К вопросу об избрании спикера Великого национального собрания (Меджлиса) Турции

Итоги парламентских выборов в Турции, состоявшихся 7 июня текущего года, были встречены оппозиционными партиями и их электоратом, вне зависимости от правого или левого уклона, с энтузиазмом. Диапазон продемонстрированных эмоций оказался широк — от ликования до откровенного злорадства в адрес правящей Партии справедливости и развития и её лидеров – формально беспартийного президента Р.Т.Эрдогана и главы партии, премьер-министра А.Давутоглу.

Не слишком убедительное выступление ПСР на парламентских выборах с 258 депутатскими креслами, исключившее возможность формирования однопартийного правительства, оппозиционеры сочли веским основанием, чтобы заявлять о начале политического заката действующего руководства страны и об уходе в прошлое эпохи правления Партии справедливости и развития.

С другой стороны, полученные оппозиционными партиями 292 мандата, при поддержке 60-ти процентов избирателей, немалым количество обозревателей почему-то были расценены в качестве единого депутатского пула. Невзирая на, мягко говоря, не во всём пересекающиеся политические платформы Народно-республиканской партии (НРП), Партии националистического движения (ПНД) и Демократической партии народов (ДПН). Собственно, за месяц, истекший с даты парламентских выборов, жизнь внесла свои коррективы и наглядно продемонстрировала отсутствие единства в рядах оппозиции и неспособность договариваться между собой.

Весьма красноречивым подтверждением данного тезиса стали итоги выборов вновь избранными депутатами спикера Меджлиса страны, состоявшихся 1 июля сего года. Заметим, согласно принятой табели о рангах спикер Меджлиса – второе лица в госудпрстве, замещающее президента в период его отсутствия. По итогам четырёх раундов голосования, 258 голосами Партии справедливости и развития победу одержал бывший министр обороны страны Исмет Йылмаз. Составивший ему конкуренцию кандидат от Народно-республиканской партии Дениз Байкал, в заключительном, четвёртом раунде набрал лишь 182 голоса, из которых 132 «за» было получено от выдвинувшей его партии, и 50 – от прокурдской Демократической партии народов. Партия националистического движения отказалась от поддержки обоих кандидатов.

Прежде чем давать оценку этой знаковой победе правящей Партии справедливости и развития, стоит сказать несколько слов о том, как развивалась внутриполитическая ситуация в Турции в течение последнего месяца. Естественно, что он проходил под знаком обсуждения возможных вариантов коалиций во всём спектре вариантов: от правительства меньшинства ПСР до чисто оппозиционного правительства НРП – ПНД при непосредственном участии или внешней поддержке ДПН.

На фоне множества заявлений и дискуссий, ПСР явно взяла паузу. Президент Р.Т.Эрдоган не стал спешить с поручением лидеру партии большинства, то есть Ахмету Давутоглу, приступить к официальным переговорам с оппозиционными партиями по формированию коалиционного правительства. Вопрос был отложен не только до избрания спикера парламента, ныне состоявшегося, но и до выборов всех членов его аппарата, состоявшего из пятнадцати человек. Напомним, что в него должны войти представители всех партий Меджлиса, пропорционально своему представительству в законодательном органе страны. Как заявил президент Р.Т.Эрдоган, лишь после решения данного вопроса будет дано поручение и начнётся обратный отсчёт сорока пяти дней, отведенных законом на формирование правительства. При этом ПСР официально заявила, что не будет никаких секретных переговоров и протоколов с оппозиционерами.

Со своей стороны, три оппозиционные партии в течение истекшего месяца в достаточной мере обнаружили свой подход к вопросу формирования правительства и вариантам альянсов как с ПСР, так и между собой. Невзирая на некоторые флуктуации, наблюдающиеся в заявлениях партийных лидеров и функционеров, их можно резюмировать следующим образом.

Демократическая партия народов отказалась от термина «красные линии», которым обозначают границы возможных уступок друг другу в ходе переговоров, и делает акцент на своей предвыборной программе с акцентом на экономику. Прокудская партия, которая заявила о готовности рассматривать все варианты, по сути, воздержалась на этом этапе от альянса с правящей партией, однако, заявила о возможности внешней поддержки «Большой коалиции» между двумя самыми крупными партиями в парламенте, то есть между Партией справедливости и развития и Народно-республиканской партией.

Партия националистического движения, одним из краеугольных требований которой является немедленное прекращение курдского урегулирования, заняла позицию, которую один из турецких блогеров в шутку обозначил следующим образом: «если ДПН дышит кислородом, то ПНД перейдёт на азот». Также они категорически отвергли предложение Народно-республиканской партии о создании оппозиционного правительства и подвергли жёсткой критике предложение лидера НРП Кемаля Кылычдароглу отдать пост премьер-министра главе ПНД Девлету Бахчели. Подобное предложение было ими расценено как «неэтичное», когда речь идёт о «судьбах страны» и убеждениях, а не о «креслах». От своего исходного термина «красные линии» ПНД перешли к «принципам», в числе которых по заявлениям партийных лидеров, помимо уже упомянутого прекращения диалога с курдами и возвращения к концепции унитарного государства, «вся программа» ПНД. Немало слов сказано и в отношении возвращения президента Р.Т.Эрдогана в правовое поле своих полномочий согласно Конституции, а также о необходимости доведения до конца коррупционного расследования в отношении четырёх бывших министров правительства ПСР. Хотя, какое отношение эти два требования имеют к переговорам по коалиции, остаётся лишь догадываться, поскольку ни то ни другое не входит в рамки компетенции будущего правительства.

Главная оппозиционная Народно-республиканская партия, как понятно из изложенного выше, не добилась «взаимности» от Партии националистического движения. От риторики «красных линий» НРП, также как и ПНД, ушла, предпочтя сформулировать свои четырнадцать принципов, охватывающих широкий спектр вопросов от корректировки внешней политики до принятия новой (отнюдь не президентской) Конституции, разумеется, не забыв про «перешедшего все границы» Р.Т.Эрдогана и борьбу с коррупцией.

Оппозиционными обозревателями и представителями бизнеса говорилось и говорится о желательности «Большой коалиции» для Турции, которая, в случае реализации данного сценария, будет способствовать формированию внутри правительства системы сдержек и противовесов и переходу национальной политической культуры на качественно новый, европейский, уровень. При этом немало отсылок делается в сторону положительного опыта коалиционных правительств в Германии. Скептики при этом осторожно замечают, что Турция, где опыт коалиций был до сих пор малоуспешным – это не Германия, а Р.Т.Эрдоган – всё же не Ангела Меркель. Также вариант «ПСР – НРП» представляется желательным с точки зрения продолжения процесса курдского урегулирования (ДПН выразила готовность внешней поддержки), а также нормализации внешней политики и выправлению отношений с США, ЕС, Израилем и Сирией. Более того, изменение позиции Турции в отношении Сирии также должно, по замечанию аналитиков, способствовать исключению немалого раздражителя в повестке Турецкой Республики с Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран.

С точки зрения близости политических платформ ряду наблюдателей более реальной видится коалиция между ПСР и ДПН. Однако, при этом не стоит совсем уж игнорировать слова лидера ПНД Девлета Бахчели о неготовности к альянсу с ПСР. Впрочем, ситуация меняется достаточно динамично, чтобы можно было бы делать какие-то окончательные выводы.

Назначенные на 1 июля выборы спикера Меджлиса рассматривались в качестве важного «барометра» ситуации, который должен был пролить свет на тренд развития ситуации. Интриги добавила состоявшаяся практически вслед за парламентскими выборами, 10 июня, встреча между президентом Р.Т.Эрдоганом и депутатом Меджлиса от Анталии, бывшим главой Народно-республиканской партии, Денизом Байкалом. Формальным поводом встречи стало то, что Д.Байкал, будучи самым возрастным депутатом, до избрания «полноценного» спикера Меджлиса становился временно исполняющим обязанности. Строго говоря, подобная встреча не являлась обязательной по протоколу, что дало повод наблюдателям усмотреть в ней некий намёк на будущую «Большую коалицию».

Не будем гадать, какие слова между президентом и депутатом оказались за рамками официальных пресс-релизов. Однако, мало кто сомневается в том, что эта встреча в немалой степени поспособствовала выдвижению Дениза Байкала в качестве кандидата на пост «полноценного» спикера Меджлиса от Народно-республиканской партии. Решение – прямо сказать неоднозначное, с учётом непростого отношения к Д.Байкалу как в самой партии, так и двух других оппозиционных движениях. Также стоит отметить, что выдвиженцем от Партии националистического движения стал общий оппозиционный кандидат на президентских выборах 2014 года, Экмеледдин Ихсаноглу, который, по идее мог бы выполнить такую же функцию и в ходе выборов спикера Меджлиса. Однако, Народно-республиканская партия сделала ставку на своего кандидата. Кандидатом от Демократической партии народов стал бывший заместитель председателя ПСР, а ныне Депутат ДПН от г. Мерсин, Денгир Мир Мехмет Фырат.

Как было сказано выше, первые два раунда голосования не выявили кандидата, пользующегося поддержкой двух третей депутатов (367 голосов). Никто из кандидатов в третьем раунде не набрал и положенного по регламенту простого большинства в 276 голосов. Вследствие чего, борьба в четвёртом раунде развернулась между И.Йылмазом и Д.Байкалом, получившими в третьем раунде наибольшую поддержку. Итог известен, победу одержал И.Йылмаз, на фоне самоустранения от голосования Партии националистического движения.

Каковы же выводы можно сделать по итогам выборов главы Меджлиса Турции?

Прежде всего, Партия справедливости и развития на практике продемонстрировала свою способность, даже без большинства в Меджлисе, проводить нужные себе решения, в том числе по ключевым вопросам, путём грамотных тактических шагов и политических маневров.

Народно-республиканская партия, отказавшись от консенсусного оппозиционного кандидата и выдвинув заведомо непопулярного Дениза Байкала, какими бы соображениями они не руководствовались, после провала подкрепила свою репутацию «неудачников» выборной кампании 2015 года. Ряды считающих К. Кылычдароглу недостаточно успешным для партии лидером, пополнились.

Партия националистического движения обвинена коллегами по оппозиции в том, что она не поддержала оппозиционного кандидата, набравшего наибольшее количество голосов, принеся эту должность ПСР на «блюдечке». Отметим, что отдав Д.Байкалу лишь 50 голосов из своих восьмидесяти, Демократическая партия народов как бы показала всем, что этот кандидат не пользуется их однозначной поддержкой. А, следовательно, даже проголосовав за Дениза Байкала, Партия националистического движения, непримиримая к любому альянсу с курдами, могла бы объясниться со своими избирателями и сохранить лицо. В результате репутация ПНД понесла ущерб.

В целом, оппозиция упустила благоприятный момент для того, чтобы, продемонстрировав единство, на деле подтвердить серьёзность тезиса об общем пуле в 60% избирателей и начать восхождение во власть. Ситуация наглядно показала, что оппозиционное правительство, без участия ПСР, в стране – уже практически невозможно. Число взаимных претензий между оппозиционными партиями после 1 июля лишь увеличилось, и вряд ли рейтинги у электората растут.

ПСР, напротив, сделав успешный первый шаг, приступила к восстановлению утраченных позиций и уже в самое ближайшее время инициирует переговоры по формированию правительства. При этом следует поставить под сомнение растиражированный ныне тезис о том, что председателю ПСР А. Давутоглу «как воздух» нужно сформировать коалиционное правительство, что «позволит ему стать самостоятельной политической фигурой». Может это и желательный для него вариант, но далеко не критичный, с учётом того, что именно Р.Т.Эрдоган является неформальным партийным лидером, где Ахмет Давутоглу пока лишь «смотрящий». В общем, есть серьёзные основания полагать, что ПСР не настроена на формирование какого бы то ни было коалиционного правительства.

В конце концов, не будем забывать о том, что для достижения большинства в парламенте партии не хватило лишь восемнадцати голосов. Если же динамика процесса сохранится, то нет ничего невозможного в том, чтобы позиции ПСР были укреплены на недостающие голоса за счёт разочарованных избирателей, поддержавших ранее, то есть 7 июня, ПНД и ДПН. В этой, далеко не патовой для себя ситуации, зачем ПСР делиться властью, когда можно спокойно довести переговоры по коалиции до отрицательного результата и объявить досрочные выборы? В условиях того, что оппозиция не в состоянии выступить единым фронтом и сформировать своё правительство, что наглядно и продемонстрировали баталии за место спикера Меджлиса. Из всего этого получается, что ПСР коалиция попросту не нужна, а тренд разворачивается в сторону досрочных выборов. Оппозиция, ликование которой поутихло, однозначно проигрывает одно из ключевых сражений в схватке с правящей Партией справедливости и развития, что, безусловно, окажет влияние на весь ход дальнейших событий.

52.29MB | MySQL:103 | 0,534sec