Саудовская экономика провозглашена «открытой»

Выступая 26 мая 2015 г. на встрече в Джидде с представителями торгово-промышленных палат (объединяющих саудовское малое и среднее предпринимательство), исполнительных директоров действующих в Саудовской Аравии банков, предпринимателями и высшими чиновниками министерства промышленности и торговли, а также министерства труда, король Сальман Абдель Азиз заявил о том, что возглавляемое им правительство будет «углублять курс» на укрепление сотрудничества с частными компаниями, включая и иностранные. Объявленное в начале текущего года стремление высшего политического истеблишмента видеть страну «открытой», в том числе, для иностранных инвесторов обрел черты реальности уже в конце мая, хотя первоначально приход к этой «открытости» был запланирован на начало июля нынешнего года. Выбор Джидды, в этом связи, в качестве места, где провозглашено новое направление саудовской политики, естественен, — этот город не только исторически, но и сегодня играет роль ведущего центра национальной хозяйственной активности, внешнеэкономических и наиболее серьезных внешнеполитических контактов.

Итак, выступая на встрече с ведущими игроками на поле саудовской экономики, правящий монарх говорил: «Я рад быть с вами сегодня, поскольку считаю эту встречу служащей благу нашей страны и народа. Благодаря Господу, наше положение безопасно и стабильно, что означает, что капитал может действовать у нас свободно. Вы знаете, что наша экономическая система либеральна, и перед всеми у нас открыты все возможности во всех регионах королевства». Саудовская пресса уже интерпретировала эту часть выступления короля Сальмана бен Абдель Азиза как подтверждение стремления государства крупнейшей ближневосточной экономики отойти от «дирижистских методов» в сфере хозяйственной жизни, возложив значительную долю ответственности за развитие регионов. Положение немалой их части, что относится, в первую очередь, к северу и югу страны, может рассматриваться как во многом стагнирующее, несмотря на осуществлявшиеся в предшествующие годы значительные государственные капиталовложения в их развитие.

Король, вместе с тем, продолжал: «Как я уже сказал, наше внимание устремлено, прежде всего, к благу нашей страны и народа. А вы – представители нашего народа. В силу этого мы должны [вместе] рассмотреть, что мы можем сделать, что мы можем изучить для составления будущих планов нашей [совместной] работы». Из идеи совместной деятельности государства и частного предпринимательства вырастали и следующие слова правящего монарха: «Слава Господу, каждый из вас имеет гарантию личной защиты, никто не может вмешиваться в личные дела каждого из вас, никто не может вмешиваться в вашу инвестиционную деятельность». Развивая эту мысль, Сальман Абдель Азиз обращался к «Книге Господа и Сунне Его Пророка», рассматривая их как «путь», по которому идет страна, и, имея в виду, что лучшей гарантией и личной свободы предпринимателя, и неприкосновенности осуществляемых им инвестиций выступает шариат, нарушение положений которого недопустимо и для высших должностных лиц государства.

Наконец, заключительное положение выступление монарха: «Я обращаюсь к вам, братья, и говорю вам: “Наши двери открыты. Наши уши готовы в любое время вас услышать. Мы готовы обсуждать с вами любой вопрос”. Изберите группу ваших представителей, — подчеркивал король, обращаясь к присутствовавшим на встрече в Джидде предпринимателям, — встречайтесь и министрами, обсуждайте спокойно и глубоко любое дело. Обсуждайте ваши пожелания и требования. Мы заинтересованы в том, чтобы поддержать вас. Обсуждайте с министрами, ведь мы выбираем их из вашей среды, любой вопрос, касающийся инвестиций и взаимодействия с государством. Это наше требование к вам. Наша страна безопасна, в нашу страну должны приходить инвесторы со всего мира, потому что здесь они, слава Богу, получают выгоду». Это положение завершалось следующими словами: «Повторяю вам вновь: “Наша экономика либеральна. Наша экономика служит, прежде всего, стране, народу и вере”. Если у кого-то из вас есть точка зрения, отличающаяся от того, что я сказал, пусть приходит – наши двери, как я уже говорил, братья, всегда открыты».

Речь действительно идет о начале нового экономического курса государства, на который немедленно отреагировали саудовские биржи, где продолжают значительно расти курсы саудовских акций. Но вопрос заключается не только в этом, — саудовская пресса уже отметила в связи со встречей в Джидде, что политический истеблишмент страны будет продолжать курс на включение наиболее ярких представителей национального предпринимательства в государственные структуры. Издающиеся внутри страны издания активно комментировали провозглашенные монархом гарантии неприкосновенности (подкрепленные ссылками на шариат) хозяйственной активности национального предпринимательства, — впрочем, когда он говорил о наличии у кого-либо из его представителей «отличной» от королевской «точки зрения», то вопрос касался, конечно же, исключительно сферы экономики, но ни в коей мере сферы политики. Наконец, все те же издания высказывали единство мнений и в отношении того, что Саудовская Аравия пойдет по пути «открытости» и в отношении иностранных инвестиций (хотя, при этом, существующие ныне ограничения в связи с этими инвестициями не будут, естественно, отменены немедленно).

Российская бизнес-пресса (газета «Коммерсант», в первую очередь) уже сообщила о новых начинаниях саудовского короля, подчеркивая, в частности, что крупнейшие мировые инвестиционные фонды уже выразили «готовность немедленно воспользоваться новой возможностью». В свою очередь, Российско-саудовский деловой совет (вместе с Советом торгово-промышленных палат Саудовской Аравии) еще в начале апреля 2015 г. запланировал провести в Джидде в период между 25-30 мая текущего года то, что он назвал «роуд-шоу» российских регионов. Но будет ли российский бизнес действовать так же «немедленно», как и его западные «партнеры-конкуренты»?

62.82MB | MySQL:102 | 0,502sec