Выборы в Турции: фактор социальных медиа

В то время как считанные дни остаются до парламентских выборов в Турции, основные политические силы стараются задействовать максимум ресурсов для привлечения на свою сторону все еще не определившихся избирателей. Важнейшим ресурсом при этом являются платформы социальных медиа, таких как Twitter, Instagram, Facebook и др.

Активное использование соцмедиа в нынешних предвыборных кампаниях стало новым трендом в турецкой политике. Почти все партии, претендующие на места в турецком парламенте, так или  иначе задействовали этот ресурс в своих интересах. При штаб-квартирах основных политических сил были созданы отдельные  институты по работе с социальными медиа, курируемые как членами этих партий, так и их наиболее активными сторонниками из медийной сферы. Так в Анкаре и в Стамбуле при представительствах главной оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП) были созданы центры по работе с соцмедиа. В Стамбуле такой центр курирует известная журналистка Тюлин Джандемир, которая запустила Twitter кампанию c хэштегом #KaynakCebinde (рус. «деньги в кармане»), жестко критикующую политику правящей ПСР в сфере экономики. Прокурдская Демократическая партия народов (ДПН), для который нынешние выборы являются «испытанием на прочность», также в меру своих возможностей задействовала ресурс соцмедиа. Партия и ее сторонники запустили кампанию в соцмедиа с хэштегом #BizlerMeclise (рус. «мы в Меджлис»). Каждую минуту десятки сообщений появляются с данным хэштегом, интенсивность появления наиболее активна в районе Стамбула и на юго-востоке Турции, где проживает курдское население страны. Примечательно, что данный хэштег также активно появляется в Европе, в частности Германии, где экс-лидер немецких «зеленых» Джем Оздемир выразил свою поддержку ДПН в своем сообщении в Twitter, при этом, конечно же,  используя прокурдский хэштег #BizlerMeclise.

Правящая Партия справедливости и развития (ПСР) пошла дальше всех. Для целей продвижения кампании в соцмедиа 8 мая с.г. ПСР открыла в Стамбуле Цифровое управление Новой Турции. В нем работают порядка 200 сотрудников, которые 24 часа в сутки занимаются продвижением лозунгов ПСР в соцмедиа, внимательно отслеживают критичные сообщения в адрес властей,  а также ведут активную пропагандистскую кампанию против прокурдской ДПН. Управление также проводит кампанию в поддержку мелких партий, таких как Партия счастья и Независимая партия Турции, которым прогнозы не сулят прохождение в парламент, но которые могут «урвать» голоса у традиционной оппозиции. Цифровое управление Новой Турции курирует заместитель председателя и пресс-секретарь ПСР Бешир Аталай, который заявил, что управление будет работать и после выборов, при этом оно должно стать платформой для дальнейшей коммуникации в соцмедиа.  В предвыборной кампании ПСР и ее сторонники активно используют хэштег #OnlarKonuşurAKPartiYapar (рус. «они говорят, ПСР делает»), распространения которого наиболее активно в районе крупных городов, включая Анкару, Стамбул и Бурсу. Также среди тех, кто поддерживает ПСР, широко распространены хэштеги #Hedef7Haziran (рус. «цель 7 июня»), #Hedef2023 (рус. «цель 2023»), #Hedef2053 (рус. «цель 2053»).

Среди оппозиционно настроенных избирателей в соцмедиа активно используется хэштег #SeniBaskanYaptirmayacagiz (рус. «тебе не заставить нас выбрать себя главой»), который очень активно распространяется — в минуту появляются сотни постов с данным хэштегом, под которым пользователи интернета пишут критичные сообщения в адрес Эрдогана и ПСР. Конкуренцию этому хэштегу составляет лишь #OnlarKonuşurAKPartiYapar (рус. «они говорят, ПСР делает»), используемый сторонниками ПСР.

Активное использование соцмедиа — это новый тренд в турецкой политике, роль которого в диагностировании и формировании публичного мнения в стране будет только возрастать. По подсчетам Лондонского центра по изучению соцмедиа, житель Турции в среднем 3 часа проводит в соцмедиа. Количество пользователей, Instagram, Facebook год от года растет. Twitter насчитывет более 11,5 млн пользователей в Турции, а количество пользователей Facebook превысило 36 млн.

52.16MB | MySQL:103 | 0,469sec