Американские аналитики о развитии ситуации в Сирии

Американские аналитики в настоящее время оценивают состояние режима в Дамаске, как крайне затруднительное. Одним из главных факторов этого называется альянс между «Исламским государством» (ИГ) и «Джабхат аль-фатх», который позволил двум группировкам разделить зоны ответственности и тем самым растянуть силы правительственных войск. От себя еще раз отметим, что такая договоренность в основном состоялась в связи с достижением «договора о намерениях» между КСА, Турцией и Катаром. Причем два последних партнера этого союза 8 июня с.г. заключили пакт о стратегическом сотрудничестве в области безопасности и обороны. Он предусматривает, помимо прочего, еще и размещение в случае необходимости своих войск на территории друг друга. То есть, гипотетически катарские самолеты вполне себе могут получить возможность базироваться на турецких аэродромах и наоборот. Также отметим, что после рейда отрядов ИГ в северную часть провинции Алеппо в конце прошлой недели возникла реальная вероятность начала междоусобных столкновений между ними и просаудовскими группировками. К этому есть все предпосылки, и это, безусловно, может дать Дамаску отличную возможность перегруппировать свои силы.

Американцы также отмечают начало массированной помощи режиму Асада из Ирана. Это включает в себя не только оружие и боеприпасы, но и переброску семи тысяч человек из состава ливанской и иракской шиитской милиции. Они прикрывают сейчас Дамаск, Хомс (что предельно важно с точки зрения сохранения базы ВВС и соответственного сохранения контроля над воздушным пространством центральной и западной Сирии) и традиционного места проживания алавитов — Латакию, в которой сейчас сконцентрированы наиболее боеспособные части сирийской армии. Основные усилия исламистов сейчас сосредоточены помимо  Алеппо, в Дераа и Кунейтре, а также с северного направления на Хаму. Сирийская армия, получив подкрепление из Ливана и Ирака, готовится к контратаке. Прежде всего, в Идлибе, дабы ликвидировать плацдарм исламистов в этой провинции и минимизировать угрозу разворачивания наступления с него в сторону Латакии. Кроме того, одна из задач — оттеснить исламистов от побережья и тем самым лишить их возможности получать подкрепления морским путем. Еще одним направлением контрнаступления станет в горном районе Каламун на ливано-сирийской границе. Ливанская «Хизбалла» уже сконцентрировала значительные силы в районе Арсаля на северо-востоке Ливана, откуда и планируется начать наступление. Причем ливанцы направят свои силы и на суннитский Арсаль на ливанской территории, взятие которого серьезно нарушит логистические коридоры переброски исламистов из Ливана в Сирию, а также установление плотного контроля над регионом Забадани.

Американские аналитики также серьезно размышляют и над перспективами ослабления вовлечения России в сирийский конфликт. Американцы начали получать «сигналы» о том, что Москва начинает сворачивать свое военно-техническое сотрудничество с Дамаском и искать новых партнеров в алавитской общине в качестве создания устойчивых союзнических позиций. При этом американцы как всегда опираются в формировании этой точки зрения на явно ангажированные источники. Это, прежде всего, журналисты, которые общаются со своими российскими коллегами, и саудовцы. Причем последние уже давно муссируют этот тезис, время от времени допуская зондирующие утечки в прессу через свой рупор газету»Аш-Шарк Аль-Аусат». Эти источники в один голос убеждают американцев, что в российской правящей верхушке созрело мнение о бесполезности дальнейшей поддержки Б.Асада. При этом указывается, что иранцы готовы компенсировать российское присутствие в области технического обслуживания авиации, но при этом не смогут заменить российских поставщиков в сфере запчастей для боевой авиации. Та же газета приводит данные об эвакуации месяц назад около ста российских дипломатов, что расценивается как подтверждение теории об отходе Москвы от поддержки режима Асада. В реальности же в Вашингтоне есть и другая точка зрения, заключающаяся в том, что Москва просто не имеет иной возможности сохранить свои рычаги влияния на Ближнем Востоке, кроме как продолжать поддержку Дамаска. Это связано как с отсутствием внятной альтернативы в самой Сирии, так и с интересами сохранения плодотворного сотрудничества с Тегераном. Нам эта точка зрения кажется более жизнеспособной. В этой связи рискнем предположить, что запчасти для сирийских ВВС будут продолжать поступать из России, как и прежде. Авиация продолжает оставаться одним из главных козырей сирийской армии, и в планах Москвы сохранить режим в Дамаске, а значит и свои возможности в качестве спонсора возможных мирных межисирийских переговоров. А попытки их организовать российский МИД предпринимает регулярно. Другой вопрос, что по-настоящему этот процесс возможно запустить только при нанесении серьезного военного поражения исламистам и тем самым дать ясный сигнал Эр-Рияду и Дохе, что военным путем ухода Асада достичь не удастся. Но скорее всего, КСА, Турция и Катар продолжат нынешнюю стратегию прессинга на Дамаск, при этом, повторим, не исключена и новая вспышка противостояния между подконтрольными им группировками. В случае же, если сирийская армия все-таки будет вынуждена отступить в Латакию и к Дамаску, то американцы, скорее всего, начнут расширять зону действия своей авиации без риска быть обвиненными в сотрудничестве с преступным режимом. Это также может сказаться на боеготовности отрядов ИГ. Но вернее, что в ближайшее время сирийская армия совместно с приданными ей силами сможет переломить ситуацию в ряде районов, прежде всего в Каламуне и, возможно — в Алеппо. И тогда ситуация вновь станет неопределенной.

52.38MB | MySQL:106 | 0,591sec