Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (11-17 мая 2015 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе были связаны с саммитом США – аравийские монархии, событиями в Йемене и Израиле. 13-14 мая президент США Б. Обама провел встречи с руководителями стран-членов ССАГПЗ, обсудив с ними возможное соглашение по урегулированию ядерной программы Ирана и ситуацию на Ближнем Востоке. В Йемене 13 мая вступило в силу пятидневное перемирие. В Израиле Кнессет 14 мая утвердил состав нового правительства страны во главе с Б. Нетаньяху.

13-14 мая в Вашингтоне и Кемп-Дэвиде президент США принимал руководителей аравийских монархий: эмиров Катара и Кувейта, наследных принцев Бахрейна, Саудовской Аравии и ОАЭ, заместителя премьер-министра Омана. Встреча проводилась по инициативе Б. Обамы для обсуждения актуальных ближневосточных проблем в связи с обеспокоенностью стран-членов СААГПЗ возможным заключением соглашения об урегулировании ядерной программы Ирана и усилением иранской активности в регионе. Короли Бахрейна и Саудовской Аравии не прибыли на саммит, объяснив это своей занятостью, а главы ОАЭ и Омана – в связи с состоянием здоровья. При этом саудовский монарх Сальман позвонил Обаме, принес ему свои извинения в связи с тем, что не мог поехать в Вашингтон. Два лидера обсудили основные вопросы повестки дня предстоящей встречи. И хотя глава МИД КСА А. аль-Джубейр заявил, что решение Сальмана не приезжать на саммит в США не является свидетельством охлаждения отношений между Вашингтоном и Эр-Риядом, политические наблюдатели отметили, что таким образом КСА дала США «очевидный сигнал» о своем недовольстве американскими усилиями по заключению соглашения по ядерной программе Ирана. Б. Обама 13 мая принял в Белом доме первого заместителя саудовского премьер-министра, министра внутренних дел наследного принца М. бен Наефа и второго заместителя премьера, министра обороны второго наследного принца М. бен Сальмана. При этом президент США заявил, что американо-саудовские отношения имеют ключевое значение для обеспечения стабильности на Ближнем Востоке, а Саудовская Аравия является «критически важной частью коалиции в борьбе с «Исламским государством» (ИГ).

На встрече США – ССАГПЗ обсуждались возможное ядерное соглашение с Ираном, противодействие ИГ, конфликты в Сирии, Ираке, Йемене, Ливане и Ливии, палестино-израильское урегулирование. Б. Обама заверил аравийских руководителей, что США будут «противостоять внешним угрозам вместе со своими партнерами в ССАГПЗ», а при необходимости защищать их своей военной силой. В то же время Вашингтон не идет на заключение с аравийскими монархиями официального договора о совместной обороне. Участники саммита формально выразили поддержку готовящейся договоренности по ядерной программе Ирана, а накануне встречи Обама заявил, что Вашингтон не допустит расширения иранского влияния в регионе. США и ССАГПЗ «договорились создать рабочую группу высокого уровня для выработки возможностей быстрого реагирования» для «развертывания контртеррористических, миротворческих или стабилизационных операций в регионе, либо скоординированного участия в них». США также обещали помочь аравийским монархиям в создании региональной системы ПРО, расширять сотрудничество с ними в военной сфере, ускорить процедуру поставок оружия. Обама и лидеры ССАГПЗ детально обсудили вопросы оказания помощи «умеренной» сирийской оппозиции, активизации борьбы в Сирии как с боевиками ИГ, так и с правительством Асада. Было подтверждено «большое значение скорейшего достижения подлинного, устойчивого политического решения для прекращения войны в Сирии», подчеркнуто, что Асад «утратил всякую легитимность и не имеет роли в будущем Сирии». Участники саммита заявили, что намерены тесно сотрудничать «в поддержке Ливии во время переходного периода в стране». Была выражена поддержка правительству Ирака в его противостоянии «Исламскому государству». При этом была подчеркнута необходимость достижения национального единства в Ираке. Участники саммита высказались за политическое урегулирование в Йемене. Предполагается, что в 2016г. состоится новый саммит США – ССАГПЗ.

13 мая Саудовская Аравия и ее союзники приостановили на пять дней военную операцию, которую они проводят в Йемене. Тем не менее, отмечаются отдельные нарушения режима прекращения огня обеими конфликтующими сторонами. Самолеты арабской коалиции не прекращают патрулировать приграничные с КСА северные районы Йемена. Вооруженные столкновения между шиитскими мятежниками-хоуситами и отрядами ополчения, которые поддерживают йеменского президента А. М. Хади, отмечались в городах Таиз, Аден и в некоторых других местах. Перерыв в боевых действиях позволил ООН направить в Йемен морским и воздушным путем крупные партии продовольствия, медикаментов и других товаров первой необходимости. Одновременно ООН предпринимает попытки возобновить переговоры между властями страны и хоуситами. Спецпосланник генерального секретаря ООН по Йемену И. ульд Шейх Ахмед посетил столицу страны Сану, где провел переговоры с представителями хоуситов и руководством Всеобщего народного конгресса (ВНК) – партии бывшего президента Йемена А. А. Салеха. Саудовская Аравия дополнительно предоставит 270 млн долларов в качестве гуманитарной помощи Йемену. Открыт саудовский центр оказания гуманитарной помощи Йемену. Пентагон призвал Иран направлять гуманитарную помощь для Йемена только через специальный пункт ООН в Джибути. ООН призвала к продлению перемирия в Йемене.

17 мая в саудовской столице Эр-Рияде начала работу конференция по урегулированию конфликта в Йемене. В ней участвуют более 400 представителей йеменских политических сил и международных организаций. Цель конференции – создание базы для дальнейшего политического диалога и разработка «дорожной карты» разрешения йеменского кризиса. Хоуситы не принимают участия в конференции, но в Эр-Рияде присутствуют представители ВНК, Йеменской социалистической партии и исламисты из партии «Ислах».

15 мая власти Йемена объявили об отзыве своего посла из Ирана из-за вмешательства Тегерана во внутренние дела страны.

В Израиле 14 мая Кнессет утвердил состав 34-го правительства страны во главе с Б. Нетаньяху 61 голосом «за», 59 голосов было подано «против». Премьер в новом правительстве оставил за собой портфели министра иностранных дел, здравоохранения и связи. Кресло министра обороны сохранил соратник Нетаньяху по партии Ликуд М. Яалон. Кроме того, Ликуд имеет еще восемь министерских постов. Остальные портфели получили представители партий, вошедших в правительственную коалицию. Днем ранее, 13 мая, Кнессет снял ограничения на количество министерских постов в формируемом правительстве. Это позволило Нетаньяху сформировать кабинет министров согласно договоренностям, достигнутым с партнерами по коалиции.

Тем временем 15 мая палестинский президент М. Аббас озвучил свои условия для возобновления мирных переговоров с Израилем. Это: освобождение палестинцев, находящихся в израильских тюрьмах, и прекращение строительства жилья на спорных территориях. Аббас также предупредил, что согласится на возобновление переговоров, если они продлятся менее года. Если же новое правительство Израиля продолжит препятствовать заключению мирного договора, то палестинцы активизируют политику интернационализации конфликта. В то же время президент США Б. Обама считает, что перспектива долгосрочного соглашения между Израилем и палестинцами «пока кажется туманной». Однако, по мнению главы Белого дома, «соглашение о существовании двух соседствующих государств» – Израиля и Палестины является «единственным выходом».

В Сирии на минувшей неделе наиболее интенсивные бои между правительственными силами и вооруженными формированиями противников режима президента Б. Асада велись в районе города Тадмор (Пальмира) в центре страны, где правительственные войска отбили наступление боевиков, а также на границе с Ливаном в горном районе Каламун к северо-востоку от Дамаска и в северо-западной провинции Идлиб.

Министр иностранных дел Турции М. Чавушоглу заявил 12 мая, что начало программы по обучению боевиков оппозиционной Сирийской свободной армии задержано по техническим причинам, а не из-за каких-либо разногласий с США.

В ночь с 15 на 16 мая по приказу президента США Б. Обамы подразделение американского спецназа, действовавшее с территории Ирака, в ходе операции, проведенной на востоке Сирии, уничтожило одного из главарей ИГ Абу ас-Сайяфа, отвечавшего в группировке за финансовые вопросы. Сообщается, что при этом «правительство США не координировало действия с сирийским режимом и не уведомляло его заранее о предстоящей операции». В Дамаске пока не отреагировали на действия американских военных.

На прошедшей неделе в Ираке боевики «Исламского государства» предприняли масштабное наступление на позиции правительственных войск в западной провинции Анбар и 17 мая захватили административный центр региона город Рамади. Интенсивные бои велись в районе городов Эль-Фаллуджа и Джубба.

В Египте 15 мая суд приговорил бывшего президента страны М. Мурси к смертной казни по обвинению в побеге из тюрьмы в дни январской революции 2011г. К высшей мере наказания были приговорены еще 16 лидеров «Братьев-мусульман», обвиненных в государственной измене и шпионаже в пользу иностранного государства, а также о массовом побеге лидеров исламистов из тюрьмы в январе 2011г. Вердикт суда, согласно действующей юридической практике, должен утвердить верховный муфтий Египта. Окончательное оглашение приговора назначено на 2 июня. Смертный приговор М. Мурси подвергли резкой критике президент Турции Р. Т. Эрдоган, радикальная палестинская группировка ХАМАС и международная правозащитная организация Amnesty International. Свою обеспокоенность приговором выразили госдепартамент США и МИД Италии.

15 мая Палата представителей Конгресса США вслед за Сенатом приняла проект закона, обязывающий Белый дом направить на рассмотрение Конгресса окончательное соглашение по ядерной программе Ирана.

«Иран будет поддерживать все подвергшиеся несправедливому нападению государства на Ближнем Востоке», — подчеркнул 15 мая верховный руководитель ИРИ А. Хаменеи. Он также отметил, что «ответственность за безопасность Персидского залива лежит на государствах этого региона, для которых он является родным домом», а «сохранение безопасности в этом регионе выгодно всем в мире».

Премьер-министр Пакистана Н. Шариф 12 мая посетил с визитом Афганистан. По итогам переговоров с афганским президентом А. Г. Ахмадзаем было заявлено о намерении двух стран укреплять сотрудничество в сфере обороны и безопасности.

13 мая главы МИД НАТО приняли решение сохранить присутствие в Афганистане после завершения нынешней миссии «Решительная поддержка». Причем «следующая миссия НАТО будет носить гражданский характер, однако будет содержать военную составляющую». Альянс продолжит оказывать вооруженным силам Афганистана техническую и финансовую помощь.

Тем временем вооруженные формирования движения «Талибан» взяли под свой контроль почти 80 процентов провинции Бадахшан, граничащей с Таджикистаном. Талибы также заметно активизировали террористическую деятельность в различных районах страны.

Ливия отвергла предложение Евросоюза легализовать применение силы против тех, кто организует контрабанду мигрантов из Северной Африки в Европу. Напомним, что ЕС требует у ООН разрешения на военные действия, позволяющие задерживать или уничтожать суда, перевозящие незаконных мигрантов, в территориальных водах Ливии – для спасения этих людей, которые массово гибнут в попытках добраться до европейских берегов. Согласно статистике ООН, лишь за этот год около 60000 человек пытались пересечь Средиземное море на утлых судах, более 1800 из них утонули.

Приложение

 

 

О проблемах безопасности в Ливане

 

 

Ливан на протяжении длительного периода времени сталкивается с многочисленными угрозами в сфере безопасности как внутри страны, так и извне. До недавнего времени наибольшую угрозу внешней безопасности представляла неурегулированность отношений с Израилем, перманентная опасность возникновения очередного крупного вооруженного конфликта с ним на ливанской территории, причем во многом вопреки желанию правительства страны, да и значительной части ливанцев. Однако после начала в 2011г. гражданской войны в Сирии основной угрозой стала растущая вовлеченность Ливана в сирийский конфликт. Негативное воздействие на развитие ситуации в стране оказывает жесткое соперничество между Саудовской Аравией и Ираном, стремящихся подчинить Ливан своему влиянию.

На сегодняшний день Ливан стал «важным полем битвы за Сирию». Это привело росту напряженности и нестабильности в стране, усилению размежевания в ливанском обществе по конфессиональному признаку, чрезвычайно тяжелым последствиям в социально-экономической сфере. Резко возросло число активно действующих на территории республики экстремистских вооруженных и террористических группировок. Ряд экспертов считает, что «Ливан становится третьим после Сирии и Ирака фронтом войны с террористическими группами». Причем эти группировки, прежде всего, «Джабхат ан-нусра» и «Исламское государство» (ИГ), воюющие против режима президента САР Б. Асада, используют ливанскую территорию для переброски в Сирию боевиков и оружия, часть которого «застревает» в Ливане. С другой стороны, ливанское радикальное шиитское движение «Хизбалла» оказалось (в том числе с подачи Ирана) непосредственно и глубоко втянутым в сирийский конфликт – несколько тысяч боевиков движения воюют в Сирии на стороне армии Асада. Данное обстоятельство вызывает недовольство у многих ливанских политических сил, которые считают, что именно участие «Хизбаллы» в сирийской войне привело «к появлению банд террористов в Ливане». В ответ руководство «Хизбаллы» заявляет, что «ливанское государство неспособно противостоять нависшей опасности», поэтому движение «приняло решение вступить в битву самостоятельно». В тоже время вопрос о немедленном разоружении «Хизбаллы» в Ливане «не поднимается так часто, как раньше. Это связано с тем, что главной угрозой считаются экстремисты, проникающие из Сирии, а действия «Хизбаллы» направлены против них».

Специалисты отмечают, что «террористические ячейки имеются и действуют во всех районах Ливана». При этом главную роль играют экстремистские салафистские группировки, противодействующие «Хизбалле». Основными очагами терроризма являются горные районы, прилегающие к границе с Сирией, особенно вблизи города Арсаль; Триполи – главный город на севере страны и прилегающие к нему районы, а также лагерь палестинских беженцев Айн-эль-Хильва к югу от Бейрута и другие палестинские лагеря. В районе Арсаля с августа 2014г. ливанская армия проводит войсковые операции против боевиков «Джабахт ан-Нусра» и ИГ. В пограничных с Сирией районах против джихадистов действуют отряды «Хизбаллы» и добровольцев из числа местных христиан. Причем джихадисты стремятся закрепиться на ливанской территории не только для создания баз, необходимых для ведения вооруженной борьбы против режима Асада, но и с целью активного воздействия на ситуацию в стране. В районе Триполи регулярно вспыхивают вооруженные столкновения между алавитами и суннитами, прежде всего, салафистскими экстремистами. Отмечается особая жестокость джихадистов по отношению к шиитам и алавитам. Латентная напряженность сохраняется в лагерях палестинских беженцев, которые остаются опасными очагами распространения политического экстремизма и криминала. Среди палестинцев усиливается радикализация. В целом проблема палестинского присутствия (до 400 тыс. чел.) является одной из самых острых в Ливане. Обостряется и проблема сирийских беженцев (1,2 млн человек). Рост их числа ведет к серьезным изменениям в конфессиональном балансе Ливана в пользу суннитов.

Таким образом, хотя ливанские силовые структуры в последнее время предпринимают определенные действия по нейтрализации террористической угрозы, эта проблема требует от властей и всех политических сил страны большого напряжения и усилий.

Сложная обстановка сохраняется на ливано-израильской границе, где периодически происходят вооруженные инциденты. В последние годы в связи с обнаружением крупных запасов природного газа на шельфе восточной части Средиземного моря обострилась проблема демаркации морских границ между Ливаном и Израилем. Учитывая серьезные разногласия между сторонами и хроническую политическую нестабильность в Ливане, урегулирование этой проблемы вряд ли произойдет в скором времени.

В сложной внутриполитической ситуации ливанская армия остается наиболее организованным и стабильным институтом государственной власти. В то же время по качеству и количеству вооружения, уровню подготовки армия в ее нынешнем состоянии не способна в полной мере решать задачи по обеспечению безопасности страны. Вопрос о повышении боеспособности вооруженных сил, их переоснащении на современное оружие и технику является одним из наиболее приоритетных для Ливана в условиях неуклонного нарастания угроз внешней и внутренней безопасности. Против этого не возражают все основные ливанские политические силы. В ноябре 2014 г. КСА и Франция подписали соглашение о финансировании французских военных поставок Ливану на сумму 3 млрд долларов. В феврале 2015 г. первые партии французского оружия прибыли в Ливан. Однако потребуется длительное время для того, чтобы ливанские военнослужащие освоили новую технику и стали ее эффективно применять. Возобновились и военные поставки из США. Тем временем вооруженные формирования «Хизбаллы» сохранят за собой «статус самой влиятельной военной силы в стране».

Отличительной чертой современного Ливана остается перманентная внутриполитическая нестабильность, что обусловлено сложностями в отношениях между христианами и мусульманами, а также между различными политико-религиозными группировками и кланами внутри каждой из общин. Сказывается и конфессиональная природа ливанского государства, где основные ветви власти разделены и закреплены между различными религиозными общинами. Негативное воздействие на ситуацию в стране оказывает отсутствие единства взглядов и подходов ведущих политических сил к решению основных проблем внутренней и внешней политики республики. Сказывается и активное вмешательство во внутренние дела Ливана внешних сил, а также сложное финансово-экономическое положение страны.

Современная политическая жизнь Ливана в значительной степени определяется жестким противоборством двух ведущих политических коалиций: «Коалиции 8 марта» и «Коалиции 14 марта».

«Коалиция 8 марта» представляет собой альянс политических сил просирийской направленности, выступающих против вмешательства Запада и Саудовской Аравии в политическую жизнь Ливана. В нее, в частности, входят «Хизбалла» и христианское (маронитское) Свободное патриотическое движение М. Ауна, пользующееся поддержкой примерно 2/3 маронитской общины.

«Коалицию 14 марта» составляют суннитское движение «Мустакбаль» во главе с С. Харири и маронитская партия «Ливанские силы» С. Джааджи. Причем С. Харири поддерживает большая часть суннитской общины. Он является непримиримым противником президента Сирии Б. Асада, всемерно содействует сирийской оппозиции и поддерживает тесные связи с Саудовской Аравией.

Противоборство двух коалиций вкупе с саудовско-иранским соперничеством не позволяет решить президентский кризис: с мая 2014 г. ливанские парламентарии (их легитимность сомнительна по причине окончания срока полномочий в 2014 г.) не могут избрать главу государства и решение этого вопроса пока не просматривается. Внутриполитическая ситуация в последнее время осложнилась формально из-за различия позиций «Хизбаллы» и движения «Мустакбаль» к событиям в Йемене, что привело к приостановке диалога между ними. Однако, как видится, основа конфликта лежит в стремлении КСА и США не допустить чрезмерного усиления Ирана в Ливане.

В то же время у ведущих ливанских политических сил существует понимание необходимости продолжения диалога с целью вывода страны из затянувшегося системного кризиса и недопущения сползания Ливана в новую гражданскую войну. А пока «ливанское общество и политическая элита этой страны не решили ни одной из стоящих перед Ливаном проблем», ни в сфере безопасности, ни в решении острых экономических вопросов.

Таким образом, нет оснований говорить о скорой нормализации обстановки в Ливане и вокруг него, достижении внутренней стабильности ливанского общества, устранении внешних угроз безопасности. Многое здесь зависит от внешних факторов (прежде всего, — сирийского), за которыми стоят интересы конкретных государств ближневосточного региона и не только их.

52.29MB | MySQL:103 | 0,472sec