Основные направления экономического взаимодействия Тайваня и стран Персидского залива

Официальные отношения Китайской Республики (Тайваня) с арабскими странами были установлены в начале 50-х гг. прошлого столетия. Самым первым арабским государством, установившим отношения с Тайванем, стала Иордания, которая в настоящее время рассматривается специалистами как плацдарм для наращивания присутствия тайваньских бизнесменов в регионе. В 70-е гг. XX в. Тайвань установил дипломатические отношения с Кувейтом (1971 г.) и ОАЭ (1979 г.). Одними из последних дипломатические отношения с Тайванем установили Саудовская Аравия (1990 г.), Оман (1992 г.), Иран (1992 г.). Катар является исключением из этого списка, поскольку власти эмирата официально поддерживают политику «одного Китая»

Для поддержания взаимовыгодного партнерства тайваньских компаний с ближневосточными контрагентами на Тайване в 1970 г. был создан «Совет по развитию внешней торговли Тайваня» (СРВТТ), учредителями которого выступили несколько министерств и крупных компаний. За прошедшие почти 45 лет СРВТТ доказал свою эффективность, его специалистам удалось на основе анализа политической и социально-экономической обстановки в странах Персидского залива оказать консультативную помощь нескольким десяткам тайваньских компаний по вопросам ведения и расширения бизнеса в этом регионе.

Для поиска зарубежных партнеров, проверки информации и решения вопросов, возникающих в процессе внешнеэкономической деятельности, СРВТТ располагает пятью офисами на Тайване, 52 представительствами за рубежом, в которых работают более 600 специалистов. Для привлечения инвестиций из стран Персидского залива СРВТТ учредил две дочерние организации «Far East Trade Services Inc.» и «Taipei World Trade Center», которые предоставляют офисные помещения и торговые площадки арабским компаниям.

Одним из доказательств успешной работы СРВТТ служит деятельность тайваньской туристической компании «Pro-Tour Express Inc.» которая работает в странах Залива с начала 2000-х гг. и смогла в сотрудничестве с «China Airlines» (Тайвань) и «Emirates» (ОАЭ) организовать не только прямые рейсы из Тайбэя в такие ключевые города региона, как Абу-Даби (2006 г.) и Дубай (2014 г.), но и удобные трансферы в европейские страны. Согласно данным компании спрос арабских партнеров на туристические поездки на Тайвань растет ежегодно на 50%.

Тайванем организована сеть торговых представительств в странах Персидского залива, которые (Саудовская Аравия, Оман, ОАЭ), в свою очередь, открыли представительства в Тайбэе. Практически все страны Залива, установившие отношения с Тайванем, достаточно оперативно выдают визы гражданам островного государства, что положительно сказывается на различных проектах.

Свидетельством эффективной работы торгпредов и специалистов СРВТТ является подписанный с «Арабским Бизнес Клубом» Меморандум о Понимании, а также устойчивое (с 1980 г.) взаимодействие с Советом сотрудничества арабских государств Залива (ССАГЗ), что отражается в росте объемов двусторонней торговли: импорт из стран Персидского залива на Тайвань в 1990 г. составил 3 млрд долл. США, в 2011 г. – 37 млрд долл.США; экспорт в страны Персидского залива в 1990 г. составил около 1 млрд долл.США, а в 2011 г. – 5 млрд долл.США.

Основным направлением взаимодействия Тайваня и стран Персидского залива остается в течение 30 лет сотрудничество в энергетическом секторе. В островном государстве для выработки электроэнергии главным образом используются нефть и нефтепродукты (60%), в отношении поставок которых следует отметить «арабскую» ориентированность: Саудовская Аравия – 33%, Кувейт – 23%, Ангола – 10%, Ирак – 7%, Иран –7%, ОАЭ – 5% и другие страны – 15%. В настоящее время Тайвань исчерпал собственные запасы природного газа и полностью переориентировал инфраструктуру на импортный сжиженный природный газ (СПГ). Структура импорта СПГ на Тайвань следующая: Катар – 30%, Малайзия – 25%, Нигерия – 10%, Австралия – 5%, Оман – 3%, другие страны – 27%.

Следует отметить, что работа с СПГ является монополией тайваньской  корпорации СРС, которая одновременно контролирует все поставки из-за рубежа и осуществляет переработку СПГ. Известно, что до 2009 года 3% импорта СПГ на Тайвань занимала Индонезия, однако по причине резкого падения добычи тайваньская сторона уже приостановила один контракт, второй контракт будет приостановлен в 2017 г. Предвидя проблемы с индонезийским контрактом, тайваньская СРС подписала в 2005 и 2011 гг. два контракта с компанией «Рас-Лаффан СПГ Компании ЛТД» из Катара на 4,5 млн куб. метров газа. Реализация данных контрактов начата в 2013 г. и продолжится, по разным оценкам, до 2023–2033 гг. Регулярные поставки СПГ из стран Персидского залива позволяют Тайваню обеспечить наполнение сети подземных хранилищ объемом 160 млн куб. метров.

Очевидно, что конкуренция между ближневосточными продавцами нефти и газа усилится в ближайшие пять–десять лет по причине переориентации на российские ресурсы второго в мире потребителя ресурсов – Китая. В этой ситуации Тайвань получает возможность приобретать углеводородные ресурсы у стран Персидского залива по сниженным ценам.

Следует отметить, что не только аравийские монархии своими поставками нефти и газа помогают Тайваню, но и островные предприниматели осознают важность долгосрочного взаимодействия, которое возможно установить только в ходе реализации крупных инфраструктурных контрактов.

Примером могут служить контейнерный терминал порта Джебель Али, который расположен в 35 км  от эмирата Дубай. Данный терминал строился в интересах тайваньской транспортной корпорации Evergreen Marine Corp, которая работает в ОАЭ с 1980 г. Через пять лет для размещения зоны свободной торговли (для тайваньских компаний) площадь порта была увеличена в несколько раз. Одной из первых в этой зоне разместилась компания Princo Corp (производство оптики), а в 1992 г. здесь разместилась компания ACER (производство компьютеров).

Другим примером взаимодействия Тайваня и ОАЭ является вторая зона свободной торговли аэропорта Дубай, которая была официально открыта в 1996 г., и в тот же год заявки на размещение подали три тайваньских компании – производители компьютерной техники и комплектующих: AsusTek Computer International, BenQ Corp, HTC Corp. Первая из них в последние три года прочно удерживает лидирующие позиции в сегменте планшетных компьютеров на ближневосточном рынке.

Примечательно, что именно ОАЭ в течение 30 с лишним лет являются не только промежуточным пунктом на линии доставки тайваньской продукции в страны африканского континента и Европы, но именно здесь многие предприниматели из Ирана, Ирака, Сирии, Йемена, Ливии познакомились с тайваньскими товарами, отличающимися высоким качеством и умеренной стоимостью.

С 2013 г. из Тайваня в Дубай поставляется продукция сельского хозяйства (также и в Бахрейн), автомобили марки Luxgen (второе представительство в Катаре). Тайваньская компания Farglory Corp совместно с Мубадала Девелопмент Ко. Лтд. инвестирует 1 млрд долл.США в рынок недвижимости в Дубай, и островные застройщики считают, что рынок недвижимости в эмирате будет стабильно расти.

Активно развиваются экономические связи Тайваня и Саудовской Аравии. На территории этой персидской монархии тайваньская компания CTCI строит нефтеперерабатывающие заводы (также в Катаре и ОАЭ), причем выигрывая тендеры у серьезных конкурентов из Республики Корея. Тайваньская компания TECO Electric and Machinery во взаимодействии с Al-Quraish Group и Shoaibi Group открыла в январе 2012 г. завод по производству электродвигателей, другая крупнейшая тайваньская компания по производству химических удобрений Taiwan Fertilizer в сотрудничестве с Saudi Arabian Basic Industry Corporation еще в 1983 г. открыла завод Jubail Fertilizer по производству более миллиона тонн удобрений в год.

Руководители стран Персидского залива, особенно Саудовской Аравии, понимают необходимость инвестирования в будущее. Так, научно-технологический университет имени короля Абдаллы выдал грант на 5 млн долл.США Центру новой энергии Национального университета Тайваня для разработки солнечных панелей нового поколения. Данные панели производит тайваньская компания Solartech Energy Corp и применяются они при создании системы электроснабжения «зеленого» наукограда Масдар, который, по замыслу архитекторов, должен быть полностью независим от электрической энергии, вырабатываемой традиционными источниками. По оценкам китайских экспертов, объем рынка солнечных панелей в странах региона составляет 20 млрд  долл.США.

Отметим, что тайваньские компании поставляют в страны Персидского залива широкий спектр товаров широкого потребления, в том числе: автомобили, электрику, электронику, мебель, пластик, упаковочные материалы, текстильную продукцию, медицинскую аппаратуру и фармацевтическое оборудование, а также компоненты для космических аппаратов.

Подводя итог, следует отметить важный аспект: обеспечение официальным Тайбэем свободы экономической деятельности мусульманской общине (в настоящее время на Тайване проживает 60 000 мусульман, из них одна треть – китайцы). Власти Тайваня не считают, что при населении в 23 млн человек подобная численность мусульман может представлять угрозу национальной безопасности страны.

В целом, успешное сотрудничество Тайвань развивает именно с теми странами Персидского залива, которые поддерживают партнерские контакты с США.

52.22MB | MySQL:103 | 0,477sec