Размышления об открытии новой ветки Суэцкого канала

Открытие новой ветки Суэцкого канала провозглашено Каиром «как грандиозный вклад в будущее экономическое процветание страны». Ну и, соответственно, обставлено это событие подобающим и наиболее выгодным с пропагандистской точки зрения образом. При этом эксперты расходятся во мнении в отношении чисто экономического эффекта от строительства новой ветки водной артерии в 45 миль. По крайней мере, господствует мнение, что быстрого экономического эффекта от этого проекта ожидать точно не приходится. При этом проектирование и строительство вели пять западных компаний и одна эмиратовская. Гораздо более важен для Каира самопиар в этом вопросе. Во многом подражая Насеру, нынешний лидер страны А.Ф.ас-Сиси, безусловно, преследовал цель подчеркнуть преемственность поколений, хотя, конечно, нынешний проект не идет ни в какое сравнение с Асуанской плотиной. Ну и для военного режима также принципиально важны хоть какие-то, но успехи на экономическом поприще. Это вообще больная точка всех военно-диктаторских режимов, мало власть взять, надо еще и зарекомендовать себя как рачительного хозяина. Суэцкий канал в последнее время несколько потерял свои лидирующие позиции как основного логистического пути между Восточной Азией и Европой. Конкуренцию ему составили маршруты через Панамский канал и мыс Доброй Надежды. По большому счету нынешняя новая ветка — это лишь расширение части «узких участков» бывшего русла в районе засоленных болот и балок. Реконструкция не сделала канал полностью судоходным в оба направления, но значительно улучшила отрезки ожидания: корабли как бы двигаются с остановками, вместо прежней практики ожидания прохода встречного транспорта практически по всей длине Суэца. По экспертным оценкам, реконструкция сократит время ожидания для судов с 11 часов до 3 часов в оптимальном случае. Общее число проходящего транспорта возрастет с 49 до 97 единиц.  Но реконструкция не решила одну из основных задач: углубление фарватера под крупнотоннажные нефтяные танкеры. Это означает, что нефть придется вновь разгружать в Суэцкий средиземноморский трубопровод, что совсем не выгодно. При этом расширение канала не сможет стимулировать увеличение объемов мировой торговли, а именно от этого фактора будет зависеть достижение ожидаемого  финансового результата. На объем торговли будут напрямую влиять две составляющие в среднесрочной перспективе: спад в Европе, что снизит объем торговли с Азией, и реконструкция Панамского канала. По нашей оценке, в этот перечень необходимо внести и возможный вариант начала уже в самое ближайшее время круглогодичной навигации по Северному морскому пути, что обусловлено, прежде всего, климатическими изменениями. В этой связи прогнозы египетских экономистов кажутся слишком оптимистичными, поскольку отдавать 8 млрд долларов США, взятых под реконструкцию, придется до наступления периода отдачи от строительства. Вероятно, что в случае сохранения нынешней мировой экономической стагнации и низких цен на нефть могут серьезно сократиться кредитные ресурсы основного кредитора АРЕ в лице КСА. Саудовская Аравия и так начинает испытывать серьезные затруднения с формированием своего бюджета, что уже очевидно. Более важным, нежели чем предстоящие дивиденды от судоходства, представляются выгоды Каира по борьбе с безработицей (12.8% в 2015 году). Разработка проектов реконструкции канала и сопутствующей инфраструктуры, включая строительство подземных тоннелей, должна трудоустроить миллион человек в течение ближайших 15 лет. В том числе и за счет создания производственной инфраструктуры в прилегающих городах и промышленных кластерах. Тема безработицы является основной для военного режима проблемой с точки зрения минимизации социальных протестов.

Еще один важный момент для реализации всех планов Каира — это вопросы безопасности судоходства по Суэцкому каналу. Вопрос крайне актуальный с учетом активности джихадистов на Синае. При этом по оценке экспертов, наибольшую угрозу в этой связи может представлять только лишь организация обстрелов судов из РПГ и ПТУР. Нанести какой-либо ощутимый ущерб самой инфраструктуре канала, который бы на долгосрочный период времени нарушил судоходство, практически невозможно. Использование заминированных лодок для торпедирования проходящих судов в принципе возможно, но такая вероятность фактически нейтрализуется повышенным прикрытием сил безопасности с земли и воздуха. Остается открытым вопрос и о допустимости применения террористами противокорабельных ракет, которые были ими недавно с успехом апробированы на северном побережье Синая против кораблей пограничной охраны АРЕ. Они в принципе серьезно понижают уязвимость террористов и усиливают эффект. Но использование такого рода систем нивелируется путем прикрытия прилегающих высот. Более открытые мишени для террористов представляют объекты инфраструктуры и будущие промышленные кластеры по берегам канала. Полностью их прикрыть от нападений боевиков по мере нарастания темпов строительства практически нереально, либо требует привлечения значительного количества войск.

В любом случае торжественное открытие нового проекта на Суэце должно было решить помимо чисто экономических проблем (как мы считаем, до этого еще очень далеко) вопрос международной легитимизации военного режима в АРЕ. Это, пожалуй, с точки зрения международного имиджа самая главная проблема для А.Ф.ас-Сиси. В общем-то, неслучайно почти синхронно с открытием новой ветки канала египетский президент подписал закон о проведении новых парламентских выборов. О степени свободы на этих выборах можно только догадываться, но ранее военные вообще категорически отказывались даже обсуждать этот вопрос. Помимо этого, расширение Суэцкого канала должно продемонстрировать возросшую инвестиционную привлекательность Египта при новом режиме и его способность обеспечивать реализацию крупных инвестпроектов. Также это и сигнал к населению, а вернее апелляция к духу превосходства египтян, который очень хорошо подогревал в свое время Насер, затевая  программу индустриализации, Асуанской плотины и национализации Суэцкого канала. А.Ф.ас-Сиси, конечно, не дотягивает до масштаба этих действий, и вместо не отдаваемых советских кредитов имеет саудовские резервы, которые надо тем или иным способом отдавать, но его шаги с точки зрения национальной психологии, прежде всего, в принципе устремлены в правильную сторону.

52.25MB | MySQL:103 | 0,502sec