Саудовская Аравия: новые данные о террористической деятельности внутри страны

Опубликованные 18 июля 2015 г. всеми саудовскими газетами данные о деятельности террористических группировок внутри страны, представленные Министерством внутренних дел, достойны серьезного внимания. Эти данные, оформленные как «специальное коммюнике» саудовского внутриполитического ведомства, касались вопросов, имеющих отношение к уже раскрытым террористическим ячейкам, принадлежности этих ячеек к крупным экстремистским организациям, акциям, в которых были замешены эти ячейки и, наконец, данные об их численном составе и членах этих формирований.

Итак, за время с 3 по 17 июля текущего года на территории Саудовской Аравии были арестованы 431 чел., имеющих, как утверждает «специальное коммюнике», отношение к террористическим акциям последних нескольких месяцев. Абсолютное большинство задержанных – граждане Саудовской Аравии, остальные же – постоянно проживающие на ее территории йеменцы (большая часть арестованных иностранцев), египтяне, сирийцы, иорданцы, алжирцы, нигерийцы и чадцы. Все эти люди подозреваются в причастности к организации, финансировании либо подготовки нападений на шиитские мечети в Восточной провинции, а также на полицейские участки и патрули (в их числе и акция террориста-смертника, взорвавшего себя около полицейского поста на юге Эр-Рияда в последний день месяца рамадан 2015 г.).

Из 431 арестованных органами внутренних дел 97 чел., как утверждает все то же «специальное коммюнике», имели отношение к нападению на шиитскую молельню в местечке Ад-Дальва (Восточная провинция), 190 чел. – обвиняются в организации взрыва в мечети местечка Аль-Кудейх и неудачном покушении на шиитскую мечеть в Даммаме. Все они, согласно точке зрения саудовского внутриполитического ведомства, составляли две «передвижные ячейки», задача которых состояла в слежении за тем, как организована охрана мечетей, государственных органов, предприятий экономической инфраструктуры, иностранных дипломатических миссий, а также за формированием полицейских патрулей и их передвижениями внутри населенных пунктов. Кроме того, на членов этих двух «передвижных ячеек» возлагалась и задача подбора и подготовки исполнителей террористических акций. Арест членов этих ячеек помог сорвать крупнейшую акцию, которую они планировали провести в Эр-Рияде, в мечети комплекса зданий «службы чрезвычайных ситуаций», рассчитанной на три тысячи молящихся во время пятничной молитвы. Стоило бы, однако, заметить, что в ходе противостояния членам этих ячеек, а также операциях по срыву террористических акций нескольких последних месяцев погибли 37 сотрудников службы государственной безопасности и органов министерства внутренних дел и 120 мирных граждан.

Как сообщало «специальное коммюнике» министерства внутренних дел, наряду с членами двух «передвижных ячеек», были арестованы 144 чел., обвиняемых в «поддержке и распространении порочных идей через сеть Интернета». Эти обвиняемые, как об этом заявил официального представителя министерства внутренних дел бригадный генерал Мансур ат-Турки, входили «в распространенную в пределах территории королевства сеть интернет-ячеек», «финансировавшуюся ИГИЛ и призванную распространять его взгляды». Наиболее важной задачей членов сети этих «интернет-ячеек» было «создание предпосылок для межконфессиональных противоречий внутри королевства». Впрочем, и «передвижные ячейки», как сообщало «специальное коммюнике» Министерства внутренних дел, действовали «под контролем ИГИЛ». Недавно истекший месяц рамадан должен был стать временем, когда, «как это предполагали внешние спонсоры внутрисаудовского терроризма», по словам официального представителя внутриполитического ведомства, «антиправительственные акции должны были достигнуть своего апогея».

Операции специальных подразделений органов Министерства внутренних дел позволили обнаружить значительное число тайных складов оружия (пулеметов, автоматов, гранат, переносных ракетных комплексов), литературы и документов «Исламского государства». Из этого обстоятельства саудовские специальные службы пришли к выводу о существовании мощной системы контрабанды оружием, поступающим из-за пределов страны. Не менее существенно и еще одно обстоятельство, — существование тренировочных лагерей в пустынных районах страны. Именно там осуществлялась подготовка «новобранцев», которые в дальнейшем совершали террористические акции, а также подготовка основного состава ячеек к ведению серьезных боевых действий против силовых структур страны.

Абсолютное большинство тех, кого члены «передвижных ячеек» готовили к совершению террористических акций (чаще всего силами террористов-смертников), были подростками и молодыми людьми в возрасте от 14 до 22 лет. Не менее важно и то, что среди арестованных 40 женщин и девушек (все они саудовки), — большая часть из них принадлежали к тем, кто «поддерживал и распространял порочные идеи через сеть интернета».

Из сообщений Министерства внутренних дел вытекает несколько важных обстоятельств.

Первое из них заключается в том, что «Исламское государство» активно действует на территории Саудовской Аравии, вербуя в свои ряды немало граждан этой страны, как и постоянно проживающих на ее территории граждан других мусульманских стран. События в Йемене, скорее всего, вызывают серьезное недовольство в численно значительной колонии выходцев из этой страны, что, наверное, и определяет их высокую долю среди иностранцев, примыкающих к нынешнему террористическому подполью.

Во-вторых, это подполье, видимо, меняется, — по заявлению официального представителя Министерства внутренних дел бригадного генерала М.ат-Турки, действующие в настоящее время в Саудовской Аравии террористы связаны, по большей части, не с «Аль-Каидой», а с «Исламским государством». Теперь это уже, как постоянно отмечает саудовская пресса, не «заблудшая секта», а «сторонники и последователи ИГИЛ» – мощного центра притяжения для всех противников существующих в регионе режимов, среди которых, в первую очередь, конечно же, саудовский.

В-третьих, Саудовская Аравия стоит сегодня перед вероятным повторением событий первого десятилетия нынешнего века, когда эту страну сотрясала волна мощных антиправительственных террористических акций. Современные саудовские террористы действуют иначе, чем их предшественники – «заблудшая секта». Они наносят удары по наиболее уязвимым точкам саудовской социальной и демографической структуры – религиозным меньшинствам, среди которых шииты занимают ведущее место. Взрыв межконфессиональных противоречий (десятилетиями не решавшихся саудовскими властями) может взорвать национальное общество.

Наконец, в-четвертых. События последних месяцев, как об этом свидетельствуют обнародованные Министерством внутренних дел данные о террористической деятельности, доказывают, что саудовская власть (и, разумеется, специальные службы) намерены идти до конца в своем противостоянии терроризму. Обращаясь к подданным и ко всему мусульманскому миру по случаю наступления праздника Ид аль-фитрУраза-байрам, король Сальман бен Абдель Азиз специально подчеркивал эту мысль, заявляя, в том числе, что «королевство останется оазисом спокойствия, стабильности и благополучия». В этой связи государство сделает все от него зависящее для того, чтобы печальные события первого десятилетия XXI века более не повторились.

Однако для того, чтобы эти события не повторились, саудовская власть должна решить немало других проблем, формально не связанных с силовым противостоянием терроризму и его сторонникам.

52.11MB | MySQL:103 | 0,442sec