Размышления о возможности «Исламского государства» совершить теракты в США

Американские спецслужбы вновь объявили о растущей угрозе совершения террористических актов на территории США. Поводом для этого послужило сообщение в интернете американского гражданина: «У нас 71 обученный солдат в 15 штатах. Все они готовы по нашей команде атаковать любую цель, которую мы захотим атаковать», – написал Абу Ибрагим аль-Амрики, родившийся в США террорист, по имеющимся данным, активно действующий в племенных районах Пакистана. «Ближайшие шесть месяцев будут интересными», – продолжает А.И.аль-Амрики.

Он утверждает также, что целью нападения в Гарленд месяц назад была Пэм Геллер, соучредитель инициативы под названием American Freedom Defense Initiative (AFDI). В рамках этой инициативы в Гарленде, где совершено нападение, организованы конференция и конкурс карикатур на пророка Мухаммеда. Полицейские установили личности нападавших. Это 31-летний Элтон Симпсон и 34-летний Надир Суфи. Они были одеты в бронежилеты и смогли ранить охранника, однако их застрелил оказавшимся рядом полицейский. Справедливости ради отметим, что по следам этого инцидента пресс-секретарь Белого дома Джош Эрнест заявил, что пока мало что свидетельствует о том, что кто-либо из этих людей действовал по приказу «Исламского государства». «Исходя из того, что нам известно на настоящий момент, – а нам еще многое необходимо выяснить, – это подтверждает ранее выдвинутое предположение о том, что это было нападение одиночек, – сказал Эрнест. – Судя по всему, эти два человека не были частью более широкого заговора».

В этой связи дадим свой комментарий. Первое, что заставляет серьезно усомниться в реальности участия ИГ в каких-либо террористических акциях на территории США, это место пребывания А.И.аль-Амрики. «Зона племен» — это территория, которая «свободна» от ИГ. Там действуют сепаратисты-белуджи, талибы и сторонники «Аль-Каиды», но никак не ИГ. Пакистанские спецслужбы в прошлом месяце официально заявили, что на территории Пакистана нет структур ИГ, и в этом мы можем с ними с полным основанием согласиться. Все силы, которые представлены в настоящее время в Пакистане или Афганистане относятся к ИГ враждебно. Последние вспышки насилия, которые спровоцированы рядом полевых афганских командиров, ранее присягнувших на верность ИГ, были вызваны, прежде всего, междоусобной войной в стане самих талибов. Часть «отверженных» командиров предприняло попытку заявить о себе с установлением контроля над частью каналов переправки наркотиков. Судя по всему, неудачные. Кроме того, угрозы «со стороны ИГ» взорвать Америку являются в большей степени контрпропагандистской войной против них со стороны пакистанской (по месту нахождения руководства) «Аль-Каиды», которая является их главным конкурентом на площадке «салафитского джихада». Тем самым во властных структурах США подогревается нужный градус настроений и заточенности борьбы против ИГ, ну и заодно отвлекается внимание от себя самих. Второе — тактика принимать на себя ответственность за подавляющее число «подходящих» по идеологическим мотивам теракты, где бы они не происходили, является в настоящее время визитной карточкой ИГ. Таким образом оно заявляет о своей претензии на глобальность, что дает приток новых рекрутов в первую очередь, но при этом по сути жестко лимитировано национальными границами Сирии и Ирака. Все остальные действия сторонников ИГ на Синае, в Нигерии и Ливии — есть смесь двух тенденций. Первая — целенаправленная политика Дохи, которая продолжает оказывать влияние на ИГ и, по сути,  создала его для насаждению  влияния в зонах своего национального интереса. При этом четко разделяя векторы приложения «мирны» и военно-террористических усилий курируемых ею глобального движения «Братьев-мусульман» и «салафитских групп», что позволяет сохранять «братьев» в международно-юридическим правовом поле. А значит — сохранять перспективу их прихода к власти в той или иной стране вполне легитимным парламентским путем. Это мы наблюдаем в Ливии и на Синае. В Нигерии же прослеживается другая тенденция, «Боко харам» явно стремится приобрести дополнительный публичный вес и перенести свой «джихад», который в значительной степени имеет кланово-региональный характер, на рельсы опять же «глобального движения». Рассуждать на полном серьезе о единой платформе борьбы сирйиско- иракских суннитов и народности хаус в Нигерии не стоит. Да и в случае свержения правящих режимов в Ираке и Сирии вчерашние союзники немедленно передерутся между собой, что они уже неоднократно в истории демонстрировали.

Третье – и, пожалуй, самое главное. Для того чтобы понять, почему ИГ не станет организовывать целенаправленно резонансных террористических  актов на территории США, стоит обратиться к идеологическим корням этого явления и печальному опыту той же «Аль-Каиды». В последнем случае мы имеем в виду события «11 сентября», реакцию на них со стороны США и, как следствие, печальный итог. Без этой атаки, возможно, «Аль-Каида» до сих пор находилась  бы в Афганистане на вполне себе легальных основаниях. ИГ повторять эти стратегические ошибки не будет, тем более, что создавалось оно совсем для других целей, нежели чем «взрывать Америку». В основе возникновения ИГ лежит глубокое недовольство суннитского населения Ирака и Сирии своей искусственной «отстраненностью» от участия в распределении национального продукта этих стран, и монополией шиитов (алавитов- в Сирии) на власть, которую они никак не хотят нарушать и делиться. Катар здесь работает, прежде всего, в роли координатора, финансиста на первых порах, и вдохновителя. Но он бы ничего не добился, не будь глубинной потребности в этом «восстании» со стороны местных суннитов. Идеологическая обертка в данном формате вторична, хотя существует вероятность того, что глобальный «джихадизм» подомнет под себя чистый национализм. Пока этого нигде не случалась, вряд ли произойдет в Ираке и Сирии, но вот возникновение симбиоза этих двух направлений возможно, как универсального инструмента своей мессианской миссии, что особенно распространено в иракской общине суннитов. Но направлен этот удар будет в таком случае не на Запад, а на аравийские монархии, которые давно вызывают у всех остальных арабов раздражение своей монополией на «святые места», не говоря уже о «дармовых» нефтедолларах. Любой резонансный теракт в США при явной связи с ним сторонников ИГ вызовет, несмотря на все миролюбивые концепции Б.Обамы, однозначный ввод в Ирак серьезного сухопутного контингента с полным военным поражением ИГ как организованной структуры, способной воевать и захватывать города. И это в планы Эр-Рияда и Дохи уж точно не входит. И на фоне этого сунниты из Ирака и Сирии станут не в пример сговорчивей и склонными к компромиссу. Арабы — это не пуштуны, и у них не будет тыловой базы в лице Пакистана, что делает любую партизанскую войну затруднительной и малоперспективной. Тем более, что при таком сценарии аравийские монархии сразу же резко снизят обороты своей поддержки, дабы не злить Вашингтон. Но все это не исключает возникновения время от времени «городских сумасшедших» в тех же США, которые искренне будут считать, что они служат великому делу и пытаться доказать это спорадическими террористическими акциями.

52.38MB | MySQL:103 | 0,543sec