О военной операции движения «Хизбалла» в районе Каламун

С 6 мая в горном районе на границе Сирии и Ливана, главным образом на сирийской территории проходит военная операция движения «Хизбалла» по вытеснению сосредоточившихся там сирийских джихадистов. Район Каламун представляет собой редкозаселенную, практически пустынную местность площадью 300 квадратных километров на сирийской территории в непосредственной близости от ливанской границы. Здесь сосредоточились боевики сирийской вооруженной оппозиции, потерпевшие поражение от тех же самых отрядов «Хизбаллы» в Кусейре в июне 2013 года и в Набеке около Забадани в марте 2014 года.

В настоящее время на данной территории оперируют следующие джихадистские группировки:

— «Лива аль-Фарук» («Бригада аль-Фарук) во главе с Муввафаком аль-Джарбаном, являющимся заместителем командира ИГ в юго-западной Сирии Абу Омара аль-Любнани. Первоначально «Бригада аль-Фарук» выступала как самостоятельное соединение и насчитывало около 5000 бойцов, но в настоящее время в ней не более 200-300 человек. Выразила свое полное подчинение «Исламскому государству».

— «Лива Фаджр аль-Ислам» («Бригада зари ислама») во главе с Имадом Джумаа. Входит в состав ИГ. Арест ее командира Имада Джумаа в начале августа 2014 года послужил предлогом для нападения джихадистов на Арсаль.

— «Зеленая бригада» во главе с шейхом Набилем. Принесла клятву на верность ИГ.

— «Лива аль-Хакк» («Бригада Истины») во главе с Абу Джафаром Амером, принесла клятву верности «Исламскому государству».

— «Туркменская бригада» во главе с Абу Касемом, также подчиняющаяся ИГ.

— «11-й Дивизион» во главе с Абу Хасаном ар-Рифаи из Рас аль-Маары. Одно из наиболее многочисленных соединений боевиков, присоединившееся недавно  к «Джабхат ан-нусре».

— «Лива аль-Гураба» («Бригада иностранцев») во главе с Абу Хасаном ат-Тали принесла клятву на верность «Джабхат ан-нусре». Ее боевики располагаются в ущельях Джиббе и Асаль аль-Вард.

—  группировка «Аль-Умда», также находится в альянсе с «Джабхат ан-нусрой».

— более 1500 бывших боевиков Сирийской свободной армии (ССА), перешедших на сторону «Исламского государства» или «Джабхат ан-нусры». Причем количество бойцов, подчиняющихся последней оценивается в 800 человек, а сторонников «Исламского государства» в 750 человек.

Данные вооруженные формирования неплохо оснащены. На их вооружении находится много легкого и тяжелого оружия. В частности, 23, 14,3 и 12,7 миллиметровые тяжелые пулеметы в количестве 150 штук. Также на вооружении экстремистов имеются противотанковые ракеты «Корнет» и «Фагот» дальностью поражения 5 километров и американские противотанковые системы TOW дальностью 4 километра. Ракеты «Корнет» и «Фагот» российского производства, вероятно, захвачены боевиками со складов ливанской правительственной армии. Что же касается ракет TOW, то их «Джабхат ан-нусра» еще в начале 2014 года захватила у умеренной повстанческой группировки «Харакат аль-Азм», которой это оружие было официально поставлено американцами. Также у них на вооружении имеются противотанковые комплексы «Красная стрела» меньшего радиуса действия. Эти ракеты изначально были произведены в Китае, но с недавнего времени выпускаются по лицензии в Пакистане. Вероятно, с пакистанских военных складов при посредничестве КСА они и поступили джихадистам. В дополнение к этому на вооружении у боевиков имеется небольшое количество танков и БТРов, минометы, самодельные ракеты «Катюша» дальностью 7 километров и пусковые установки к ним.

Лидер движения «Хизбалла» Хасан Насралла еще в апреле заявил, что военная операция по зачистке Каламуна от джихадистов начнется сразу же после таяния снегов в этом горном регионе. Боевые действия начались 6 мая и уже к средине месяца, по сообщениям ливанских СМИ, бойцам «Хизбаллы» удалось выбить сирийских джихадистов с трети территории Каламуна, в том числе с вершин Муса и Садр эль-Бустан, имеющих стратегическое значение для сирийцев. Еще одним военным достижением «Хизбаллы» и сирийской армии стало то, что им удалось рассечь территории, контролируемые повстанцами и отделить боевиков в Каламуне от Забадани. В ряде мест повстанцы бежали, бросив оружие, боеприпасы и даже полевые кухни. При этом подтвердилось наличие у них американских противотанковых ракет TOW (которых, кстати, нет на вооружении ливанской армии) и ракет российского производства «Корнет» и «Фагот».

Наступление «Хизбаллы» в Каламуне имеет большое стратегическое значение для выживания правительства Башара Асада. Дело в том, что сирийское правительство уже практически не контролирует границы с Турцией, где сирийская армия держит только один КПП и с Иорданией. Последний КПП на иорданской границе был отбит у армии боевиками из коалиции отрядов ССА и исламистов в апреле с.г. Сложная ситуация сложилась на границе с Ираком, по большей части несуществующей из-за экспансии «Исламского государства». Таким образом, контроль над последней, ливанской границей становится жизненно важным для Дамаска.

Сейчас главная опасность для Ливана заключается в возможной передислокации сирийских джихадистов в горные пещеры в районе Арсаля. Этот северный регион Ливана в августе-октябре прошлого года уже  был ареной кровопролитных боев между джихадистами и ливанской армией. Большую часть 60-тысячного населения Арсаля составляют сунниты. В дополнение к этому в районе сосредоточены 90 тысяч беженцев из Сирии, которые могут стать базой для рекрутирования новых боевиков. Уже сейчас военные планы «Хизбаллы» не исключают вмешательства вооруженных формирований движения в военную операцию против джихадистов в Арсале. Об этом недвусмысленно заявил Хасан Насралла в своей телевизионной речи 16 мая. «Ливанский народ не потерпит оккупацию террористами части долины Бекаа так же, как не потерпел он израильскую оккупацию юга Ливана. Выгнать такфиристов  с  наших земель – неотъемлемое право народа Баальбека и Хермеля», — отметил лидер «Хизбаллы». Позже один из лидеров движения шейх Наим Касем предложил ливанской армии услуги бойцов «Хизбаллы» по разгрому джихадистов в Арсале.

Необходимо отметить, что военные действия «Хизбаллы» по противодействию исламистам вызывают неоднозначную реакцию среди ливанской политической элиты. Лидер «Ливанских сил» Самир Джаджаа, выступая 13 мая на пресс-конференции, заявил, что «операция в Каламуне призвана защитить не Ливан, а режим Асада». «Этот режим уже кончился, и то, что мы видим, является фасадом региональной игры», — добавил лидер фалангистов. Министр внутренних дел Ливана и один из лидеров движения «Мустакбаль» Нухад Машнук 24 мая в резкой форме отверг услуги «Хизбаллы» по борьбе с террористами в Арсале. «Ваша цель – не освободить, а разрушить Арсаль», — заявил он Наиму Касему. Машнук добавил, что операция по освобождению Арсаля должна быть не сектантской атакой (намекая на то, что боевые действия со стороны шиитов могут вызвать негативную реакцию со стороны местного суннитского населения), а результатом скоординированных действий армии и служб безопасности.

Таким образом, бесконечные раздоры среди ливанской политической элиты вновь мешают этой стране вести эффективную борьбу с терроризмом и обеспечивать безопасность своих граждан.

52.22MB | MySQL:103 | 0,518sec