Итоги саммита США-ССАГПЗ и новый формат саудовско-американских отношений

15 мая в Кемп-Дэвиде завершился совместный саммит США и стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ).  Отметим, что это была первая попытка США «переформатировать» под себя эту международную региональную организацию и навязать ей свою повестку. Раньше для этого просто не было нужды. Страны-члены ССАГПЗ были связаны с США отношениями тесного стратегического партнерства, а их принципиальные внешнеполитические шаги контролировались Вашингтоном. Нынешняя же встреча в подобном формате была предложена именно потому, что аравийские монархии все больше выходят из-под американского контроля, что наглядно показала саудовская военная операция в Йемене. Эпоха однополярности заканчивается, что требует новых американских подходов в отношениях со своими союзниками, в том числе на Ближнем Востоке. Представляется, что главными для США при проведении подобного мероприятия были два момента: необходимость разобраться с союзниками в преддверии нормализации (хотя бы частичной) отношений с Ираном и погасить их подозрения в адрес Вашингтона, а также «сверить часы» по Сирии, где Вашингтон и Эр-Рияд имеют разные повестки дня.

Отметим также, что это не первый за этот год случай участия главы неарабского государства в саммитах ССАГПЗ. 5 мая на встрече глав аравийских монархий, прошедшей в Эр-Рияде присутствовал президент Франции Франсуа Олланд. Незадолго до этого Ф.Олланд подписал с Катаром контракт о поставках французских военных самолетов «Рафаль» на сумму 6,3 миллиарда евро и готовится подписать соглашение на поставку этому крошечному эмирату баллистических ракет. Кроме того нынешний французский президент известен своей «несгибаемой» позицией по Сирии, заключающейся в необходимости убрать президента Башара Асада любыми средствами. Подобная позиция не может не импонировать Катару и Саудовской Аравии, вот почему, по мнению известного арабского журналиста Абдельбари Атвана, приглашение французского президента было со стороны аравийских монархов своеобразной демонстрацией того, что при отказе Вашингтона от союзнических обязательств эти государства могут переориентироваться на Европу.

Впрочем, степень напряженности в американо-саудовских отношениях не стоит преувеличивать. Некоторые СМИ считали ее индикатором то, что встречу в Кемп-Дэвиде проигнорировали все первые лица аравийских            монархий кроме Катара и Кувейта. Это не совсем так.  Султан Омана Кабус перенес в марте тяжелую операцию на сердце в Германии и не может позволить себе утомительное заокеанское путешествие. То же можно сказать и о президенте ОАЭ Мухаммеде Зайеде ан-Нахайяне, еще не оправившемся от тяжелой болезни. Король Саудовской Аравии Сальман бин Абдель Азиз страдает болезнью Альцгеймера, и его присутствие на столь важных переговорах могло бы привести к непоправимым ошибкам. Оно было достаточно скомпенсировано участием во встрече наследного принца Мухаммеда бин Наефа и министра обороны королевства Мухаммеда бин Сальмана, реально определяющих политику КСА.

Каковы же основные итоги саммита? Во-первых, США и страны-члены ССАГПЗ подтвердили, что их отношения в сфере безопасности являются «основой стратегического партнерства и краеугольным камнем региональной стабильности». США отметили, что будут работать вместе со странами ССАГПЗ, чтобы противостоять и сдерживать любую угрозу территориальной целостности и безопасности аравийских монархий. Важнейшим шагом в этом направлении предусматривается создание региональной системы противоракетной обороны. В заявлении не говорится, от кого она будет защищать аравийские монархии, но ответ и так ясен: от Ирана. Кроме гипотетической перспективы приобретения ядерного оружия иранцами в регионе имеются еще две страны, уже имеющие ядерное оружие: Пакистан и Индия. Однако Пакистан является надежным союзником КСА и других аравийских монархий, а у Индии, имеющей с ССАГПЗ неплохие отношения, много других забот, чтобы еще и угрожать им. Система ПРО будет стоить 25 миллиардов долларов. Эта сумма, естественно, будет профинансирована странами ССАГПЗ. Абдельбари Атван в своей статье в газете «Райи аль-йаум» отмечает по этому поводу, что аравийские монархии в очередной раз готовы выплачивать военно-промышленному комплексу США прибыльную для американцев дань. Кроме того, журналист недоумевает, зачем странам ССАГПЗ нужны какие-то дополнительные гарантии безопасности от США, если на их территории (в Кувейте, Бахрейне, Катаре, Омане) расположены военные базы и солидные контингенты американских войск. В общем, американцы в очередной раз умело воспользовались страхами элит стран-сленов ССАГПЗ перед «иранской угрозой». В этом же направлении Совместным заявлением предусматривается обеспечение постоянных военных поставок из США в страны Персидского залива.

В Совместном заявлении по итогам встречи предусматривается также проведение на постоянной основе совместных военных маневров и тренировок и инструктажа американскими военными советниками вооруженных сил стран ССАГПЗ и совместные усилия по обеспечению безопасности морских путей.

Особое внимание уделено противодействию Ирану, что можно расценить как американскую уступку опасениям и страхам аравийских монархий. Несмотря на то, что в заявлении указывается на положительный эффект, который может принести безопасности региона заключение окончательных договоренностей по иранской ядерной проблеме, в дополнении к нему указывается на то, что «США и страны ССАГПЗ будут сотрудничать по противодействию дестабилизирующих действий Ирана в регионе и созданию региональной архитектуры безопасности». В отношении Йемена, возможно под давлением Вашингтона, был принят пункт о необходимости перейти от военной операции к мирному решению проблемы на базе национального диалога. Вашингтон высоко оценил предложенную Эр-Риядом гуманитарную и экономическую помощь Йемену на сумму 274 миллиона долларов (что является мизером на фоне нанесенных инфраструктуре страны потерь). Интересные выводы сделаны в Совместном заявлении относительно сирийского кризиса. Стороны договорились о «долговременном политическом решении, которое смогло бы остановить войну и прекратить страдания сирийского народа». В принятом документе подчеркивается, что «Асад потерял легитимность, и ему нет места в сирийском будущем». Все это звучит диссонансом по отношению к проводившейся американцами в течение последнего полугодия политике молчаливого сотрудничества с Дамаском по противодействию «Исламскому государству». В заявлении говорится о решимости сторон участвовать в создании постасадовского правительства Сирии с учетом прав и требований национальных и религиозных меньшинств. Не обошли вниманием переговорщики и проблему ИГ. Страны ССАГПЗ согласились с необходимостью интенсифицировать усилия по противодействию таких террористических организаций как ИГ и «Джабхат ан-нусра» путем ликвидации финансовых потоков, подпитывающих эти организации и противодействия перемещению террористов. Непонятно как это будет коррелироваться с саудовской поддержкой «Джабхат ан-нусры», благодаря которой были достигнуты последние военные успехи сирийской вооруженной оппозиции.

Достигнутые результаты свидетельствуют о борьбе в американском истеблишменте разных точек зрения на будущие отношения с аравийскими монархиями. Несмотря на необходимость борьбы с радикальными экстремистскими организациями, американцы, чтобы успокоить своих партнеров, говорят о необходимости свержения режима Асада. Наперекор наметившемуся в последние месяцы тренду администрации Обамы на улучшение отношений с Ираном, эта страна указывается в качестве главной угрозы стабильности в регионе Персидского залива. Следует отметить, что в последние месяцы ряд элитных групп США стараются побудить американскую администрацию к пересмотру отношений с союзниками в Заливе. В последнее время в западных СМИ, особенно в газетах Guardian и Independent все чаще появляются статьи о поддержке Саудовской Аравией международных террористических организаций, об участии саудовских граждан в терактах 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке и Вашингтоне. В начале мая на сайте Лондонского книжного обозрения вышла статья известного американского журналиста Сеймура Херша, вскрывающая подробности операции американских спецслужб четырехлетней давности по ликвидации Усамы бен Ладена. В ней, в частности, пишется о том, что У.бен Ладен проживал с 2005 по 2011 годы в Абботобаде под присмотром пакистанских спецслужб, причем пакистанцев побудили принять его у себя правящие круги Саудовской Аравии. Ликвидация У.бен Ладена, который к маю 2011 года был уже тяжело больным человеком и не возглавлял террористическую деятельность, была проведена американцами по предварительной договоренности с военными кругами Пакистана (командующий армией Ашфак Первез Кияни и тогдашний руководитель ИСИ Ахмед Шуджа Паша) в обмен на солидные финансовые вливания и свободу рук для пакистанских спецслужб в Афганистане. Неизвестно, что в статье Херша является правдой, а что авторским вымыслом, но появилась она вовремя и способна бросить тень на саудовскую королевскую семью.

Однако наиболее крупным информационным залпом по КСА следует признать недавнюю статью высокопоставленного американского дипломата, бывшего посла США в НАТО Роберта Хантера. В ней автор призывает американское правительство пересмотреть свое отношение к саудовским союзникам. По его мнению, США не являются заинтересованной стороной в шиитско-суннитском противостоянии. Исходя из этого, они не должны слепо поддерживать все антииранские акции аравийских монархий. США также не заинтересованы в свержении любой ценой правительства Асада в Дамаске, пока его некем там заменить, так как это откроет дорогу экстремистам. Саудовская Аравия, по убеждению Хантера, должна прекратить военную операцию против хоуситского меньшинства в Йемене. Однако, прежде всего она должны прекратить «подливать бензин в пламя пожаров, затеянных ИГ и «Аль-Каидой»». «Мы должны прямо заявить нашим союзникам: либо вы разрываете все связи с вашими бывшими протеже, либо мы разрываем связи с вами», — пишет американский дипломат.

Итоги саммита в Кемп-Дэвиде выдают отсутствие плана и стратегического видения США в подходе к региональным проблемам. Совершенно ясно, что окончательный американский подход к проблемам региона еще не сформирован, но налицо значительное расхождение в подходах, которое Белый дом пытается скрыть риторикой об американской заботе о безопасности стран ССАГПЗ.

52.31MB | MySQL:103 | 0,547sec