Ситуация в Судане и Южном Судане: май 2015 г.

1 мая генсек ООН Пан Ги Мун заявил о своей поддержке новой формулы переговоров по Южному Судану, в которую по предложению стран Восточной Африки должны были быть включены дополнительные посредники «высокого уровня» от Африканского союза, ООН, Европейского союза, Китая, США, Норвегии и Великобритании. Очевидная цель расширения числа посредников — увеличить давление на двух основных действующих лиц южносуданского конфликта — президента Южного Судана Сальву Киира и его противника, бывшего вице-президента Риека Машара.

Пан Ги Мун выразил надежду, что посредническая миссия в усиленном составе «будет способна продвинуть мирный процесс» в стране, уже почти полтора года охваченной гражданской войной по этническому признаку. Одновременно он признал отсутствие консенсуса относительно расширения числа посредников. По его оценке, лидеры противоборствующих сторон «как представляется, считают, что им предпочтительнее улучшать свои военные позиции, нежели идти на уступки за столом переговоров».

Генсек ООН рекомендовал продлить на шесть месяцев мандат Миссии ООН в Южном Судане, который истек в конце мая.

Известно, что страны Восточной Африки из объединения IGAD в настоящее время готовят проект мирного соглашения, который в ближайшее время будет представлен сторонам конфликта.

4 мая при посещении Найроби госсекретарь США Джон Керри заявил, что Вашингтон поддерживает идею создания «гибридного трибунала» из местных (южносуданских) и международных судей с тем, чтобы судить главных действующих лиц южносуданского противостояния, унесшего десятки тысяч человеческих жизней. Он пообещал, что Вашингтон выделит 5 млн долларов на обеспечение функционирования такого трибунала, с инициативой создания которого в декабре 2014 года выступила правозащитная организация «Хьюман Райтс Уотч».

Дж.Керри подверг резкой критике С.Киира и Р.Машара за то, что они сорвали мирные переговоры в Аддис-Абебе в апреле.

5 мая вышел на свободу из под домашнего ареста южносуданский оппозиционер Лам Аколь, критикующий обе стороны южносуданского конфликта. Бывший полевой командир, успевший повоевать в ходе гражданской войны 1983 — 2005 годов и на стороне Хартума, и повстанцев из ныне правящего в Джубе Суданского народно-освободительного движения (СНОД), еще за два года до достижения Южным Суданом независимости в 2011 году основал организацию СНОД — демократические изменения. Она стала единственной реальной оппозиционной организацией в Южном Судане, а Лам Аколь был единственным соперником С.Киира на президентских выборах в 2010 года.

Л.Аколь вернулся в Южный Судан в ноябре 2013 года из Хартума после того, как был амнистирован. Ранее Джуба обвиняла его в поддержке одной их повстанческих групп.

8 мая ООН объявила, что в результате недельных боев между правительственными войсками и повстанцами в южносуданском нефтедобывающем штате Единство этот район были вынуждены покинуть свыше 100 тысяч человек. К 18 мая их число выросло до 650 тысяч. Как подтверждение накала боев — 9 мая организация «Врачи без границ» объявила о выводе своего персонала из района Леер в штате Единство. По данным организации, на тот момент Леер находился под контролем повстанцев, и правительственные силы готовили «неминуемую» атаку на него.

15 мая международные посредники обвинили южносуданскую правительственную армию в совершении «неоправданных и чудовищных» актов насилия в ходе наступления на Леер. По их данным, кроме штата Единство это наступление охватило штаты Джонглей и Верхний Нил.

Уже 16 мая последовал ответ повстанцев, начавших контратаку в направлении имеющего стратегическое значение г.Малакаль в штате Верхний Нил. Нефтепромыслы в этом штате остались единственными функционирующими после полутора лет гражданской войны. Малакаль в ходе войны несколько раз переходил из рук в руки.

Тем не менее 18 мая поступили данные, что правительственные войска продвигаются к г.Леер.

Со своей стороны повстанцы потребовали 20 мая от нефтяных компаний, работавших в штате Верхний Нил, эвакуировать свой персонал. К этому дню, согласно утверждениям повстанцев, они вновь установили контроль над г.Малакаль. Со своей стороны министр информации Южного Судана Майкл Макей опроверг эти утверждения. По его словам, «одна часть Малакаля находится под контролем повстанцев, другая – под нашим контролем, боевые действия продолжаются как в самом городе, так и в его окрестностях». Он же 20 мая сообщил, что правительственные войска взяли г.Леер и установили контроль над всей территорией штата Единство. По имеющимся данным, весь лечебный персонал организации «Врачи без границ», работавший в г.Леер, был вынужден вместе с пациентами укрыться от боев в болотистой зоне. При этом утонули двое детей.

22 мая танки правительственных войск при поддержке угандийских боевых вертолетов Ми-24 отбросили повстанцев от г.Мелут в штате Верхний Нил, в районе которого находятся нефтепромыслы. 25 мая под полный контроль армии перешел г.Малакаль.

13 мая Джуба стала создавать очередные проблемы для международных гуманитарных организаций, заявив, что только 20% их персонала могут быть иностранцами, остальные должны набираться из местных жителей. Это решение было оформлено в виде закона. К тому времени, по данным ООН, свыше половины из 12 млн жителей Южного Судана нуждались в гуманитарной помощи, 2,5 млн испытывали серьезные  проблемы с питанием. Где будут набирать теперь персонал гуманитарные организации — сказать трудно. Ведь в Южном Судане только четверть населения умеет читать и писать, не говоря уже о квалифицированной рабочей силе.

В сентябре 2014 года правительство Южного Судана уже предписывало заменить иностранных специалистов местными кадрами, в том числе в гуманитарных организациях, однако у кого-то хватило ума уже через день пересмотреть это решение.

14 мая Джуба объявила о создании двух новых структур, призванных надзирать за СМИ. Согласно президентскому декрету, страна обзавелась «Медийными властями» и «Аудиовизуальной компанией», которые будут регулировать деятельность государственных и частных СМИ в стране, власти которой регулярно обвиняются в подавлении свободы прессы. Декретом предусмотрено представительство в этих двух структурах сотрудников спецслужб.

«Медийные власти» возглавил адвокат Киир Коль Денг, «Аудиовизуальную компанию»- преподаватель университета Джубы Уильям Хайзаза.

Уже 25 мая южносуданские силы безопасности изъяли тиражи девяти газет и приостановили издание четырех из них.

В Судане май начался с громкого заявления представителя военных. Последний сообщил, что 6 мая суданские ПВО открыли огонь по некоей воздушной цели близ Хартума, представленной как разведывательный летательный аппарат. По суданским данным, поздно вечером этот летательный аппарат совершал облет военной зоны в районе Вади Сайидна близ Омдурмана — города-спутника Хартума. Суданские силы ПВО сумели сбить разведчика. Его обломки упали на ряд жилых кварталов Омдурмана, не причинив какого-либо вреда.

За последние годы Судан неоднократно обвинял Израиль в нанесении воздушных ударов по своей территории. Израиль никогда не комментировал эти обвинения. Есть данные, что через Судан и Египте проходит канал поставки оружия палестинским исламистам из движения ХАМАС, контролирующим сектор Газа.

13 мая суданские военные объявили о «решающей» победе над повстанцами в Дарфуре, выставив в столице штата Южный Дарфур г.Ниала десятки захваченных внедорожников, ранее принадлежавших боевикам из Движения за справедливость и равенство (ДСР). По данным Хартума, автоколонна ДСР из более чем 150 джипов вторглась в Судан из Южного Судана 26 апреля. Правительственные войска подготовили ей встречу у населенного пункта Туллус к югу от Ниалы. Со своей стороны ДСР отвергла сообщения о том, что ее формирования базируются на территории Южного Судана. Тем не менее его представитель признал, что ДСР потеряло «многочисленных бойцов и полевых командиров, а также от 40 до 50 автомашин».

22 мая тысячи исламистов вышли на улицы Хартума с тем, чтобы выразить протест против смертного приговора, вынесенного в Каире бывшему президенту Египта, выходцу из «Братьев-мусульман» Мухаммеду Мурси. Власти никак не препятствовали проведению акции, что лишний раз подтвердило их собственную политическую ориентацию.

В целом, очередная вспышка боев между правительственными войсками и повстанцами в Южном Судане со всей очевидностью продемонстрировала, что любые разговоры об урегулировании ситуации в этой стране останутся таковыми до тех пор, пока мировое сообщество самым решительным образом не удалит от дел главарей противоборствующих сторон. Каким образом это можно сделать? Это уже другой вопрос.

52.3MB | MySQL:103 | 0,477sec