Турецкая республика на пороге выборов: итоги промежуточные или окончательные…

В Турции близится к развязке третий этап изнурительного, почти полуторагодового, выборного марафона. 7 июня текущего года состоятся всеобщие парламентские выборы. На первых двух отрезках дистанции, выборах в местные органы власти в марте 2014 года и президентских выборах в августе 2015 года, своё реноме многолетних лидеров на внутриполитической площадке достаточно предсказуемо подтвердила правящая Партия справедливости и развития (ПСР) и лично Реджеп Тайип Эрдоган, тогда ещё премьер-министр и глава партии, а ныне – президент страны.

Хотя, нынешнюю должность Р.Т.Эрдогана несколько более точно можно было бы определить, как «первый народный президент». Поскольку в 2014 году впервые в истории республиканской Турции глава государства был выбран не депутатами Парламента (Меджлиса), а турецкой «улицей», то есть всенародным волеизъявлением. Что характерно, инициатором соответствующих поправок в Конституцию страны была именно правящая партия.

Первым путем, конечно, было бы надёжнее и короче, с учётом доминирования Партии справедливости и развития в парламенте. Зато второй путь, пусть и прошедший не без элементов соревновательности, принёс действующему руководству страны целый ряд дивидендов. Причём, как на внешней, так и на внутренней площадках.

Прежде всего, введение в практику прямых народных президентских выборов – наглядная демонстрация западным партнёрам растущего уровня демократичности турецкого общества. Разумеется, усилиями правящей партии. Всё-таки, прямые выборы – целиком и полностью добрая воля Партии справедливости и развития. Хотя, необходимая для современного турецкого руководства, обвиняемого евронаблюдателями во всех мыслимых «грехах»: в авторитарном стиле управления, в узурпации в своих руках всех ветвей власти, в отходе от светскости и ползучей исламизации общества, в подавлении инакомыслия, в ущемлении свободы слова, в коррупции и кумовстве. А тут ещё подспудное, хотя и плохо скрываемое, раздражение «отбившейся от рук» Турцией, ищущей новую идентичность, впервые за многие десятилетия без жёсткой привязки и ориентации на Запад, поверившей в свои силы и ставящей перед собой амбициозную задачу по вхождению в десятку крупнейших мировых экономик уже в обозримой перспективе. И что самое главное – небезосновательно. В противном случае, было бы дело западным менторам до соблюдения в Турции демократических норм? Как показывает история, в том числе турецкая – скорее, вряд ли…

«Занозой» для правящей партии является ещё недавно близкий сторонник, а ныне, пожалуй, один из самых ярых и опасных противников ПСР – беглый проповедник и основатель международного движения «Хизмет» Фетхуллах Гюлен, проживающий в США.

Напомним, что силами гюленистов из судейского корпуса и правоохранительных органов Турции в 2013 году случилось знаменитое дело, именуемое по дате события «17 декабря», когда по обвинению во взятках и коррупции был арестован ряд высоких должностных лиц, функционеров правящей партии, и их ближайших родственников. Дело замяли, но штат Пенсильвания, в котором, как его уважительно называют сторонники, «ходжа эфенди» проживает, с недавних пор стал в Турции именем нарицательным. Икает хором весь упомянутый штат, неосторожно приютивший «изгнанника земли родной» и в результате поминаемый в Турции с высоких трибун чуть ли не каждый день. Соединённые Штаты головную боль турецкого руководства демонстративно игнорируют, не то, что не торопятся выдавать Гюлена, но даже и не обсуждая с Турцией этот вопрос.

Впрочем, Западу было от чего вздрогнуть. В 2009 году, едва став министром иностранных дел, видный учёный и политолог, автор знаменитой «Стратегической глубины», а ныне премьер-министр страны, профессор Ахмет Давутоглу сразу во всеуслышание заявил «Мы – новые османы!» и распорядился арендовать для турецких дипломатических миссий лучшие здания на центральных улицах западных столиц, чтобы напомнить местным жителям «как выглядит турецкий флаг». На случай, если «в Брюсселях и Венах» плохо учили историю и успели позабыть осман «старых». Не успели… Спустя пять лет, на президентских выборах 2014 года, США и Европа демонстративно поддержали единого оппозиционного кандидата Экмеледдина Ихсаноглу, в пику Реджепу Тайипу Эрдогану, которому, был вынесен если не окончательный вердикт, то серьёзное предупреждение — «головокружение от успехов» и «утрата доверия» в одном флаконе.

Однако, невзирая на беспрецедентную атаку, предпринятую поддержанными Западом оппозицией и гюленистами на действующее руководство страны, с массовым вбросом компромата, скандалами и разоблачениями в высших эшелонах власти, результаты президентских выборов наглядно продемонстрировали, что «проштрафившийся» перед Западом Р.Т.Эрдоган как был, так, по-прежнему, и остаётся самым авторитетным и популярным политиком в стране. Как это характерно для любой «вертикально ориентированной» системы, в сознании электората между Р.Т.Эрдоганом и правящей Партией справедливости развития пребывает жирный знак равенства. Иными словами, успехи страны – его успехи, успехи партии — его успехи. И до сих пор успехи эти перевешивали груз на другой чаше весов, состоящий из массы всего того, что могло накопиться за более чем десятилетие партийного и личного пребывания у власти. Включая, помимо всего прочего, и психологическую усталость избирателей от многолетнего доминирования одной политической силы, всё больше нуждающейся в обновлении.

Собственно, активная фаза этого обновления и началась с августа месяца прошлого года с уходом Реджепа Тайипа Эрдогана с поста главы правящей Партии справедливости и развития в беспартийные, во всяком случае, согласно букве закона, президенты. Беспокойное партийное хозяйство вкупе с постом премьер-министра оставлено пользующемуся доверием и проверенному временем Ахмету Давутоглу. Президент же строит новую, подобающую окрепшей Турции, резиденцию, укрепляет свою администрацию и усиленно общается с интеллектуалами и неправительственными организациями.

Смысл же инициированных правящей партией прямых, через всенародное голосование, президентских выборов, полностью укладывается в стиль и логику действий ПСР вплоть до настоящего времени. А логика, буквально несколькими штрихами – следующая.

Во-первых, имя Р.Т.Эрдогана окончательно вписано в учебники истории, в почётном качестве первого в турецкой истории «народного президента». Отметим, что нынешний президент Турции, как и любой его предшественник, автоматически, просто по определению, обречён на народное сравнение с основателем и первым президентом Турецкой Республики Мустафой Кемалем Ататюрком. Причём, этого сравнения до сих пор в свою пользу не выдержал никто из прежних президентов. Даже к знаку равенства не приблизился, хотя многие и очень старались.

Ну, а во-вторых (или может быть, наоборот, во-первых), согласимся, что президент, выбранный в Парламенте, причём на излёте очередного созыва, и президент, поддержанный народом, напрямую, «здесь и сейчас» — это все-таки две большие разницы или, скажем так, два разных уровня легитимности. Что тем более существенно накануне очередной попытки «окончательного решения» в стране вопроса переформатирования системы власти. Секретом Полишинеля является давняя мечта президента Реджепа Тайипа Эрдогана по превращению Турции — парламентской Республики, в Турцию – Республику президентскую. И, соответственно, трансформации выполняющей, в первую очередь, представительские функции фигуры президента-стою-над-схваткой в «суперпрезидента» с намного более широкими функциями и полномочиями. Разумеется, необходимым условием реализации этого, без преувеличения, революционного для страны плана является принятие новой Конституции, вместо действующей версии Основного закона от 1982 года.

А это, в свою очередь, требует, помимо морально готового к новой роли президента, совсем немногого – убедительной победы на предстоящих 7-го июня парламентских выборах. Под прилагательным «убедительная» подразумевается даже не 275, то есть половина, депутатских кресел в Меджлисе, позволяющая сформировать однопартийное правительство. Об это даже речи нет. В этой избирательной гонке победой будет считаться лишь 330 мест и выше, то есть преодоление ПСР порога, за которым у партии появится право самостоятельно, без блокирования с другими политическими движениями, выносить проект новой Конституции на всенародное голосование. Скажем, в нынешнем созыве, у Партии справедливости и развития такой возможности нет.

Понятно, что нынешняя ситуации – из серии «сейчас или никогда». За «сейчас» стоит Турция Реджепа Тайипа Эрдогана и Партии справедливости и развития, продолжающих свой курс по коренному переустройству Турции. За «никогда» — неизбежное ослабление позиций нынешних политических лидеров, начало обратного счёта вплоть до «заката».

Градус напряжения накануне выборов достиг высшей точки: в турецкой прессе чуть ли не ежедневно публикуются данные социологических опросов и предсказания футурологов от политики, с прогнозами, отличающимися один от другого с точностью до наоборот.

Правящая партия, справившаяся с нервами и начавшими было вырываться наружу, невиданное дело, внутренними дрязгами, снова излучает уверенность в себе, ставя перед собой планку даже не в 330, а в 400 депутатских кресел. Реджеп Тайип Эрдоган, забыв про свою президентскую беспартийность занимается плохо прикрытой агитацией в пользу ПСР и грозит кулаком на Запад, в сторону «Пенсильвании».

Оппозиция в ответ обещает президенту обратиться с иском в Конституционный суд о выходе за рамки полномочий и тут же хором служит политическую панихиду по действующему руководству страны.

Западные наблюдатели, в частности, устами американского издания New York Times, предостерегают Р.Т. Эрдогана от «деструктивного пути» демонизации оппозиции и нарушения свободы слова в ходе предвыборной кампании. Тот в ответ, не стесняясь в выражениях, прямо с трибуны предлагает им не вмешиваться во внутренние дела страны.

В общем процесс захватил всех, результат же остаётся неясным вплоть до последнего момента. Однако, мало кто сомневается, в двух вещах. Первое, в получении ПСР количества мест, которое позволит им сформировать однопартийное правительство. И второе – в том, что получение 330 мест и выше напрямую зависит от преодоления, а точнее непреодоления, третьей оппозиционной силой страной (после Народно-демократической партии и Партии националистического движения) прокурдской Демократической партией народов десятипроцентного избирательного порога. Согласно турецкому избирательному праву, голоса партий не превысивших указанную планку в 10%, пропорционально разделяются между прошедшими в Меджлис партиями.

Тем не менее, окончательный прогноз не в состоянии дать никто. Особенно, не лишённые ангажированности медийные источники и аналитики, зачастую выдающие желаемое за действительное, причём в обе стороны – как действующего руководства страны, так и оппозиции.

В этих условиях рассуждать о последствиях безоговорочной победы или же сокрушительного поражения ПСР  на парламентских выборах – преждевременно. Скорее уместно, пусть и кратко, вспомнить, какой Турецкая Республика стала при Р.Т. Эрдогане и при Партии справедливости и развития.

С одной стороны, Турция окрепла экономически и оказались забыты экономические кризисы конца 1990-х — начала 2000-х годов. Гиперинфляция оставлена позади; в 2005 году турецкая лира отбросила шесть нулей и превратилась в «новую турецкую лиру». Страна объективно похорошела и приросла новой, построенной с имперским замахом, инфраструктурой — аэропортами, дорогами, туристическим сектором и жилым фондом. Местный бизнес пришёл в движение, отстроил страну, накормил её и одел и активно пошёл за рубеж. Рост уверенности в себе сопровождался амбициозными планами на перспективу, по вхождению в десятку крупнейших мировых экономик, и всплеском национальной гордости. Слова Мустафы Кемаля Ататюрка «счастлив тот, кто именует себя турком» обрели новый смысл. Турция перестала оглядываться на Запад и на Европу и, наконец, задалась вполне законным вопросом, а что там, собственно, делать и стала с интересом всматриваться в себя и в собственную историю. Война за независимость и провозглашение Республики в 1923 году перестали быть «началом истории». Прошлое начало просматриваться на всю глубину, вплоть до переселения тюрков в Анатолию и образования Османской Империи.

С другой стороны не будем забывать, что именно при Р.Т. Эрдогане и при Партии справедливости и развития была сформулирована и благополучно похоронена, вместе со всеми благими намерениями, внешнеполитическая концепция «нуля проблем с соседями». Как шутят оппозиционеры, её уместнее было бы назвать «ноль соседей без проблем». С армянами не помирились, с Израилем рассорились, втянулись в Ливию и в Сирию без веских политических причин и значимых экономических дивидендов. Получив очаги напряжённости на границах и свыше миллиона беженцев в своих городах, с обострением криминогенной обстановки и растущим раздражением коренного населения. Статус Турции как нейтрального моста между Востоком и Западом и перекрестка цивилизаций оказался под большим вопросом. Внутриполитические баталиисопровождались бесконечными поисками врагов внешних и внутренних, в лице военных, оппозиции, гюленистов и западников, порождая в обществе новые расколы и трещины. Нормализация отношений государства и религии грозит обернуться своей противоположностью.

С точки зрения российско-турецких отношений, именно Реджеп Тайип Эрдоган и Партия справедливости и развития стали архитекторами очередной, достаточно продолжительной оттепели в двусторонних отношениях со стратегическим и многоплановым партнерством, отмеченным крупными проектами, включая АЭС «Аккую» и газопровод «Турецкий поток». Однако, посещение президентом РФ В.В.Путиным Еревана и употребление им термина «геноцид» применительно к событиям вековой давности, привнесло напряжённость в отношения между Россией и Турцией. Хотя этот факт, сам по себе вряд ли способен развернуть ход российско-турецких отношений на 180 градусов.

Подводя черту, отметим, что плоды более чем десятилетних трудов действующего руководства Турции достаточно многогранны и не вписываются в однозначную «чёрно-белую» палитру. Что же касается достоверного прогноза на предстоящие выборы в Парламент (Меджлис) Турции, повторимся, что дать его не в состоянии никто, а, следовательно, продуктивнее – дождаться окончательного результата и от него строить дальнейшие рассуждения по перспективам развития ситуации в стране и по российско-турецким отношениям.

52.35MB | MySQL:103 | 0,606sec