Еврейская община Аргентины против договора с Ираном

В 1994 году в Буэнос-Айресе был совершен особо крупный террористический акт. Было взорвано здание еврейской общины аргентинской столицы, в результате чего погибли 96 человек, а порядка 300 — получили ранения разной степени тяжести. Ответственность за это преступление была возложена на иранские спецслужбы. В международный розыск были объявлены девять высокопоставленных иранцев, однако за прошедшие два десятилетия фактически они так и не были привлечены к ответственности. Взрыв общинного дома в Буэнос-Айресе остается до сих пор открытой раной для аргентинского еврейства. Теперь эти давние события стали причиной политического скандала и открытого конфликта между лидерами еврейской общины Аргентины и президентом это страны Кристиной Фернандес де Киршнер.

Как выяснилось, аргентинские власти с самого начала пытались затушевать причастность Ирана к этому террористическому акту, не желая наносить ущерб двусторонним отношениям между государствами. Эти попытки продолжались практически на протяжение всех прошедших после этого террористического акта лет. В 2011 году тогдашний министр иностранных дел Ирана Али Ахбар Салехи и нынешний министр иностранных дел Аргентины Эктор Тимерман встретились в сирийском городе Халеб (Алеппо). С этого начались тайные переговоры между Ираном и Аргентиной, завершившиеся в 2013 году подписанием негласных двусторонних договоренностей о создании совместной, аргентино-иранской комиссии по расследованию обстоятельств взрыва здания еврейской общины Буэнос-Айреса в 1994 году. Подписавший этот документ с аргентинской стороны Эктор Тимерман обязался добиться отмены решения международных инстанций об аресте девятерых подозреваемых в причастности к взрыву здания еврейской общины в Буэнос-Айресе иранцев. Аргентинскому министру иностранных дел не удалось выполнить взятое на себя обязательство, и иранцы обнародовали засекреченный до недавнего времени текст аргентино-иранского соглашения, под которым стояла его подпись.

Как и следовало ожидать, это шаг иранцев вызвал в Аргентине политический скандал. Существенное влияние на развитие этого скандала оказало то обстоятельство, что Эктор Тимерман – еврей. Еврейская община обрушилось на него с тяжелейшей критикой. Всем очевидно, что министр иностранных дел выполнял распоряжение нееврейского президента и нееврейского правительства, но поскольку сам он еврей, лидеры еврейской общины открыто назвали Эктора Тимермана предателем, принявшим активное участие в попытках освободить от ответственности террористов, виновных в массовом убийстве его соплеменников. Министр иностранных дел настолько тяжело воспринял эту критику, что серьезно заболел, перенес операцию на сердце и сейчас госпитализирован.

Теперь за своего министра вступилась президент Аргентины. Кристина Фернандес де Киршнер (смешанного испано-немецкого происхождения) прямо обвинила евреев, обрушившихся с резкой критикой на Эктора Тимермана, в резком ухудшении состояния его здоровья. Более того, она обвинила лидеров еврейской общины Аргентины в «двойной лояльности» и в том, что они ставят интересы евреев и Израиля выше интересов Аргентины. По ее словам, попытка договориться с Ираном отвечала национальным интересам Аргентины. – «Известно, что Эктор – еврей, но, прежде всего, он – аргентинец, как я – католичка, но, прежде всего – аргентинка». Президент также обвинила лидеров еврейской общины в двойных стандартах, поскольку они требуют от Аргентины разрыва отношений с Ираном, но в то же время даже не помышляют о том, чтобы призвать правительство Израиля разорвать отношения с США на том основании, что американцы подписали с Ираном соглашение, позволяющее Исламской Республике продолжать развивать свою ядерную программу.

Этот латиноамериканский политический скандал с ближневосточной подоплекой стал в определенном смысле продолжением предыдущего скандала такого рода, связанного с гибелью в январе этого года федерального прокурора Аргентины Альберто Нисмана. Альберто Нисману, еврею по происхождению, было поручено заниматься расследованием обстоятельств упомянутого террористического акта. Накануне опубликования результатов его расследования федеральный прокурор был найден застреленным в своей квартире в Буэнос-Айресе. Первоначально аргентинские власти пытались распространить версию о том, что Альберто Нисман покончил жизнь самоубийством, однако вскоре были вынуждены признать, что речь идет об убийстве. Кристина Фернандес де Киршнер тогда утверждала, что его убили для того, чтобы бросить тень на нее и на правительство Аргентины. При этом убийцы Альберто Нисмана не найдены до сих пор.

52.29MB | MySQL:103 | 0,696sec