Что стоит за информацией о возможном длительном перемирии между ХАМАСом и Израилем

В последнее время среди экспертов вновь возникла волна версий и предположений о возможном скором прорыве в процессе ближневосточного урегулирования. Предполагается, что руководство ХАМАСа серьезно обдумывает возможность выйти на долгосрочное перемирие с Израилем в обмен на снятие экономической блокады и строительство морского порта в секторе Газа, который бы находился под международным контролем. В Израиле якобы также серьезно относятся к этой инициативе и обдумывают возможности ее реализации. Толчком для таких рассуждений послужил и роспуск главой Палестинской национальной администрации Махмудом Аббасом «правительства национального единства». Пока, похоже, больше продекларированного, чем исполненного. Факты между тем говорят об обратном: Израиль не заинтересован в снятии экономической блокады Сектора, а фактор ХАМАСа по-прежнему остается одним из главных козырей политики кабинета израильского премьер-министра Б.Нетаньяху. ХАМАС и ФАТХ начали очередной раунд межфракционной борьбы за право представлять палестинцев в глазах международного сообщества, и соответственно сидеть на финансовых потоках гуманитарной и иной помощи. В этой связи действительно важным является ослабление давлени на ХАМАС со стороны египетского руководства, что выразилось в трехдневном открытии КПП Рафах. Впервые, между прочим, за последние два года. 15 июня с.г. израильские СМИ сообщили своим читателям, зрителям и слушателям «сногсшибательную новость» о том, что делегация ХАМАСа уже якобы находится в столице Катара Дохе, где она обсуждает пятилетний план перемирия с Израилем. Возглавляет ее один из ведущих лидеров ХАМАСа Муса Абу Марзук. Тот самый, который в марте с.г. публично отверг все подобные версии. На этот раз, по оценке израильских журналистов, мирная инициатива уже как будто одобрена Дохой, Анкарой, а также ключевыми игроками в Брюсселе. На самом же деле речь идет все о той же старой мартовской инициативе координатора «ближневосточного квартета» Т.Блэра (в настоящее время уже в отставке), и явной перспективы реализации не имеет. А вот что действительно может иметь значение, так это визит того же М.Абу Марзука в Каир в начале этого месяца, после чего и началась эра некого потепления между египетскими военными и ХАМАСом из сектора Газа. Сам М.Абу Марзук, кстати, считается главным специалистам по Египту в ХАМАСе и неоднократно участвовал в секретных переговорах с египетскими силовиками по вопросам освобождения заложников и пленных израильтян. Кроме того, он имел доверительные отношения с верхушкой запрещенных сейчас «Братьев-мусульман», что, видимо, также учитывалось в Каире. Там стараются разобщить «братьев» и, возможно, «договориться» с умеренной частью движения.

Говоря о реальности каких-либо переговоров между ХАМАСом и Израилем, эксперты указывают на один индикатор того, что, несмотря на всю очевидность «неготовности» сторон к компромиссу, что-то на этой площадке все-таки происходит. При этом ХАМАС устами своего представителя Халиля аль-Гийя старается отрицать саму возможность соглашени. Но нервозность М.Аббаса и его ультимативные заявления о роспуске коалиционного правительства свидетельствуют о том, что вероятно его на этот раз оставили «за бортом» каких-то важных консультаций. Пресс-секретарь «правительства национального единства» при этом заявляет, что премьер-министр Р.Хамдалла в отставку не подавал, и правительство работает в обычном режиме. ХАМАС также отнесся к риторике главы ПНА спокойно, прокомментировав ее в обычном ключе, без истерик. При этом утечки о каких-то контактах между ХАМАСом и Израилем были и раньше, но никогда ничем внятным не заканчивались. Даже если ХАМАС и готов пойти на перемитие, то это совершенно не означает автоматическую готовность Израиля снимать экономическую блокаду с сектора Газа. Для Б.Натаньяху гораздо важнее сейчас сохранить коалицию, нежели чем всерьез идти на какие-либо обстоятельные договоренности с ХАМАСом. А снятие блокады и перемирие с ХАМАСом сродни по последствиям и масштабу с ликвидацией израильских поселений в секторе Газа по приказу А.Шарона в 2005 году. Короче говоря, не то сейчас положение у израильского премьера, чтобы идти на решающие шаги в процессе ближневосточного урегулирования. А вот подогреть распри между двумя антагонистами в палестинской среде и вбить между ними дополнительный клин — вполне в стиле израильской политики. Таким образом, утечки о ведущихся консультациях могут быть только комбинацией, которая, судя по реакции М.Аббаса, своей цели достигла. Примерно также, как в свое время израильтяне «слили» по партнерским каналам спецслужбам ФАТХа информацию о «подготовке ХАМАСом государственного переворота на Западном берегу р. Иордан и узурпации власти». И ведь сыграло же, поскольку разногласия между ФАТХом и ХАМАСом гораздо сильнее, нежели чем даже нелюбовь к «сионистскому врагу». Так что рискнем предположить, что говорить о реальном прогрессе в достижении длительного перемирия между ХАМАСом и Израилем явно рановато. Что не исключает существования этой идеи в «сыром виде» в обоих лагерях в виде отдаленной теории.

А вот что действительно может сдвинуть процесс (пусть и несколько однобоко) с мертвой точки, так это открытие КПП в Рафахе сначала на три дня, а затем его пролонгация до 19 июня. Понятно, что в данном случае мотивировка этого шага со стороны Каира традиционная — месяц рамадан и всякая гуманитарная «шелуха» в связи с этим. Все бы так, но визит Абу Марзука в Каир, и исчезновение ХАМАСа из списка террористических организаций Министерства юстиции АРЕ заставляют взглянуть на эти процессы более внимательно. Говорить о реальных сдвигах в вопросе потепления отношений между ХАМАСом и Каиром пока не время, сделан только зондирующий шаг. Все это потепление может закончиться опять же ничем, тем более, что Анкара и Доха, несмотря на все свое показное миролюбие в вопросе снятия блокады, такой сценарий не приветствовали бы, в силу своих геополитических резонов. Катару предельно важно на данный момент продолжать поддерживать перманентный очаг напряженности на Синае, отвлекая тем самым Египет от концентрации сил на более важном для Дохи ливийском направлении. А значит Катар будет делать все возможное, чтобы этот компромисс не состоялся. Тем более, что он будет с очевидностью означать глубокий раскол в патронируемом им ХАМАСе, и снижением роли и авторитета «катарской» его части.

52.08MB | MySQL:103 | 0,441sec