Завершившийся в Пакистане очередной, 2014/15 финансовый год/1/ свидетельствует, что экономика страны по-прежнему находится в весьма сложном положении. Тем не менее, оно пока что не может быть охарактеризовано как кризисное, а тем более как приближающееся к дефолту. Здесь уместно привести мнение исполнительного директора Всемирного банка Мальяни Индравати, которая подвела итог работы экспертов банка по анализу состояния пакистанской экономики и отметила, что «экономическая ситуация в стране постепенно стабилизируется и нужно и дальше проводить намеченные экономические реформы»./2/ Кроме того, такой вывод может быть сделан на основе анализа основных макроэкономических показателей за 2014/15 год — рост ВВП достиг 4.2% (по плану предполагалось 5.1%), сельского хозяйства – 2.9% (по плану 3.3%), промышленности – 3.6% (по плану 6.8%) и сферы услуг – 5% (по плану 5.2%)./3/
Однако на практике это означает, что, во-первых, общий рост национального хозяйства страны был обеспечен отнюдь не за счет развития реального сектора экономики, а за счет сферы обслуживания, а, во-вторых, все плановые наметки не были достигнуты. Для сравнения отметим, что в некоторых других странах Южной Азии темпы роста ВВП были заметно выше, чем в Пакистане; в Индии – 7.5%, в Бангладеш — 6.3%, Шри Ланке – 6.5%.
Следует отметить, что за последние 10 лет практически все реально достигнутые макроэкономические показатели отставали от плановых наметок – в ряде случае это расхождение составляло 0.5–1.0%, однако по отдельным секторам экономики подобное уменьшение реального роста было на уровне 2-3%.
Анализируя основные макроэкономические параметры следует сделать две ремарки. Одна из них заключается в том, что большинство статистических данных из года в год исчисляются на основе лишь 9 месяцев того или иного финансового года, включая, естественно, и темпы роста всех отраслей национального хозяйства Пакистана. Это означает, что 3 месяца (апрель, май, июнь) выпадают из процесса статистического учета, будь это благоприятный или неблагоприятный в экономическом отношении период. А подсчет добавленной стоимости за эти 3 месяца осуществляется простейшей экстраполяцией предыдущих данных за 9 месяцев.
И второй фактор потенциальной статистической погрешности (скорее даже недобросовестности сотрудников Федерального бюро статистики Пакистана) заключается в приукрашивании пакистанскими официальными органами реальной экономической ситуации в стране. Об этом свидетельствуют исправленные во многих случаях в последующие (после того или иного финансового года) годы данные об основных макроэкономических показателях. Аналогичной точки зрения придерживаются и эксперты ведущих международных финансовых институтов, таких как МВФ, Всемирный банк, АзБР, которые осуществляют на регулярной основе анализ состояния национального хозяйства Пакистана, целью которого в первую очередь является рассмотрение возможностей предоставления (или непредоставления) ему займов и кредитов. В частности, в данном конкретном случае они полагают, что реальные темпы экономического роста Пакистана в 2013/14 г., например, были на уровне 3.5%, но никак не превысили 4%, как это декларировалось в официальных документах пакистанского правительства./4/
Тем не менее, проводившая регулярный мониторинг национального хозяйства Пакистана в 2013 г., в 2014 г. и в первой половине 2015 г. команда экспертов МВФ посчитала ситуацию в экономике страны как удовлетворительную, результатом чего было, например, решение этой международной финансовой организации предоставить Пакистану в порядке помощи значительную сумму в размере 6.6 млрд долл. в виде нескольких траншей в течение 3-х лет (2013-2016 гг.)./5/ Другим важным фактором развития экономики Пакистана (помимо иностранной помощи) и сдерживания социальных потрясений стал существенный рост поступлений от пакистанцев из-за рубежа, достигший в 2015 г. почти 18 млрд долл.; эти средства поступают главным образом в малоимущие семьи, поскольку выезжает за рубеж, как правило, низкоквалифицированная рабочая сила.
Мы полагаем, что экономический рост пусть даже ниже официальных данных в размере 3.5% нельзя считать незначительным. Если исходить из официальной статистики прироста численности населения в размере в среднем 2% в год, то это означает увеличение среднедушевого дохода на уровне 1.5%, что в абсолютном исчислении соответствует показателю по итогам 2013/14 в размере почти 1.4 тыс. долл., а в 2014/15 г. этот параметр превысил 1.5 тыс. долл./6/ Для сравнения отметим, что в Индии, например, этот показатель составил в 2014/15 г. 1427 долл./7/
Вклад различных секторов экономики в создание конечного общественного продукта на протяжении последних 10-ти лет остается почти неизменным, наблюдается лишь крайне незначительное (характерное для многих слаборазвитых государств) сокращение доли реального сектора экономики в этом процессе, в первую очередь сельского хозяйства (аграрная статистика выделяет здесь земледелие, животноводство, лесное хозяйство и рыболовство), и постепенное увеличение удельного веса отраслей сферы услуг. Любопытно отметить, что наряду с агросферой происходило некоторое падение и вклада индустрии (сюда включаются горнодобывающая и обрабатывающая промышленность, энергетика и строительство). В конечном итоге реальный сектор национального хозяйства Пакистана обеспечивал около 40% ВВП (сельское хозяйство и промышленность примерно поровну, по 20%), а сфера услуг – почти 60%.
Даже, если мы рассмотрим такое распределение ведущих отраслей экономики по их вкладу в ВВП за более продолжительный период времени, например в 1985-2015 гг., то тенденция останется примерно такой же: доля сельского сократилась за указанные 30 лет с 25% до 20%, промышленности – с 27% до 20%, а вклад сферы услуг вырос с 52 до 60%./8/ В этом нашло отражение негативное воздействие как внешних факторов (мировой экономический кризис 2008-2009 гг., периодическое ухудшение условий торговли для Пакистана на мировом рынке, введенные в 1998 г., санкции против Пакистана в связи с проведением в мае указанного года испытаний ядерного оружия и др.), так и внутренних – постоянная нехватка электроэнергии для нормального функционирования промышленности, стихийные бедствия (не только наводнения, но и засухи, а также землетрясения), которые негативно сказывались на сельскохозяйственном производстве, а опосредованно создавали недозагрузку индустриальных мощностей, в первую очередь в сфере переработки сельхозпродукции, опережающий рост импорта над экспортом, обусловленный дальнейшим повышением в конце ХХ – начале ХХI вв. цен на нефть и нефтепродукты и некоторые другие причины. Заметим, что по оценкам экспертов Всемирного банка, суммарные финансовые потери от стихийных бедствий в Пакистане в XXI в. ежегодно составляют от 1.5 млрд до 1.8 млрд долл./9/
Помимо энергетического кризиса, который во второй декаде нынешнего столетия вышел на первое место среди факторов, сдерживающих развитие национального хозяйства Пакистана, нельзя не сказать о политических причинах, отрицательно влиявших на поступательное развитие пакистанской экономики. Здесь следует отметить терроризм, на борьбу с которым расходуются значительные ресурсы и которых явно не хватает Пакистану, несмотря на регулярно поступающие из т.н. американского Коалиционного фонда поддержки финансовые средства./10/ Нельзя в этой связи не сказать о постоянно осуществляемых боевиками террористических и экстремистских организаций терактах, которые отпугивают инвесторов от вложения капиталов в национальное хозяйство Пакистана, более того – ведут к их оттоку из страны (так, прямые иностранные инвестиции сократились в 2014/15 г. до 709 млн долл. по сравнению с 1667 млн долл. в предыдущем финансовом году)./11/ Наконец, жесткая межпартийная борьба напрямую сдерживает рост экономики, как это было, в частности, в результате протестного движения (сидячая забастовка) во второй половине 2014 г., когда ущерб, причиненный экономике Пакистана, оценивался министрами финансов и торговли страны в размере от 4 млрд до 6 млрд долл. А в результате оказалось, что обвинения со стороны «Движения за справедливость» во главе с Имран Ханом и богослова (и его последователей) Тахир-уль-Кадри по поводу фальсификации выборов 2013 г. (победа на выборах Наваз Шарифа, нынешнего премьер-министра) были признаны необоснованными./12/
Говоря о ситуации в основных отраслях экономики страны, следует отметить, что рост агросферы в размере 2.9% в 2014/15 г. был достигнут преимущественно за счет увеличения продукции рыболовства и животноводства, а добавленная стоимость, созданная в земледелии в указанном году, занимала (в отличие от предыдущих лет) второстепенные позиции. Сельское хозяйство обеспечивает в Пакистане существование 117 млн сельского населения страны, которое (по официальным данным) составляет в 2015 г. 192 млн человек. Однако по мнению ряда независимых экспертов численность населения страны составляет в 2015 г. почти 210 млн человек (проведение переписи населения в Пакистане намечено на 2016 г.).
Как отмечают эксперты Совета по исследованию проблем сельского хозяйства Пакистана при правительстве страны, препятствия на пути поступательного роста аграрной сферы, остаются неизменными, а именно: низкий уровень внедрения современных методов хозяйствования, в первую очередь технологических инноваций, крайне низкий уровень инвестиций в сельскохозяйственную инфраструктуру, чрезмерно большое число законодательных ограничений в сфере торговли сельхозпродукцией, кабальные условия предоставления сельскохозяйственных кредитов, а также, как и в других отраслях, острая нехватка электроэнергии, ведущая к веерному отключению электричества в стране в среднем на 12-16 часов в сутки./13/
Аналогично энергетический кризис сказывался крайне неблагоприятно и на развитии промышленности в Пакистане; рост индустрии в последние годы в Пакистане был на весьма низком уровне – если в 2014/15 г., как показано выше, вместо плановых наметок в размере 6.8% увеличение добавленной стоимости в этой отрасли реально составило 3.6%, то, в частности, в 2011/12 г. рост этого показателя был меньше, чем в агросфере – лишь 2.6%, а в следующем, 2012/13 г. он был вообще минимален, лишь 0.6%./14/ При этом именно из-за значительного падения производства в энергетическом секторе экономики Пакистана – на -26% — произошло общее, весьма незначительное производство промышленной продукции.
Правительство Наваз Шарифа как внутри страны, так и на многочисленных международных форумах неоднократно заверяло национальных и зарубежных инвесторов в том, что в 2017 г. энергетический кризис в стране будет полностью преодолен. В качестве конкретных путей решения этой проблемы назывались широкое использование угля с целью возместить нехватку газа (перевод в качестве топлива на ТЭС с газа на уголь), а также повышение эффективности уже имеющихся мощностей действующих ТЭС. Одновременно декларировалось ускорение сооружения уже строящихся гидростанций, таких как Даймер Бхаша, Нилум Джелам, ввод в строй 4-го и 5-го энергоблоков на уже действующей ГЭС Тарбела и др./15/
Другой путь решения энергетической проблемы – сооружение транснациональных газопроводов для удовлетворения потребностей страны в газе; так, в августе 2015 г. на переговорах Наваз Шарифа и зампред правительства Туркменистана вновь был поднят вопрос о строительстве газопровода ТАПИ (Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия, в переговорах по этой теме участвовали также представители Афганистана и Индии), стоимостью 7.6. млрд долл. и общей протяженностью 1.8 тыс. км. (трубопровод пройдет от газового месторождения «Галкыныш» на юго-востоке Туркменистана через Герат и Кандагар на территорию Пакистана /Кветта-Мултан/ и далее до г.Фазилка в индийском Панджабе). Ежедневная пропускная способность газопровода составит 90 млн куб. м, из которых 14 млн будет покупать Афганистан и по 38 млн куб. м Пакистан и Индия. Было принято решение начать его строительство в конце 2015 г.; при этом Индия проявила повышенный интерес к этому трубопроводу в отличие от ранее нейтрального своего подхода, опасаясь перекрытия Пакистаном подачи газа в случае его очередного конфликта с Индией./16/
Однако нам представляется весьма проблематичной возможность практического сооружения этого газопровода, в первую очередь из-за политической нестабильности на территории Афганистана (террористическая деятельность афганских талибов, несмотря на ведущиеся переговоры между ними и правительством Афганистана), а также терроризм в пакистанском Белуджистане со стороны белуджских националистов.
Более реальным сейчас выглядит завершение строительства газопровода из Ирана в Пакистан (по информации иранской стороны, прокладка газопровода по территории Ирана до границы с Пакистаном уже закончена). Основным и практически единственным препятствием на пути начавшегося еще в 2002 г. сооружения этого трубопровода было введение Западом экономических санкций против Ирана в связи с его ядерной программой. В этой связи Пакистан не решался вести какие-либо работы на этом направлении, опасаясь возникновения крайне негативного отношения к себе со стороны мирового сообщества. Учитывая благоприятный исход переговоров по иранской ядерной программе можно предположить реализацию китайского предложения о готовности Пекина вложить почти 2 млрд долл. в строительство пакистанского участка протяженностью свыше 700 км от границы с Ираном через порт Гвадар (включая сооружение там терминала по сжижению газа) до г.Навабшах в провинции Синд и завершения этого проекта в 2017 г./17/
Говоря о внешней торговле Пакистана, следует отметить определенную заторможенность деятельности страны на этом направлении; уже в течение 5-ти последних лет товарооборот остается практически неизменным – примерно 25 млрд долл. составляет экспорт страны и около 40 млрд. – импорт. При этом такой же неизменной остается товарная структура внешнеторгового оборота – в вывозе преобладают товары хлопковой группы (хлопок-сырец, хлопчатобумажная пряжа и ткани, готовые изделия из хлопка, а также некоторые продовольственные товары, в первую очередь рис), а основу ввоза формируют энергоносители и машино-техническая продукция.
А вот в географической структуре внешней торговле происходят заметные изменения, что находит отражение в повышении, в частности, роли Китая во внешнеэкономических связях Пакистана – уже в течение нескольких лет эта страна занимает второе место после США в качестве рынка для пакистанских товаров, опередив ОАЭ и Афганистан. Особую роль в заметном повышении значения Китая как экономического партнера Пакистана сыграл визит в Пакистан в апреле 2015 г. Председателя КНР Си Цзиньпина, в ходе которого были подписаны 51 Соглашение о сотрудничестве и Меморандумы о взаимопонимании, а также обещаны инвестиции на общую сумму в 46 млрд долл., из которых 32 млрд долл. Китай намерен вложить в инфраструктурные и энергетические проекты, в первую очередь в т.н. «Экономический коридор Пакистан-Китай» (между портом Гвадар и китайским г. Кашгар), являющийся частью «Нового шелкового пути». Пекин предполагает расширять также военно-техническое сотрудничество (находится на первом месте по поставкам вооружения Пакистану /13.9 млрд долл., начиная с 1964 г./, опередив США – 8.1 млрд долл. за всю историю пакистано-американских отношений);/18/ в сфере торговых отношений достигнута договоренность об увеличении товарооборота в ближайшие 3 года с 15 млрд до 20 млрд долл.;/19/ расширение сотрудничества в области использования атомной энергии; совместная борьба с терроризмом и экстремизмом и многое другое.
Здесь, однако, следует с осторожностью относиться к заявлением китайской стороны о существенном расширении сотрудничества с Пакистаном во многих сферах, особенно к сумме обещанных инвестиций в размере 46 млрд. долл. С одной стороны Китай заинтересован в развитии производственной инфраструктуры в Пакистане как части Экономического коридора и Нового шелкового пути и реально готов вкладывать финансовые ресурсы в эту сферу его национального хозяйства, но с другой — Пекин пока что лишь пообещал вложить в пакистанскую экономику столь значительную сумму и озвучил лишь несколько проектов, оговорив сразу вложение инвестиций принятием целого ряда мер безопасности как при реализации этих проектов, так и для китайских рабочих, занятых в них, а также выдвинул ряд других условий социально-экономического характера.
И в заключение полагаем целесообразным остановиться на развитии российско-пакистанских отношений, которые с апреля 2014 г. имеют явную тенденцию к заметному расширению.
Здесь следует выделить 2 существенных обстоятельства.
Первое – готовность России начать военно-техническое сотрудничество с Пакистаном, чего настойчиво добивался Исламабад в течение многих лет, и от чего ранее всегда уходила Москва — речь идет о поставках российских ударных вертолетов Ми-35./20/ Причины принятия такого решения вполне понятны, учитывая ситуацию в Украине, а также изменение геополитической ситуации в регионе в целом после ухода из Афганистана войск НАТО и слабую пока что результативность переговоров между талибами и руководством Афганистана.
Как и следовало ожидать, российско-пакистанское ВТС вызвало неприкрытую негативную реакцию с индийской стороны. Однако, как весьма справедливо отметил в редакционной статье японский журнал «Дипломат», прошли времена, когда яйца клали только в одну корзину и неудивительно, что исходя из своих собственных интересов США, Израиль, Франция поставляют оружие Индии, а Россия готова поставлять оружие Пакистану./21/
Аналогично охарактеризовала позицию Пакистана по отношению к России тогдашний пресс-секретарь МИД Тасним Аслам после двухдневного визита в Индию в январе 2015 г. президента США Барака Обамы, который (визит) вызвал серьезную настороженность пакистанского руководства после обещаний Вашингтона расширить сотрудничество с Индией в военной сфере и в области атомной энергетики. «Пакистан не хочет хранить все яйца в одной корзине, мир многополярен, и в наших интересах — работать со всеми странами и налаживать отношения», — заявила пресс-секретарь./22/
Нельзя не сказать о том, что впервые в истории российско-пакистанских отношений в апреле 2014 г. были проведены совместные учения по отработке борьбы с терроризмом на море, когда российский большой противолодочный корабль «Маршал Шапошников» и пакистанский фрегат «Асват» провели совместные действия в этом направлении. А в октябре того же года с аналогичными целями в Карачи побывал российский фрегат «Ярослав Мудрый».
Но, конечно, наиболее важным событием в сфере российско-пакистанских отношений стал визит в Пакистан в ноябре 2014 г. министра обороны России Сергея Шойгу и его переговоры с главой военного ведомства Пакистана Хаваджой Асифом, а также беседа с премьер-министром Наваз Шарифом. По итогам встреч было заключено рамочное Соглашение о двустороннем военно-техническом сотрудничестве, подтверждена готовность сторон провести конкретные переговоры о продаже ударных вертолетов Ми-35. Кроме того, были обсуждены и другие возможные пути расширения двустороннего военно-технического сотрудничества – среди них были названы увеличение делегационного обмена в этой сфере, участие в военных учениях в качестве наблюдателей, подготовка военных кадров, обмен опытом в миротворческой деятельности, а также в борьбе с терроризмом и пиратством./23/ Уже после того, как на саммите ШОС в Уфе в июле 2015 г. было принято решение о постепенном вхождении Пакистана в эту организацию в качестве постоянного члена специальный помощник Наваз Шарифа по внешней политике Тарик Фатеми заявил о возможности начала переговоров по закупке у России истребителей Су-35./24/
И второе. После введения санкций против России пакистанские торгово-промышленные круги восприняли это событие как своего рода руководство к действию с точки зрения возможности расширения наших двусторонних торгово-экономических отношений (пока что объем товарооборота между нашими странами остается на весьма низком уровне — в 2014 г. он составил лишь 560 млн долл.). Председатель пакистано-российского Делового совета, функционирующего под эгидой Федерации торгово-промышленных палат Пакистана, Фарук Афзал заявил в этой связи, что «санкции Евросоюза, Австралии, Канады и других стран против Москвы являются прекрасной возможностью для пакистанских экспортеров укрепиться на российском продовольственном рынке./25/
Неудивительно в этой связи, что В.Путин, выступая в конце июня 2014 г. на церемонии вручения верительной грамоты от пакистанского посла Захир Джинджуа, заметил, что «мы придаем большое значение развитию сотрудничества с Исламской Республикой Пакистан. Российские компании готовы к реализации перспективных проектов, в том числе в энергетике и металлургической промышленности — отраслях, которые создавались с помощью специалистов из нашей страны»./26/ Среди других важнейших направлений сотрудничества с Пакистаном В.Путин назвал борьбу с терроризмом и незаконным оборотом наркотиков.
Наконец, уже в августе 2015 г. на правительственном уровне было подписано Соглашение о сотрудничестве при строительстве газопровода «Север – Юг». Цель Соглашения — создание благоприятных условий для сооружения этого газопровода на территории Пакистана от Карачи до Лахора. Контролировать и координировать выполнение оглашения будут Минэнерго России, а со стороны Пакистана — Министерство нефти и природных ресурсов./27/
Есть основания полагать, что результатом такого нарастающего взаимодействия может наступить новая эпоха в наших двусторонних отношениях.
- Финансовый год в Пакистане не совпадает с календарным и начинается 1 июля данного года, а завершается в следующем году 30 июня.
- World Bank MD arrives for talks on reforms. // Dawn. 2.06.2015.
- Pakistan Economic Survey 2014-15. Government of Pakistan, Islamabad, 2015, p. i-vi
- The Nation. 20.07.2014.
- Dawn. 5.09.2013. The Daily Times. 11.09.2013. The News. 20.12.2013. The News. 18.03.2014. The Daily Times. 18.12.2014. Dawn. 23.07.2015.
- Здесь пакистанские статистические органы используют не прямую методологию расчетов (деление ВВП в текущих рыночных ценах на численность населения страны и перевод полученного среднедушевого дохода в рупиях – в доллары по текущему курсу /т.е. по состоянию на конец марта данного календарного года/, а осуществляют они перерасчет среднедушевого ВВП с учетом экстраполяции на предстоящие неучтенные 3 месяца и исчисление по предполагаемому курсу рупии к доллару по состоянию на 1 июля данного календарного года. Нам представляется, что такой подсчет некорректен и не дает правильной оценки реального дохода на душу населения страны. Поэтому едва ли можно согласиться с утверждением в главном официальном экономическом издании «Pakistan Economic Survey 2013-14», что «доход на душу населения вырос в текущем году на 3.5%» и составил 1386 долл., равно, как в середине 2015 г. достиг 1512 долл. Реально такой рост составил, как отмечено выше, лишь 1.5%. (Pakistan Economic Survey 2013-14. Government of Pakistan, Islamabad, 2014, p.vi; Pakistan Economic Survey 2013-14. Government of Pakistan, Islamabad, 2014, p.v.; Pakistan Economic Survey 2014-15…, p.16).
- Economic Survey 2014-15. Vol. II. Government of India, New Delhi, February 2015, p.12.
- Pakistan Economic Survey 2014-15…, p.15-16.
- Nasir Jamal. 1pc GDP at risk from floods // Economic & Business Review (Karachi). 3.08.2015. Международный институт природных ресурсов опубликовал в 2015 г. Доклад о негативном влиянии наводнений на социально-экономическое развитие Пакистана, в котором поставил Пакистан на 5-е место в мире по степени воздействия природных катаклизмов на национальное хозяйство и общественную жизнь в стране. Было также отмечено, что ущерб от стихийных бедствий в стране за период с 2005 по 2015 г. достиг 18 млрд. долл.
- US releasing $337m for Pakistan from Coalition Support Fund // Dawn. 25.07.2015.
- Shahid Iqbal. FDI plummets 58pc to $709m // Dawn. 16.07.2015.
- Shabbir Sarwar. Nawaz, Imran should forgive 180 million people of Pakistan // Daily Times. 27.07.2015. Engr Hussain Ahmad Siddiqui. Whither power generation policy? // Economic & Business Review (Karachi). 11.08.2014.
- Информационный сайт правительства Пакистана http://www.parc.gov.pk/index.php/en/. 7.08.2015.
- Pakistan Economic Survey 2014-15…, pp. 6-7.
- Engr Hussain Ahmad Siddiqui. Whither power generation policy? // Economic & Business Review (Karachi). 11.08.2014.
- Dawn. 4.08.2015. The Times of India. 7.08.2015.
- Китай инвестирует строительство газопровода «Мир» // «Агентство нефтегазовой информации». http://www.angi.ru/news.shtml?oid=2823206. 24.03.2015.
- Подробнее см.: Топычканов П.В. Военно-техническое сотрудничество Китая с Пакистаном углубляется // www.iimes.ru. 24.06.2015
- Baqir Sajjad Syed. Pakistan-China ties’ strategic content to be bolstered // Dawn. 21.04.2015.
- Общероссийская еженедельная газета «Военно-промышленный курьер» (ВПК). http://vpk-news.ru/articles/20658. 10.06.2014.
- Saurav Jha. Russia’s Strategic Pakistan Play // «The Diplomat» (Япония). 31.07.2014.
- The Nation. 30.01.2015.
- «Русская служба Новостей РСН 107.0» http://rusnovosti.ru/news/353096.. 20.11.2014.
- Dawn. 25.07.2015.
- Daily Times. 24.08.2014.
- Цит. по: Информационное агентство Neftegaz.ru. http://neftegaz.ru/news/view/126215/. 27.06.2014.
- Информационный сайт правительства России. http://government.ru/docs/19167/. Распоряжение №1497-р от 4 августа 2015 г.