Что стоит за визитом суданского президента О.аль-Башира в Катар

Суданское Министерство иностранных дел сооьщило, что президент страны О.аль-Башир посетил Доху с официальным визитом 23 мая с.г. и провел переговоры с эмиром Катара Тамимом Бен Хамадом Ат-Тани. Среди обсуждаемых тем — «двусторонние отношения, кризисы в Йемене и Сирии». Безусловно, что две последние темы были затронуты поверхностно. Хартум вновь декларировал свою поддержку усилиям «аравийской коалиции» по противодействию зейдистской экспансии. При этом суданское руководство, в общем-то, пока отделывается общими декларациями и реального участия ни в йеменском кризисе, ни тем более в сирийском непосредственного участия не принимает. Главное в этих переговорах, конечно, пресловутые «двусторонние отношения». Доха долгое время играла не последнюю роль в посредничестве между Хартумом и дарфурскими повстанцами. Если говорить еще проще, то катарцы напрямую старались подкупить основных лидеров двух ключевых дарфурских группировок в лице Движения за справедливость и равентсво (ДСР) и Суданского освободительного движения» (СОД)-Нура, что в общем-то закончилось безрезультатно. Также ничем закончились и обещания Дохи инвестировать в инфраструктурные проекты Дарфура 2 млрд долларов США. Затихание активности катарцев на суданском направлении было вызвано, в том числе, и сменой эмира этой страны. Новое руководство, которое для отвода глаз провозгласило отказ от борьбы с Саудовской Аравии на внешнеполитическом направлении, сконцентрировало свои  усилия на более приоритетных направлениях, прежде всего, ирако-сирийском и ливийском,

Потепление отношений между Хартумом и Эр-Риядом не осталось незамеченным в Дохе. Напомним, что вначале этого года суданское руководство взяло курс на резкое дистанцирование от Тегерана. Именно военно-технический аспект этого сотрудничества, включая «дружественный заход» кораблей ВМС Ирана в Порт-Судан, организация фабрик по производству авиабомб и тренировки суданских военных в иранских лагерях вызывало у саудовского руководства законное раздражение и настороженность. Как следствие, Эр-Рияд полностью отлучил суданские банки от своей финансовой системы, что фактически с учетом американских санкций вообще отрезало суданскую экономику от всего мира. В начале года Хартум  отношения с Тегераном прервал, кульминацией чего стало закрытие культурного центра Ирана в суданской столице. Такой поворот был вызван, прежде всего, ослаблением военной напряженности с Южным Суданом и стремлением Хартума получить крупные финансовые инвестиции от аравийских монархий, так как иранцы в условиях экономической блокады и своего участия в сирийско-иракском конфликте в этом вопросе были плохими союзниками. Но, несмотря на все реверансы О.аль-Башира, крупной финансовой помощи от Эр-Рияда Судан до сих пор так и не дождался. Сведения о первом валютном транше из КСА в Судан в марте с.г. были впоследствии опровергнуты саудовским послом в Хартуме. В общем-то ожидать другого и не приходилось изначально. В этой связи анонимный источник из дипломатического корпуса одной из стран Залива в Хартуме примерно так обрисовал ситуацию: «Они (аравийские монархии-авт.) не доверяют О.аль-Баширу. Он так много раз предавал их, что они не дадут ему никакой финансовой помощи, пока не убедятся в том, что он окончательно покинул орбиту Тегерана». В этой связи визит суданского лидера в Катар ни в коей мере не следует рассматривать как «окончание медового месяца» в отношениях между КСА и Суданом. Он по большому счету еще и не начинался. В данном случае речь идет скорее о попытках со стороны Хартума «поддразнить» Эр-Рияд и простимулировать Саудовскую Аравию на более внятную инвестиционную политику. Это со стороны суданцев. У катарцев иные резоны оживить «суданский трек».

Это, конечно, не дарфурский проект, как это было ранее. Доху сейчас более всего интересует ливийское направление, которое на сегодняшний день является единственным реальным способом на регулярной основе осуществлять материально-техническое снабжение лояльных им сил в исламистской коалиции «Рассвет Ливии» («Аль-Фаджр»). Недавние обстрелы «мирных» турецких сухогрузов и танкеров на морских рейдах Мисураты, Дерны и Бенгази, которые являются основными оплотами исламистов, со всей очевидностью поставили на повестку дня свершившейся факт морской блокады со стороны сил, лояльных Тобруку. Еще ранее силами «ливийской авиации» (читай — египетскими ВВС) была разгромлена инфраструктура аэродрома Митига, через которую катарцы с помощью суданцев пытались перебрасывать вооружение и боеприпасы. Таким образом, остается только один вариант сухопутного маршрута через «суданскую зону племен» на севере страны. Это район со старыми контрабандистскими традициями и через него уже осуществлялись подобные поставки. Теперь с учетом сближения с Эр-Риядом (у него собственные интересы в Ливии) у катарцев возникли серьезные вопросы о перспективах такого сотрудничества с суданцами. Собственно эта тема и являлась основной в обсуждении тематики «двусторонних отношений». Ну и, конечно, цена вопроса, которую Доха готова дать за сохранение статус-кво, то есть продолжение трафика оружия и боеприпасов в Ливию. Как предполагают эксперты, стороны договорились к «взаимному удовольствию». При этом катарцы готовы расплачиваться за суданскую помощь  наличными, что крайне актуально для Хартума в условиях дефицита наличной валюты и неопределенности обещаний КСА в отношении инвестиций. Последние можно будет ожидать только в случае реального участия суданских войск в формате создаваемого сейчас военного контингента стран-членов ССАПГЗ. До этого обещания Эр-Рияда так и останутся обещаниями. Даже несмотря на нынешние «танцы» суданцев с катарцами, которые рассматриваются в Эр-Рияде как неизбежные издержки. Для Саудовской Аравии важно, чтобы через суданскую территорию не шло иранское оружие на Синай и в сектор Газа, и не перебрасывались помощь хоуситам в Йемен. А здесь Хартум пока дал исчерпывающие гарантии.

52.24MB | MySQL:103 | 0,487sec