Ливийская тема на саммите НАТО

Майский саммит НАТО на уровне министров иностранных дел в Турции, помимо, естественно, украинских событий, иранского, сирийского и иракского досье, уделил много внимания и ливийскому направлению. Поводом для этого, кроме самой неразберихи и перманентных боевых столкновений между различными кланами и племенными милициями, стала и тема нелегальной миграции с территории Ливии в страны Европы. Эта тема вновь обострилась после недавней истории с гибелью нескольких сотен нелегалов у берегов Италии. В связи с этим обозреватели вновь заговорили о реальности «международной военной интервенции». Если точнее — направление к берегам Ливии военных кораблей, ВВС и отрядов спецназа стран НАТО, которые будут призваны уничтожать вместе с экипажами корабли контрабандистов. При этом сразу отметим, как понять, находятся ли на них исключительно контрабандисты или в трюме еще томятся нелегальные мигранты, в принципе непонятно. Отсюда оборотной стороной этих планов является высокий риск уничтожения нелегалов прямо у берегов Ливии. Из этого всего можно будет сделать только один вывод о том, что высокие гуманитарные стандарты совершенно очевидно войдут в противоречие с намерениями сторонников силовой и бескомпромиссной линии на борьбу с нелегальной миграцией, которая на сегодняшний день превосходит по своей потенциальной опасности все остальные вызовы национальной безопасности Европы. При этом настоящей реализации планов по уничтожению кораблей ливийских контрабандистов прямо в ливийских портах ожидать, видимо, в массовом порядке все-таки не приходится. Кроме всех перечисленных негативных для европейского общественного мнения последствий, любая активность Запада у ливийских берегов чревата ростом антизападных настроений среди внутриливийских группировок. Это может очень негативно сказаться на положении нового правительства и парламента в Тобруке, которые не без скрипа и внутренних споров все-таки признаны Западом в качестве приоритетного партнера в Ливии. В пользу этого говорит тот факт что единственным моментом, объединяющим все ливийские племенные кланы и милиции является тезис о категоричном неприятии международной интервенции и вмешательства «третьих стран» во внутриливийские дела. Обстрел турецкого сухогруза с жертвами среди моряков у ливийских берегов лишнее тому подтверждение, хотя справедливости ради надо сказать, что таким образом подразделения генерала Х.Хафтара отреагировали в большей степени на факт практически открытого материально-технического снабжения радикальных исламистов со стороны Катара и Турции. После «кульбита» суданского президента О.аль-Башира, который перебежал (или вернее пока пытается это сделать) под «саудовский зонтик» в ущерб своим прежним отношениям с теми же катарцами, морской путь снабжения остался фактически единственной возможностью поддержки исламистов. Единого мнения по итогам дискуссий в Анталии так и не было выработано, общим местом стало нежелание стран альянса активно участвовать в боевых операциях у ливийских берегов, в связи с чем Париж и Рим предложили подключить «к этим усилиям» соседние страны в лице Алжира, Марокко и Египта. Что касается Каира, то египетская авиация и спецназ и так уже воюют в Ливии на стороне антиисламистских сил генерала Х.Хафтара, который, пока безуспешно, пытается взять «колыбель революции» и оплот радикалов Бенгази. Но их усилия направлены явно не против контрабандистов, да и само присутствие египтян в Ливии в силу традиционно сложных отношений между странами Каир старается особенно не афишировать. Участие же марокканцев и алжирцев в одном воинском контингенте вообще проблематично, исходя хотя бы из проблемы Западной Сахары. Посему европейские министры пока решили ограничиться традиционной линией поведения и адресовать решение внутриливийских проблем самим ливийцам, что означает фактически сохранение существующего статус-кво как в вопросах преодоления внутриливийского кризиса, так и обуздания местного криминалитета во всех его проявлениях. Что же касается США, то они фактически дистанцировались от каких-либо реальных действий по восстановлению ливийского государства или же прессингу на противоборствующие стороны в рамках их принуждения к мирным переговорам под контролем международного сообщества. При этом саммит подтвердил продление оружейного эмбарго для Ливии, что одинаково плохо для всех воюющих сторон, но в то же время создает некую иллюзорную возможность недопущения сценария расползания «черного оружия» по всему региону Магриба и зоны Сахеля. То есть саммит НАТО в очередной раз подтвердил, что не желает нести ответственность за ливийскую ситуацию «в одиночку», хотя, по большому счету, именно действия и поддержка альянса привели к нынешнему положению дел.

Общие контуры, которые характеризуют ситуацию в Ливии по оценке натовских аналитиков, были представлены на саммите следующими штрихами. Страна лишена реальной вертикали власти и стала полем боя между конкурирующими военными милициями. Причем в стане исламистов также нет единства: милиция Мисураты активно противодействует попыткам экспансии со стороны т.н. «сторонников «Исламского государства» (ИГ)», которые включают в себя значительное число приверженцев свергнутого лидера М.Каддафи. Таким образом, они стараются усилить свои позиции перед глобальным переговорным процессом. В лагере «светских» также нет единства: эксперты указывают на потенциальное пока скрытое соперничество за власть между лидерами этого лагеря (премьер-министр правительства в Тобруке А.ат-Тани, «главнокомандующий» генерал Х.Хафтар, племенной авторитет с запада Ливии И.аль-Джадран), которое уже в среднесрочной перспективе  может привести к открытым боестолкновения между подконтрольными им отрядами. Ни Тобрук, ни Бенгази, где базируются конкурирующие парламенты и правительства, не в состоянии одержать убедительную победу на поле боя, что предопределяет патовую ситуацию. Оба этих лагеря поддерживаются различными внешними спонсорами, что ставит процесс международного вмешательства вне контроля той же ООН. При этом часть мощных племенных групп (варфалла) продолжают держать нейтралитет и не примыкают ни к одной из противоборствующих сторон. Все это крайне негативно влияет на криминогенную ситуацию (Ливия превратилась в крупнейший африканский хаб нелегальной миграции в страны Европы) и создает высокие риски для газовых и нефтяных терминалов и полей в Ливии и Алжире. Последние два момента уже напрямую угрожают экономической безопасности Евросоюза.

Все это в результате диктует необходимость дальнейшего «поддавливания» участников внутриливийского кризиса чисто экономическими способами. В частности, ситуация с ограничением нефтяного экспорта (260 000 баррелей в день) серьезно ограничивает финансовые возможности противоборствующих сторон, что мотивирует их стремление к началу диалога. То же самое относится и к авуарам Центрального банка Ливии, который держит нейтралитет во внутриливиском конфликте. Таким образом, по оценке НАТО, вся надежда вновь возлагается на «золотого тельца» и «могучую руку рынка». Но почему-то кажется, что эти надежды в данном случае являются очень наивными.

52.32MB | MySQL:103 | 0,590sec