О деятельности Средиземноморского союза на современном этапе

Международная организация Средиземноморского союза создана 13 июля 2008 г. и состоит из 43 государств: 28 стран-членов ЕС, страны средиземноморского бассейна, не входящие в ЕС, Мавритания и Иордания.

Предшественником этой организации был так называемый Барселонский процесс – схожая международная структура, существовавшая с 1995 по 2008 гг., участниками которого являлись страны ЕС и 10 стран Средиземноморья, в т.ч. Израиль и Палестинская национальная администрация (последняя участвует в Союзе на правах отдельного государства).

Трансформация организации в 2008 г. преподносилась не просто как смена наименования. Она символизировала новый подход в европейской политике соседства на южном и юго-восточном направлениях, необходимость которого была вызвана рядом причин.

Напомним, что инициатива нового Союза исходила от президента Франции Н.Саркози, который сделал эту идею одним из ключевых направлений в своей предвыборной компании 2007 г., провозгласив ее целью объединение Средиземноморья, достижение мира и согласия, а также ликвидацию современных угроз в виде терроризма и военных конфликтов[i]. При этом в отношении Барселонского процесса Саркози высказывался достаточно категорически, т.к. он, по его мнению, провалился и не оправдал себя.

Проблемы, идущие с соседнего региона – Ближнего Востока и Северной Африки – в те годы уже достаточно остро ощущались в странах Старого Света. К таковым можно отнести, в первую очередь, миграцию и все связанные с этим факторы, а также терроризм, который к тому времени уже начал сотрясать Европу и ассоциировался там с соседними мусульманскими странами.  В этой ситуации логично, что наличие четко выраженной программы в решении тех проблем были фактором, способным привлечь значительный электорат и способствовать успеху на выборах. Таковой программой в руках Н.Саркози и стал новый Средиземноморский союз, призванный решить накопившиеся на этом направлении проблемы.

Однако, эту инициативу нельзя рассматривать исключительно как предвыборный ход Н.Саркози, т.к. необходимость в принятии шагов подобного рода озвучивали в то время многие политики, причем по обе стороны Средиземного моря.

Так, занимавший в 2004 – 2007 годах пост председателя Европейского парламента Ж.Боррель в интервью от 29.10.2010 г.[ii] высказался о необходимости кардинального изменения подхода к идеям Барселонского процесса по причине противоречий между западным миром и исламскими государствами, которые, по его словам, делают дальнейшее сотрудничество между двумя цивилизациями невозможным. Он, как и Н.Саркози, признал, что за более чем десятилетие деятельности Барселонского процесса со стороны европейских стран слишком недостаточно внимания было уделено сотрудничеству со своими южными соседями. Одно из главных причин этого являлось укрепление связей со странами Восточной Европы в период конца XX – начала XХI вв. после падения социалистического строя, которое требовало больших временных и ресурсных затрат. А затем последовал не менее сложный и трудоемкий процесс принятия этих стран в Европейский союз.  В качестве примера им было высказано, что на одно только вступление Польши в Европейский союз времени и энергии было затрачено больше, чем на все развитие отношений со странами Северной Африки за годы реализации Барселонского процесса.  Но главный недостаток, по его мнению, кроется в отношении к Барселонской Декларации со стороны государств, не являющихся членами ЕС. Он заключался, во-первых, в отсутствии тенденции к политической трансформации правящих в регионе Ближнего Востока и Северной Африки режимов, которые, по его мнению, не отвечали современным требованиям по соблюдению прав человека, главным образом в контексте предоставления декларируемых демократических прав и свобод, что являлось одной из целей партнерства при его создании. Во-вторых – это расхождение интересов при реализации политики в рамках Евро-Средиземноморского партнерства со стороны государств, не являющихся членами Европейского союза, которые действовали, по его мнению, только в масштабах собственных интересов, не учитывая в полной мере интересы остальных партнеров.

В качестве факторов, приведших к кризису в Средиземноморском диалоге, им отмечалось также замедление мирного процесса между Израилем и Палестиной, к чему наиболее яркой иллюстрацией явился кровопролитный конфликт осени 2000-го года, получивший историческое название «Интифада Аль-Акса».

В отличие от Н.Саркози, Ж.Боррель не был столь категоричен в оценках деятельности Барселонского процесса. В том же интервью он высказал мнение, что отдельные шаги Барселонского процесса имели успех, особенно в экономической и культурных сферах взаимодействия.

Но оптимизм Н.Саркози в отношении нового Союза разделяли не все, на что имелись объективные причины.

Прежде всего – это наличие неразрешенных конфликтов между странами-членами будущего Союза.

Наиболее крупные из них – противостояние Турции и Греции по вопросу Кипра, арабо-израильский конфликт вокруг палестинских территорий (а иногда и относительно законности существования самого Израиля как государства), и конфликт в Западной Сахаре. Первый осложнял взаимодействие между Афинами и Анкарой, второй нередко вызывал попытку бойкотировать  целые мероприятия со стороны всех арабских стран, входящих в Союз, по причине наличия Израиля в рядах его членов, а результатом третьего была невозможность усадить за один переговоров стол Марокко и Алжир.

При создании Союза со стороны Н.Саркози озвучивались только красивые идеи о всеобщем процветании и о необходимости движения к миру и взаимопониманию, а конкретные меры со стороны будущей организации по решению вышеупомянутых споров не предлагались.

Как известно, за годы существования Союза преодолеть эти разногласия не получилось.

Имелись противоречия, правда менее острые, и в рядах государств ЕС.

Как бы там не было, новый Средиземноморский союз как символ новой политики соседских отношений был создан 13 июля 2008 г. Штаб-квартира организации расположена в Барселоне, а первым генеральным секретарем стал иорданский дипломат Ахмед Мосаада. В настоящее время этот пост  занимает марокканец Фатхалла Сиджилмасси, в прошлом занимавший должность посла Марокко во Франции. Согласно принятым правилам, генеральный секретарь организации избирается на срок 3 года из числа граждан государств, входящих в Союз и не являющихся членами ЕС.

Ведущая роль в исполнении намеченных целей принадлежит, конечно, ЕС как локомотиву экономики в регионе.

Ключевыми направлениями деятельности Союза являются[iii]:

— улучшение в социальной сфере;

— развитие бизнеса;

— развитие транспортной и городской инфраструктуры;

— энергетика;

— вода (очищение и обеспечение доступа к ней) и окружающая среда;

— высшее образование и проведение исследований.

В соответствии с этими направлениями создана и структура управления, у которой за каждое из упомянутых направлений отвечают заместители генерального секретаря.

Вместе с тем, Средиземноморский союз  – не бизнес-структура и не фонд, а организация, которая способствует привлечению ресурсов в развитие той или иной сферы как от частных инвесторов, так и от правительств или финансовых институтов, а также принимает меры с целью более эффективного использования этих ресурсов.

За время существования Союза в его рамках исполнялись следующие проекты:

  1. Молодые женщины как создатели рабочих мест – запущен в апреле 2013 г., в нем принимало участие около 2 500 тысяч человек из числа граждан Иордании, Испании, Палестины, Туниса, Албании, Египта и Марокко. Инициатором проекта являлась Средиземноморская Ассоциация женщин, занимающихся бизнесом (Испания), которая, в свою очередь, функционирует за счет правительственных грантов, распределяемых по линии образования. Стоимость — 295 тыс. евро[iv]. Мероприятия в рамках проекта – семинары, конференции, оплата обучения в ВУЗах, помощь молодым выпускникам женского пола в открытии своего бизнеса.
  2. Навыки для успеха для женщин – проект, запущенный 2014 г. и продолжавшийся до начала 2015 г. Инициаторы и инвесторы: МИД Голландии (250 тыс. евро), PepsiCo (80тыс. евро), МИД Норвегии (60 тыс. евро), американская некоммерческая организация AMIDEAST (51 тыс. евро). Проект предполагал проведение учебных курсов, тренингов с женщинами в общем количестве 450 человек из Ливана, Туниса, Марокко, Египта и Иордании по изучению европейских языков, прохождению собеседований, поиску работы и т.д.
  3. Расширение возможностей для женщин – проект включил работу со всеми странами-членами Союза, инициатор — Euro-Mediterranean Women’s Foundation, бюджет – 1,5 млн евро. Начало проекта – 2014 г., рассчитан на 3 года. Проект финансировали неправительственные организации и французское правительство (последнее в сумме 150 тыс. евро). В рамках проекта предполагается создание своеобразной сети из организаций и учебных заведений, целью которых будет проведение исследований и попытка реализаций мер, направленных не достижения полного равноправия женщин наравне с мужчинами в странах региона.
  4. Внедрения в народные массы идей о предотвращении школьного насилия в отношении женского пола – инициатором выступила испанская неправительственная организация Ideaborn, место реализации – Тунис, Марокко и Египет, бюджет – 759 тыс. евро. Мероприятия: проведение тренингов с учителями и учениками, распространение специальной литературы, регулярные встречи и семинары. Всего проект охватил 3 000 школьников и 90 учителей.
  5. Подготовка специалистов в проблемах Средиземноморья – принят в 2011 г., инициатор – Университет Европы и Средиземноморья (Словения), в рамках проекта предполагалась подготовка на базе университета специалистов по трем направлениям: противодействия загрязнению Средиземного моря, развитие бизнеса в регионе Средиземноморья, мореходное и логистическое дело в Средиземноморье. Информация о начале практической реализации проекта и о его бюджете отсутствует.
  6. Создание Евро-средиземноморского университета в Фесе – на данный момент создание университета находится на стадии строительства, согласно плану полностью он будет готов к 2018 г. Общая потребность в финансовых средствах – 81 млн евро, в настоящий момент собрано более 5 млн евро (финансирует проект марокканское правительство и незначительная сумма частных пожертвований). Предполагается, что это будет уникальное учебное заведение в Северной Африке, и марокканское правительство стремиться превратить его в крупный международный ВУЗ, однако, кроме Рабата, пока никто не проявил интереса к сотрудничеству в рамках этого проекта. Подготовка студентов должна будет осуществляться по трем направлениям[v]:

  историческое и культурное изучение региона,

юридические, экономические и политические науки

подготовка инженеров в области освоения возобновляемых источников энергии.

  1. Высшее образование в области продовольственной безопасности и сельского хозяйства – проект запущен в 2013 г., общий бюджет – 1,2 млн евро. Инициатор проекта – Международный Центр Агрономии Средиземноморья, межправительственная организация, которая базируется в Париже и состоит из 13 государств-членов[vi]. В ее ведении находятся 4 университета в Бари (Италия), Ханья (Греция), Монпелье (Франция) и Сарагоса (Испания). В рамках проекта предполагается работа по улучшению качества подготовки специалистов в этих университетов, обмен знаниями как между собой, так и с другими учебными заведениями региона.
  2. Создание мощностей по опреснению воды в секторе Газы – запущен в 2015 году, бюджет — 310 млн евро, из которых половина будет профинансирована странами Персидского залива, остальные – Европейским Инвестиционным Банком, Исламским Банком Развития, Мировым Банком и правительством Франции. Предполагается строительства мощностей по опреснению (мощностью до 100 млн м3), строительство системы водопроводов и проведение мероприятий по повышению эффективности использования пресной воды. Согласно заявленным целям, все население сектора Газы к 2019 году (плановое окончание проекта) будет иметь доступ к качественной питьевой воде[vii].
  3. Управление водным сектором в странах Средиземноморья – инициаторами проекта выступили организации Глобальное Водное Партнерство (Global Water Partnership) и Организация Экономической кооперации и Развития (Organization for Economic Cooperation and Development). Стоимость – 2,5 млн евро, страны-участники – Тунис, Ливан, Марокко, Палестина, Иордания, Египет, Албания. В рамках проекта в период с 2013 по 2016 гг. будут создаваться условия по обмену опытом и налаживанию межгосударственного диалога по вопросам управления водными ресурсами.
  4. Защита озера Бизерта (Тунис) от загрязнения – инициирован тунисским правительством, общая стоимость 90 млн евро, из которых 16 млн приходятся на тунисское правительство, 40 млн на Европейский Инвестиционный Банк, 14,7 млн со стороны бюджета ЕС, остальные планируется привлечь от международных кредитных организаций. Сроки реализации проекта 2014-2019 гг.
  5. Взаимодействие в области защиты окружающей среды – организация тесного взаимодействия между неправительственными организациями из Албании, Алжира, Ливана, Марокко и Туниса, бюджет – 2 855 тыс евро.
  6. Создание модели ресурсосберегающих производств в Средиземноморье и оказание помощи крупным производственным предприятиям в освоении экологически чистых технологий – проект стоимостью 8,9 млн евро, проводится на территории Албании, Боснии и Герцеговины, Египта, Иордании, Марокко, Туниса и Турции. Инициаторы – ООН, Европейский Банк Реконструкции и Развития, он же финансирует проект. Запланировано проведение мероприятий, направленных на распространение более экономных и менее грязных способов производства.
  7. Строительство ветряной электростанции в г. Тафила (Иордания) – проект стоимостью 209 млн евро, инициатор – иорданская компания Jordan Wind Project Company PSC (JWPC), инвесторы: Европейско-Арабский Банк (дочерняя структура Европейского Инвестиционного банка), Фонд международного развития ОПЕК, Международная Финансовая Корпорация. Строительство уже началось, завершение планируется к 2015 г. Станция будет состоять из 38 ветряных установок общей мощностью 117 МВт.
  8. Создание экспертной группы по изменению климата.
  9. Создание расширенного комитета из экспертов в области энергетики для обсуждения общих вопросов и выводов в области энергетики.
  10. Повышение квалификации специалистов в области логистики – проект стоимостью 6,6 млн евро, реализуется на территории Марокко, Туниса и Египта. Цель – улучшение качества подготовки кадров в области логистики и общей работы компаний-перевозчиков грузов путем проведения тренингов, развития национальных ассоциаций в области логистики. В описании проекта сказано, что, помимо повышения навыков специалистов и снижения издержек в расходах на транспортировку грузов, эти меры будут способствовать созданию зоны свободной торговли. Финансирование проекта осуществляла Еврокомиссия (3 млн евро), правительства Египта, Туниса и Марокко (всего 0,2 млн евро) и транзитный Фонд Ближнего Востока и Северной Африки, The Middle East and North Africa (MENA) Transition Fund (3 млн евро).
  11. Принятие стратегии по развитию городов в Евро-Средиземноморском регионе – принята на министерской конференции государств – членов Союза в 2011 г., в ней перечислены общие направления в данном направлении.
  12. Строительство участка Трансмагрибинской автомобильной дороги – общая протяженность участка должна составить 102 км (22 в Марокко и 80 в Тунисе), необходимый объем финансирования – 670 млн евро, однако, источник финансирования до сих пор не найден, информация о начале работ отсутствует.
  13. Строительство сети железных дорог в Иордании – построение железных дорог по территории Иордании, главным образом – с севера на юг, от сирийской границы до порта Акаба, которая должна впоследствии стать частью Транс-Средиземноморской системы[viii]. Предполагается, что эта Система впоследствии сможет обеспечивать движение грузов из Европы в страны Залива и обратно, миную Суэцкий канал. Стоимость проекта – 2 млрд евро. Пока выделена только сумма 393 млн евро: 57 со стороны правительства Саудовской Аравии и 336 со стороны правительства Иордании. Окончание строительства запланировано на 2020 г. Оптимизм в реализации проекта был значительно подорван гражданской войной в Сирии, которая еще не закончена.
  14. Улучшение инфраструктуры в каирском районе Имбаба – проведение работ по строительству различных объектов жилищной инфраструктуры в одном из самых густонаселенных районов египетской столицы на общую сумму 100 млн евро. Инициатор проекта – правительство Египта, профинансировать из его же бюджета пока удалось только 20 % от необходимой суммы.

Первоначально флагманским проектом являлся так называемый «План развития сектора солнечной энергетики в Средиземноморье», который был тесно связан с проектом Desertec. Однако, с угасанием интереса к Desertec проект был снят с повестки дня.

 

Если взглянуть на описанные выше проекты, можно сделать следующие выводы:

— деятельность Союза не соответствует тем надеждам, которые возлагались на него в период основания этой организации, она носит скорее вспомогательный характер, а большинство государств предпочитает строить свою собственную политику в отношениях с соседями, минуя региональные объединения;

— за редкими исключениями, проекты носят символичный характер, а их реализация не способна значительно повлиять на экономическое развитие региона в целом; что касается крупных проектов вроде иорданской железной дороги или автомобильной дороги в странах Магриба, то они пока реализуются крайне медленно, столкнувшись с политическими препятствиями и отсутствием средств.

Хотя проекты, реализуемые в рамках Союза, охватывают лишь малую часть сотрудничества в регионе по линии Север-Юг, их масштабы – своеобразный показатель уровня взаимодействия ЕС как единого политического образования со своими южными соседями. Ситуация значительно осложняется тем, что ЕС – объединение независимых государств, каждеая из которых имеет собственный взгляд на отношения с соседями, поэтому, прийти к единому мнению по вопросу реализации той или иной инициативы зачастую непросто. Еще хуже обстоят дела  в странах, не являющихся членами ЕС. По этой причине, процессы интеграции в Средиземноморье, а также эффективная политика соседских отношений в ЕС еще далеки от идеала, а Средиземноморский союз как объединяющая сила, направленная на построение безоблачного будущего, к сожалению, явилась иллюзией и несбывшейся мечтой.

 

[i] http://www.iimes.ru/?p=7456

[ii] Й. Боррел «Барселонский процесс был невыполнимой миссией, но ЕС должен извлечь уроки из этого» http://www.europesworld.eu/NewEnglish/Home_old/Article/tabid/191/ArticleType/articleview/ArticleID/21714/language/en-US/Default.aspxт

[iii] http://ufmsecretariat.org/

[iv] http://www.afaemme.org/projects/ongoing/young-women-job-creators-0

[v] http://ufmsecretariat.org/wp-content/uploads/2014/12/triptic_UEMF.pdf

[vi] http://ciheam.org/

[vii] http://ufmsecretariat.org/wp-content/uploads/2015/02/07-GAZA-STRIP-ENGLISH.pdf

[viii] http://ufmsecretariat.org/jordanian-railway-network/

52.46MB | MySQL:103 | 0,491sec