах порядка семисот мирных семей. Радикалы ИГ между тем фактически без боя взяли и еще один город северо-западнее Рамади — Джубах, что по-своему очень принципиально. В этом населенном пункте базировалось несколько сотен американских инструкторов, которые обучали иракские силы, и которые в результате наступления ИГ спешно ретировались, не вступая в прямое боестолкновение. Само по себе это примечательно и свидетельствует о том, что Пентагон всеми силами старается избежать непосредственного участия своих военных в боях. Успех ИГ в Рамади стал прямым следствием крупного поражения правительственных войск в районе родины лидера ИГ Абу Бакра аль-Багдади Фаллудже. Иракские силы планировали взять этот город путем организации двух фланговых ударов, но попали в хорошо спланированную засаду. В результате потерь (200 военных убиты и 59 захвачены в плен) вынуждены были отойти. Это обеспечило ИГ серьезный количественный перевес и позволило перебросить часть сил уже в Рамади.

13 мая с.г. федеральным командованием в Багдаде было объявлено о ликвидации в результате авиаудара заместителя лидера ИГ Абдель Рахмана Мустафу аль-Кадули (он же Абу Алла аль-Афари) в деревне Аль-Лиадхия недалеко от города Телль-Афар. Американцы при этом затруднились подтвердить этот факт. Еще ранее Багдад объявил о серьезном  ранении самого Абу Бакра аль-Багдади. Сейчас мы не будем вдаваться в подробности того, что в данном случае правда, а что просто является пропагандистским ходом. Важнее выяснить, насколько эти моменты могут в случае их подтверждения кардинальным образом повлиять на развитие ситуации. Большинство экспертов при этом сходятся во мнении, что никакого серьезного и немедленного воздействия на боеспособность ИГ эти события не окажут. Прежде всего, по причине того, что ИГ является серьезным и разветвленным органом с четким разделением труда. При такой модели ликвидация лидера или его заместителя на эффективность проводимых группировкой мероприятий и боевых операций не влияет. В качестве примера эксперты указывают на события иракской эпопеи времен полномасштабного присутствия американских войск в Ираке и борьбы с «Аль-Каидоой» в той же провинции Анбар. Тогда после последовательной ликвидации лидеров «Аль-Каиды» в лице Абу Мусаиба аз-Заркауи, Омара аль-Масри, Абу Омара аль-Багдади и ряда полевых командиров, погибшие были очень быстро заменены на довольно адекватном уровне. Перелом наступил только после того, как на сторону американцев перешла подавляющая часть суннитских племен. Отметим, что Абу Алла аль-Афари был чисто религиозным лидером, и никакого участия в планировании и координации военных операций не принимал. В пользу этого суждения говорит и факт нынешней боевой активности сторонников ИГ не только в Ираке, но и Сирии.

Применительно к сирийской ситуации отметим, что положение там складывается непросто, о чем свидетельствуют бои с переменным успехом в районе Пальмиры и Идлиба. Впервые за все время внутрисирийского конфликта зафиксировано официальное участие американского спецназа в операции непосредственно на сирийской территории. Спецназ ликвидировал одного из лидеров ИГ Абу ас-Саяфа и захватил в плен его жену. При этом согласно первоначальному замыслу планировалось брать его живым. Отметим, что и на этот раз выбор пал не на военного лидера ИГ. Абу ас-Саяф отвечал в группировке за контрабандную продажу за рубеж нефти и газа с контролируемых радикалами сирийских месторождений. Он же взаимодействовал и со своими партнерами из иракского «филиала» ИГ по проведению аналогичных операций. Таким образом, американцы попытались взять пленного с целью получения исчерпывающей информации о каналах финансовой подпитки боевиков. В случае успеха это дало бы им несомненные преференции в рамках давления на тех же турок и иракских курдов, которые очень широко завязаны на эти контрабандные поставки. Серьезный ущерб для схемы финансовых поступлений ИГ эта операция не нанесет, поскольку имеет многоэтажную систему «страховок и гарантий», как, собственно, и любой уважающий себя финансовый институт. Пока, по крайней мере, хроника боев свидетельствует об обратном. Еще один индикатор благополучия ИГ в этой связи вытекает из данных ЦРУ США, которые свидетельствуют о том, что приток иностранных джихадистов в ряды ИГ за последнее время не уменьшился в значительной степени. Наступлений ИГ в провинции Анбар продолжается и, по поступившей 17 мая информации, был полностью захвачен город Рамади.

52.3MB | MySQL:103 | 0,709sec