Ситуация в Марокко: июнь 2015 г.

Июнь в Марокко оказался достаточно богатым на новости с антитеррористического «фронта».

3 июня МВД страны объявило об аресте 9 участников «террористической ячейки», связанной с «Исламским государством» (ИГ). Все они проживали в печально известном квартале Сиди Мумен Касабланки, где в свое время выросли 12 смертников, совершивших теракты 16 мая 2003 года в экономической столице Марокко. Согласно коммюнике МВД, участники группы установили контакты с «главарями организации ИГ». В их планы входила «отправка марокканских добровольцев» для участия в боевых действиях на стороне ИГ в Ираке и Сирии.

Среди арестованных значился, в частности, бывший заключенный, осужденный в свое время за принадлежность к «террористической сети, связанной с «Аль-Каидой» в Ираке». Согласно коммюнике, «ликвидация этой террористической группы в очередной раз подтверждает решимость ИГ обосноваться в Марокко» путем насаждения в стране «спящих» ячеек».

Операция по нейтрализации очередной «террористической ячейки» была выполнена сотрудниками недавно созданного в МВД Марокко Центрального бюро криминальных расследований (BCIJ).

11 июня МВД Марокко объявило об аресте семи участников «террористической ячейки», которые планировали, в частности, «похищения» и «физическую ликвидацию» туристов, посещающих курорты королевства. Свои акции они планировали совершить на северо-востоке страны. По данным ведомства, арестованные заявили о своей принадлежности к ИГ. До этого они успели получить «интенсивную боевую подготовку» в горном районе близ Беркана на востоке Марокко. Операцию по нейтрализации ячейки записало на свой счет BCIJ.

13 июня антитеррористический суд в Сале приговорил к 10 годам тюрьмы алжирца, арестованного в Марокко близ г.Уджда в январе с.г. по обвинению в принадлежности к джихадистской группировке, «созданию банды с целью совершения терактов», «перевозке взрывчатки и оружия», «незаконном проникновении» в страну. Решением суда алжирец будет выдворен из Марокко сразу после отбытия наказания.

По данным марокканских спецслужб, этот алжирец состоял в джихадистской группировке «Джунд аль-Халифа», которая в сентябре прошлого года взяла на себя ответственность за похищение и убийство француза Эрве Гурделя. Ранее эта группировка присягнула на верность ИГ.

Алжиро-марокканская граница формально закрыта более чем 20 лет. Тем не менее не секрет, что несмотря на принятые двумя странами меры по ее герметичности, через нее идут потоки всевозможной контрабанды.

22 июня глава МВД Марокко Мухаммед Хассад сообщил, что в период с 2013 по 2015 годы в стране были ликвидированы по меньшей мере 27 террористических ячеек. «Угроза терроризма – реальность для Марокко, как, впрочем, и для других стран», — признал он.

25 июня Госдеп США опубликовал свой ежегодный доклад об угрозе терроризма, согласно авторам которого безопасности Марокко угрожают небольшие террористические группы с ограниченными возможностями. Тем не менее, по их оценке, стране грозит неминуемая опасность со стороны террористов.

Уже 30 июня стало известно, что ИГ призвало своих сторонников в странах Магриба атаковать иностранных туристов. В наибольшей степени этот призыв несет угрозу Марокко и Тунису. В случае последнего это подтвердилось практически немедленно.

3 июня американская юстиция рассекретила документы, согласно которым Марокко, пытаясь получить право на проведение Чемпионата мира по футболу 1998 года, использовало взятки для подкупа функционеров ФИФА. Как заявил еще в 2013 году американской юстиции известный функционер североамериканского футбола Чак Блайзер, он был свидетелем заключения соглашения между комитетом в поддержку кандидатуры Марокко и неким «обвиняемым номер1», занимавшим высокий пост в ФИФА и в Футбольной конфедерации Северной Америки, Центральной Америки и Карибских островов (CONCACAF). Сам Ч.Блайзер был на тот момент генеральным секретарем этой конфедерации.

По его словам, его и «обвиняемого номер 1» пригласили в Марокко «за несколько месяцев до назначения» страны – хозяйки ЧМ-1998. Согласно рассекреченному документу, «Ч.Блайзер присутствовал в момент, когда представитель комитета в поддержку кандидатуры Марокко сделал предложение о взятке «обвиняемому номер1», за которую последний должен был проголосовать в поддержку Марокко, и он принял его». Там же говорится о том, что «после поездки в Марокко «обвиняемый номер 1» попросил Ч.Блайзера вступить в контакт с представителями комитета в поддержку кандидатуры Марокко с тем, чтобы узнать, когда будет выполнен перевод средств. Ч.Блайзер неоднократно звонил по телефону представителям комитета в поддержку кандидатуры Марокко, в том числе из штаб-квартиры CONCACAF в Нью-Йорке». «Хотя трансферт был выполнен, Исполком ФИФА при голосовании 2 июля 1992 года предпочел Францию», — напоминается в документе. Сумма взятки в нем не уточняется. Понятно, что подобная сделка не могла быть осуществлена без ведома определенных фигур из власти.

1 июня Марокко выдворило из страны двух иностранцев, работавших на правозащитную организацию «Международная амнистия» (МА) Как отмечалось в коммюнике МВД, поводом для такой меры послужила реализация иностранцами некоего расследования, на что не было получено предварительное разрешение. В документе отмечалось, что область проводившегося расследования касалась ситуации с иммигрантами и лицами, обратившимися за убежищем в Марокко.

На решение марокканских властей немедленно отреагировала МА. Она назвала его «очевидной попыткой помешать реализации законного расследования по правозащитной тематике». «Решение о выдворении нашего персонала из Марокко порождает серьезные подозрения в том, что властям этой страны есть что скрывать». – отмечалось в коммюнике МА. В нем сообщалось, что марокканские власти предложили МА через Межминистерскую делегацию по правам человека (МДПЧ) «не осуществлять такую миссию вплоть до заключения соответствующего соглашения между сторонами».

МДПЧ – официальная структура, призванная координировать действия властей и неправительственных правозащитных организаций. Ранее МДПЧ в течение года вместе с МА готовила доклад о пытках в Марокко. Этот документ был опубликован 19 мая. В нем, в частности, содержался призыв к Марокко обращать больше внимания на правозащитную тематику.

Годом ранее марокканские власти подвергли критике решение МА включить королевство в список из пяти стран, в отношении которых была развернута кампания против пыток.

Марокко в ноябре 2014 года присоединилось к протоколу ООН против пыток (Opcat). Следствием этого должно быть создание до конца текущего года Национального механизма по предупреждению пыток. В него должны войти эксперты, которых еще предстоит назначить.

12 июня один из парижских судов оправдал марокканского журналиста Ахмеда Беншемси, обвиненного в клевете личным секретарем короля Марокко Мухаммедом аль-Маджиди в связи с публикацией статьи «Огромная коррупция царствует в Марокко».

Конфликт возник еще 26 июня 2012 года, когда французская газета «Монд» опубликовала статью, в которой утверждалось, что «оказавшийся в сложной ситуации американский производитель авиационного оборудования компания Baysys искал партнера, который оказал бы ему финансовую поддержку». В этой связи в Марокко появилась компания Baysys Morocco, в капитале которой участвовал марокканский государственный воздушный перевозчик компания Royal Air Maroc (RAM). При этом утверждалось, то М.аль-Маджиди «использовал свое влияние для того, чтобы получить инвестиции от государственной компании для фирмы, владельцем которой он является».

По определению суда, журналист представил ему «достаточную доказательную базу».

В любом случае, автору статьи не откажешь в смелости. Чего стоит одна фраза – «какой прокурор окажется достаточно сумасшедшим, чтобы начать преследование аль-Маджиди или других членов клики, крышуемой королем?».

Как представляется – не беря во внимание коррупцию – эта судебная тяжба является одним из проявлений борьбы двух авиагигантов – компаний «Эрбас» и «Боинг».

20 июня суд второй инстанции осудил 9 студентов левых взглядов на сроки от 3 до 15 лет тюрьмы за убийство студента – исламиста в Фесе в апреле 2014 года. 21-летний Абдеррахим аль-Хаснауи скончался от полученных ран в ходе массовых столкновений с применением холодного оружия между студентами – леваками и их соучениками – исламистами в университете Феса.

Университет Феса является одним из последних оплотов левых, большинство других высших учебных заведений королевства уже давно находится под влиянием исламистов.

30 июня в Женеве перед зданием ООН начал голодовку марокканский журналист Али Лимбарет, лишенный марокканскими властями без каких-либо объяснений марокканского паспорта – ему не стали выдавать новый документ по истечении 25 июня срока действия прежнего. Ранее, в 2012 году, у него было изъято национальное удостоверение личности.

Подобный шаг для этого известного журналиста – не первый. В 2003 году он прибегал к двум аналогичным мероприятиям продолжительностью 50 и 35 суток в знак протеста против его осуждения в рамках судебного процесса по обвинению в «оскорблении короля». Ему было запрещено заниматься журналистской деятельностью на период с апреля 2005 по апрель 2015 года. Действия властей против него он связывает с намерением вновь запустить в Марокко издание сатирического еженедельника. Ранее он уже издавал аналогичные еженедельники, однако в 2003 году они были закрыты, а журналист осужден на 3 года тюрьмы. Год спустя, после многочисленных протестов правозащитников, он был освобожден по королевской амнистии.

Из новостей экономики следует отметить заявление французской группы «Пежо – Ситроен» от 20 июня о намерении открыть в 2019 году в Марокко завод по производству автомобилей с начальной мощностью 90 тысяч авто в год. Стоимость проекта оценивается в 557 млн евро. Завод будет построен в районе г.Кенитра (40 км к северу от Рабата). На нем будут трудиться 4,5 тысяч человек. Когда он наберет обороты, его мощность составит 200 тысяч машин в год. Показатель локализации сначала составит 60%, затем достигнет 80%.

В целом, необходимо отдать должное марокканским спецслужбам – то, что пока в стране не так часто случаются проявления терроризма, это их неоспоримая заслуга. Но справятся ли они с террористической угрозой в дальнейшем с учетом очевидного роста числа тех марокканцев, кто проникся или проникнется идеологией джихадизма? Ответа на этот вопрос пока нет.

52.26MB | MySQL:103 | 0,618sec