Промежуточные итоги операции «Зарб-е Азб» ВС Пакистана

1.Победные реляции

13 июня генерал-майор Асим Салим Баджва, генеральный директор Межведомственной службы по связям с общественностью Вооруженных сил Пакистана, опубликовал несколько сообщений в социальной сети Twitter о промежуточных итогах операции «Зарб-е Азб» («Удар сабли (Пророка)»), начавшейся 15 июня 2014 г. в Северном Вазиристане (входит в Федеральную территорию административного управления).

За год операции было уничтожено 2763 террориста. В ходе операций было ликвидировано 837 укрытий террористов, изъято 253 т взрывчатых веществ, 18087 единиц оружия, включая автоматы, снайперские винтовки, легкие и тяжелые пулеметы, ручные гранатометы. За год пакистанские силовики понесли серьезные потери – погибли 347 офицеров и солдат (1).

До и после обнародования этих цифр представителем Вооруженных сил звучали положительные оценки операции со стороны пакистанских и зарубежных политиков. Премьер-министр Наваз Шариф сказал, что «Зарб-е Азб» – демонстрация решительности изгнать террористов из страны, а министр обороны Хаваджа Асиф заверил, что «“Зарб-е Азб” вступила в финальную стадию, и в стране скоро наступит эра мира и процветания» (2).

Госсекретарь США Джон Керри, выступавший ранее, 13 января, на встрече в рамках Американо-пакистанского стратегического диалога, отметил: «И операция “Зарб-е Азб”, что означает “удар саблей”, как я понимаю, – это последняя и наиболее масштабная из попыток вашего правительства взять под контроль вашу собственную территорию. Операция еще не завершена, но уже принесла значительные результаты…» (3)

2.Особенности операции «Зарб-е Азб»

Основная нагрузка в ведении данной операции легла на 7-ю пехотную дивизию, штаб которой расположен в Пешаваре (провинция Хайбер-Пахтунхва). Она входит в состав 11-го корпуса Сухопутных войск ВС. На время операции численность 7-ой дивизии была увеличена до более 45 тыс. человек. В зону операции были переброшены части из других корпусов – 1-го (штаб в г. Мангла (Кашмир)), 2-го (Мултан (Панджаб)) и 10-го (Равалпинди (Панджаб)) (4; 5).

Как видно, усиление произошло преимущественно за счет восточного, т.е. индийского, направления. Общая численность военнослужащих в зоне операции составила около 150 тыс. (не считая задействованный состав Военно-воздушных сил, военизированных формирований и полиции), что на 50 тыс. превысило численность военнослужащих, оставшихся на индийском направлении.

С одной стороны, это временно ослабило оборону на границе с Индией. Но при современных политических отношениях между Дели и Исламабадом, отличающихся относительной предсказуемостью, такое ослабление представляется допустимым.

С другой стороны, привлечение до 27,3% состава Сухопутных войск к участию в «Зарб-е Азб» помогло повышению слаженности действий воинских частей и накоплению боевого опыта в ВС Пакистана. Если такой боевой опыт имеет спорную ценность на индийском направлении, то повышение слаженности – несомненно укрепит обороноспособность Пакистана.

По словам пакистанского эксперта Икрама Сегхала, возглавляющего The Pathfinder Group, крупнейшую в стране компанию, оказывающую услуги в сфере безопасности, операция «Зарб-е Азб» имеет четыре стадии:

  1. Блокирование Северного Вазиристана.
  2. «Зачистка» зоны от террористов.
  3. Восстановление.
  4. Передача территории гражданской администрации (6).

Еще в ноябре прошлого года генерал-майор Зафарулла Зафар, командующий операцией, отрапортовал, что 90% территории Северного Вазиристана освобождены от террористов (7). Однако после этого боевые действия продолжились с не меньшей интенсивностью, о чем свидетельствует тот факт, что с 15 июня по 15 ноября было убито 43,4% всех уничтоженных во время операции террористов, а с 16 ноября по 13 июня – 46,6%.

Вряд ли следует интерпретировать вышеприведенные слова министра обороны Хаваджи Асифа как наступление четвертой стадии военной операции, а именно передачу управления агентствами, входящими в Северный Вазиристан, гражданской администрации. Судя по сообщению генерал-майора Асима Салима Баджвы, опубликованному в Twitter 19 июня, «сейчас боевые действия ведутся вокруг последних нескольких очагов сопротивления, близких к пакистано-афганской границе» (1).

После быстрого блокирования зоны операции, ее «зачистка» продолжается больше года, что удивило некоторых авторитетных экспертов, например Хасана Аскари Ризви: «Но неожиданностью стало, что операция длится так долго. Сначала военные сказали, что это вопрос трех-четырех месяцев, а прошел уже год» (8). О восстановлении Северного Вазиристана и передаче контроля гражданской администрации говорить преждевременно. Но нельзя исключать, что по политическим причинам власти могут вывести третью и четвертую стадии за временные рамки операции и объявить об успешном завершении «Зарб-е Азб».

Заметной особенностью «Зарб-е Азб», отличающей ее от предшествовавших операций (9), стало проведение около 9 тыс. специальных операций на территории всего Пакистана (преимущественно в городах). Главную роль в проведении этих операций сыграла Межведомственная разведка. По официальным данным, в результате этих действий были задержаны 1 тыс. террористов и их пособников, уничтожены 218 особо опасных террористов (10).

Эта особенность не позволила «Техрик-е Талибан Пакистан» («Движение Талибан Пакистана», далее ТТП) и другим организациям, против которых ведется операция «Зарб-е Азб», ответить массовыми терактами против пакистанских военных и гражданских объектов.

Но полностью терактов избежать не удалось. С 11 июня 2014 г. по 6 июня 2015 г. совершено более 20 крупных террористических нападений, не считая десятки – мелких. Среди этих террористических актов были нападения на авиабазу в г. Кветте (главный город провинции Белуджистан) 15 августа, на фрегат серии «Зульфикар» на морской базе у г. Карачи (главный город провинции Синд) 6 сентября, пограничный пункт Вага, расположенный в провинции Панджаб, 2 ноября, военно-общественную школу в Пешаваре (Хайбер-Пахтунхва) 16 декабря (11). Жертвами крупных нападений стали 452 человека (8; 12).

3.Перспективы антитеррористической борьбы в Пакистане

Промежуточные итоги боевых действий в Северном Вазиристане и специальных операций на территории всего Пакистана заставляют политические власти и военное командование думать о развитии операции «Зарб-е Азб» с переносом внимания с сельских районов на города.

27 мая прошла встреча некоторых представителей правительства и силовых ведомств Пакистана под председательством премьер-министра Наваза Шарифа. По словам анонимного участника этой встречи, которого цитирует газета Pakistan Today, генерал Рахил Шариф, начальник штаба Сухопутных войск ВС, выразил на ней озабоченность в связи с тем, что в течение четырех месяцев правительство отказывается принимать решение о проведении «Зарб-е Азб» в городах. Повторяя слова Рахила Шарифа, данный источник сказал: «Этот отказ может дорого обойтись стране, а те успехи, которые Вооруженные силы достигли во время операции “Зарб-е Азб” в Вазиристане, могут пропасть в пустую, если террористы, сбежавшие из зоны операции и укрывшиеся в городах, не будут вовремя пойманы» (13).

Позиция военных в этом вопросе обусловлена тем, что, как и во время предыдущих военных операций в зоне племен (9), в ходе «Зарб-е Азб» не удалось обезвредить ядро ТТП и других организаций. За исключением небольшого количества террористов из преимущественно иностранных организаций (например, Аднан Гулшаир эль-Шукриджума, связанный с «Аль-Каидой»), ключевым фигурам удалось уйти из зоны операции. Сообщения об уничтожении или поимке главы ТТП муллы Фазлуллы или Аднана Рашида, командира входящего в ТТП отряда «Ансар аль-Асир», занимающегося освобождением талибов из пакистанских тюрем, позднее опровергались как силовиками, так и талибами.

Сопротивление правительства в этом вопросе объясняется тем, что, во-первых, «Зарб-е Азб» в городских условиях будет означать переход городов под контроль военных, а значит фактическое введение военного положения в центрах политико-экономической жизни страны, во-вторых, неизбежный рост жертв среди мирного населения, и соответственно, в-третьих, дальнейшее ослабление политических позиций правящей Пакистанской мусульманской лиги во главе с премьер-министром Навазом Шарифом.

***

Несмотря на продолжительность и масштабность «Зарб-е Азб», она вряд ли может считаться переломным моментом в антитеррористической борьбе Пакистана. Однако если продолжающиеся военные действия будут сопровождаться повышением эффективности и комплексности операций специальных служб и, в целом, полиции, а также наращиванием активности центральных и провинциальных властей по восстановлению, развитию и интеграции «проблемных» регионов, «Зарб-е Азб» несомненно будет способствовать миру и процветанию в Пакистане, о чем говорил министр обороны Хаваджа Асиф.

В случае же ограничения антитеррористической борьбы Пакистана только данной операцией (даже если она будет распространена на города), ожидать перелома в этой борьбе не приходится. В этом случае, после неизбежного ухода военных в казармы террористические организации снова будут пытаться брать под контроль территории в зоне племен и восстанавливать свою инфраструктуру, разрушенную военными в ходе «Зарб-е Азб» (как это повторялось после каждой из прошедших военных операцией).

Источники:

  1. AsimBajwaISPR // Twitter (https://twitter.com/AsimBajwaISPR).
  2. PM Congratulates Army on Zarb-e-Azb Anniversary // The Express Tribune. – Jun., 15, 2015 (http://tribune.com.pk/story/903695/zarb-e-azbs-anniversary-pm-fetes-nation-army-on-resolve/).
  3. Remarks at the U.S.-Pakistan Strategic Dialogue Ministerial // U.S. Department of State (http://www.state.gov/secretary/remarks/2015/01/235876.htm).
  4. Sushant Sareen. Zarb-e-Azb: An Evaluation of Pakistan Army’s Anti-Taliban Operations in North Waziristan. – New Delhi: Vivekananda International Foundation, 2015. – P. 31.
  5. См. сведения о размещении корпусов и дивизий Сухопутных войск ВС Пакистана: Pakistan: Intelligence, Security Activities and Operations Handbook. – Washington: International Business Publications, 2013. – P. 124-125.
  6. Ikram Seghal. Operation “Zarb-e-Azb” // Slideshare (http://www.slideshare.net/atlanticcouncil/20140808-ikram-sehgalpresentation?qid=769d73ac-c3e4-4fa0-ac7c-0fe5c22809a9&v=qf1&b=&from_search=4).
  7. 90% of North Waziristan Cleared of Terrorists: Maj Gen Zafar // Daily Times. – Nov. 16, 2014 (http://www.dailytimes.com.pk/national/16-Nov-2014/90-of-north-waziristan-cleared-of-terrorists-maj-gen-zafar).
  8. Shahab Jafry. Shades of Zarb-e-Azb // Pakistan Today. – Jun. 13, 2015 (http://www.pakistantoday.com.pk/2015/06/13/features/shades-of-zarb-e-azb/).
  9. О предыдущих операциях см. подробно: Топычканов П.В. Военные операции в северо-западном Пакистане // Экспорт вооружений. – Июл.-Авг. 2013 г. – №4(106). – С. 69-75; Топычканов П.В. Военные операции на Территории племен федерального управления Пакистана (2002-2014 гг.) // Институт Ближнего Востока (http://www.iimes.ru/?p=21301).
  10. Pakistan Forces Killed 2,763 Militants in Year Long Operations // The New Indian Express. – Jun. 13, 2015 (http://www.newindianexpress.com/world/Pakistan-Forces-Killed-2763-Militants-in-Year-Long-Operations/2015/06/13/article2864837.ece).
  11. О нападении на школу см. подробно: Топычканов П.В. Пакистанский «Беслан» // Российский совет по международным делам (http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=4976#top-content).
  12. Pakistan Timeline – 2015 // South Asia Terrorism Portal (http://www.satp.org/satporgtp/countries/pakistan/timeline/index.html).
  13. Mian Abrar. Zarb-e-Azb comes to urban Balochistan, Sindh // Pakistan Today. – May 28, 2015 (http://www.pakistantoday.com.pk/2015/05/28/national/zarb-e-azb-comes-to-urban-balochistan-sindh/).
52.25MB | MySQL:103 | 0,500sec