Ситуация в Израиле: июль 2015 г.

Важнейшим событием для израильской политики в июле 2015 г. стало достижение соглашения по иранской ядерной программе, неизбежно вызывавшее широкий резонанс во властных кругах страны. При этом первую половину месяца власти государства предпринимали попытки предотвратить совершение данного шага, а на протяжении второй инициировали борьбу с уже готовым документом. В этой связи значительная часть работы правительства и Кнессета была связана с иранской сделкой, а существенным акцентом во время встреч с зарубежными представителями стало стремление изменить их видение ИРИ. В течение месяца происходили и иные события. В их числе публикация доклада организации «Международная амнистия», осуждающего действия Израиля в Рафахе в августе 2014 г., принятие закона о принудительном кормлении объявивших голодовку заключенных и некоторые другие. Их анализу будет посвящен данный обзор.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

вопросы войны и мира

В то время, когда представители СМИ дискутировали о возможных действиях Израиля в свете достижения соглашения по иранской ядерной программе, правительство страны предприняло несколько дипломатических шагов, призванных укрепить положение государства на международной арене.  К примеру, были завершены переговоры по расширению соглашения о свободной торговле между Израилем и Канадой, о чем сообщил канадский премьер-министр С.Харпер. Данный документ позволит облегчить взаимодействие сторон в сфере сельского хозяйства и научно-технического сотрудничества. 28 июля состоялась церемония открытия посольства Государства Израиль в Асунсьоне, которое прекратило свою работу в 2002 г. в связи с сокращением финансирования израильских представительств за рубежом. Данные шаги во многом объясняются поддержкой, которую власти Парагвая и Канады в последнее время оказали Израилю в рамках различных международных структур.

Развитие получила и палестино-израильская проблематика. Так, 1-2 июля в Москве состоялось международное совещание в поддержку израильско-палестинского мира, организованное при поддержке ООН. Интересно, что, будучи ориентированным на скорейшее урегулирование конфликта, данное мероприятие прошло без представителей Израиля. Более того, руководство страны оставило его без комментариев. Несмотря на то, что непосредственное влияние совещания на разрешение противоречий между сторонами противостояния нельзя считать существенным, оно отразило несколько тенденций набирающих силу в рамках ближневосточного мирного процесса. Во-первых, следует обратить внимание на стремление России активизировать свои посреднические усилия. Во-вторых, проведение совещания в Москве продемонстрировало интерес российского МИДа к взаимодействию с палестинской стороной. Эта установка получила развитие в рамках встречи министра иностранных дел РФ С.В.Лаврова и его палестинского коллеги Р.Малики.  Впрочем, данное обстоятельство нельзя считать показателем снижения интереса Израиля к проблематике конфликта. По сообщениям израильских СМИ, 23 июля в Аммане состоялась секретная встреча главных переговорщиков Израиля и Палестины С.Шалома С.Эреката, обсудивших возможность возобновления переговоров. Таким образом, израильское руководство по всей вероятности предпринимает попытку взять процесс урегулирования в свои руки, минимизировав влияние внерегиональных сил. Ранее о стремлении действовать в этом ключе заявлял премьер-министр Б.Нетаньяху.  С другой стороны, имеет место развитие тенденции на фактическое отстранение МИДа страны от принятия решений в рамках мирного процесса, о котором заявлял еще экс-глава внешнеполитического ведомства А.Либерман. Свидетельством тому служит реакция нынешнего заместителя министра иностранных дел Ц.Хотовели, которая заранее не была введена в курс дела.

официальные визиты

На протяжении июля Израиль посетили президент Хорватии К.Грабар-Китарович, премьер-министр Италии М.Ренци, главы МИД Великобритании (Ф.Хэммонд), Нидерландов (Б.Кундерс), Греции (Н.Коциас), министр обороны США Э.Картер, президент Национального собрания Кот д`Ивуара Г.Соро, а также делегация депутатов от партии консерваторов британского парламента во главе с Э.Пиклзом.           Встреча Б.Нетаньяху и Б.Кундерса, состоявшаяся 14 июля, была ориентирована на обсуждение региональной проблематики в широком контексте. Обозначив свое видение оптимальных условий соглашения с Ираном, стороны предпочли сосредоточиться на палестинском вопросе. Связано это, прежде всего, с участием Нидерландов в программах по восстановлению сектора Газа. В рамках пребывания в Израиле Б.Кундерс своими глазами увидел подземные туннели, проложенные из Газы на израильскую территорию. Кроме того, он прокомментировал важные, с точки зрения страны, аспекты палестино-израильского урегулирования. В их числе была названа необходимость создания благоприятного фона для возвращения сторон конфликта за стол переговоров, в чем Нидерланды готовы оказать содействие по линии ЕС и на основе развития сформировавшихся дружественных отношений с Израилем.

Широкий спектр вопросов двустороннего сотрудничества и актуальные проблемы Ближневосточного региона были предметом переговоров во время визита М.Ренци в Израиль. Важными составляющими программы пребывания итальянского премьер-министра стали выступление в Кнессете 22 июля и посещение итальяно-израильской конференции по инновациям. В речи, произнесенной перед израильским парламентом, М.Ренци отметил, что его страна нацелена исключительно на взаимодействие с ближневосточным партнером и никогда не станет бойкотировать его. Комментируя вопросы борьбы с террористической угрозой, он во многом согласился с точкой зрения Б.Нетаньяху, неоднократно заявлявшего, что терроризм является общемировой проблемой.  В том, что касалось иранской сделки, итальянский премьер-министр, с одной стороны, подчеркнул солидарность с позицией США, настаивающих, что соглашение с Ираном повышает стабильность в регионе. С другой стороны, он обратил внимание на аспекты документа, вызывающие опасения у израильской стороны[i]. Посещая университет Тель-Авива, в котором и была организована конференция по инновациям, М.Ренци принял участие в обсуждении вопросов научно-исследовательского сотрудничества с представителями академических кругов Израиля и Италии.

Впервые приехав в Израиль в качестве президента Хорватии, К.Грабар-Китарович в числе основных задач своего визита обозначила расширение сотрудничества в таких отраслях, как сельское хозяйство, энергетика, инновации, фармацевтика и туризм. Кроме того, особый акцент был сделан на необходимости обеспечения безопасности в рамках Средиземноморья, что должно включать меры по борьбе с нелегальной миграцией и противостояние «Исламскому государству». Израильский премьер-министр назвал приоритетными направлениями взаимодействия с Хорватией укрепление политического диалога и развитие экономических контактов.

О продолжении усилий по сплочению с Грецией и Кипром свидетельствуют состоявшиеся в начале месяца в Иерусалиме переговоры с Н.Коциасом, а также визит Б.Нетаньяху на Кипр в конце июля, ставший его первой официальной поездкой после вступления в должность премьер-министра в четвертый раз.  Таким образом, несмотря на приоритетное внимание к соглашению по иранской ядерной программе, израильским властям в июле удалось сделать ряд шагов, свидетельствующих об интересе к  развитию двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами Средиземноморья. Диалог с ними развивается на протяжении многих лет, однако, правительство во главе с Б.Нетаньяху ранее не указывало регион в числе своих внешнеполитических приоритетов. Во многом возросший интерес к нему может быть продиктован стратегией страны на газовом рынке.

взаимодействие с международными организациями

В области сотрудничества Израиля с международными структурами в июле на первое место вышел доклад неправительственной организации «Международная амнистия», посвященный одному из эпизодов операции «Нерушимая скала».  Документ, получивший название «Черная пятница: бойня в Рафахе», был опубликован в конце месяца и ориентирован на детальный анализ событий 1-4 августа 2014 г[ii]. Напомним, тогда во время боев в районе приграничного города Рафах, развернувшихся после объявления режима прекращения огня, лейтенант пехотной бригады «Гивати» А.Голдин был сначала объявлен похищенным, а спустя несколько дней признан убитым. В связи с нарушением перемирия и попытками вернуть пропавшего военнослужащего израильская армия возобновила военные действия. Произошедшее и стало предметом внимания «Международной амнистии», заподозрившей Израиль в непропорциональном применении силы. По данным организации, которая провела расследование и предприняла попытку моделирования событий годичной давности при помощи проекта «Forensic Architecture», за 4 дня в Рафахе погибло порядка 135 мирных жителей[iii]. С точки зрения составителей доклада, во многом столь значительные потери были обусловлены применением израильтянами т.н. «Директивы Ганнибала», разработанной еще в 1980-е гг. и предусматривающей особый режим действий в случае похищения военнослужащего. Реакция властей Израиля на указанный документ была незамедлительной. В МИДе страны он был назван «в корне ошибочным»[iv], при этом критике подверглись методологическая и правовая база проведенного исследования, его выводы, и факты, на основе которых они были сделаны. В целом, характеризуя ситуацию, возникшую вокруг публикации доклада «Международной амнистии», следует отметить, что он во многом повторяет судьбу отчета специальной комиссии ООН по расследованию операции «Нерушимая скала». Впрочем, будучи подготовленным неправительственной организацией, с точки зрения израильских властей он выглядит еще менее убедительным.

дата в истории

Важным событием, которое вспоминали в июле в Израиле, стала операция «Шаровая молния» по спасению израильских заложников в Уганде в 1976 г. В преддверии 39-й годовщины теракта, унесшего жизнь брата действующего премьер-министра, были рассекречены некоторые касающиеся его документы. В их числе материалы переписки тогдашнего главы правительства И.Рабина и министра обороны Ш.Переса, а также оперативный дневник. Опубликованные сведения позволяют точнее определить ход событий 4 июля 1976 г., а также проанализировать процесс принятия решений, приведших к началу «Шаровой молнии». Надо отметить, что это не первый случай рассекречивания данных этой операции. В 2011 г. в 35-ю годовщину теракта были обнародованы данные отчета о расследовании, проведенном по итогам освобождения заложников. Там были подробно  описаны обстоятельства, предшествовавшие гибели подполковника Йонатана Нетаньяху.

Также для увековечивания памяти о данной странице в израильской истории на площадке центра Ицхака Рабина в Тель-Авиве была открыта выставка, которую посетили Б.Нетаньяху и его супруга. Подготовлена она была еще год назад, однако, не была доступна общественности, поскольку размещалась в штаб-квартире Моссад. Интересно, что участие в открытии экспозиции, включающей вещи его старшего брата, стало первым визитом главы правительства в Центр Ицхака Рабина.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

деятельность правительства

В области внутренней политики в июле основное внимание правительства и его главы было сосредоточено на соглашении по иранской ядерной программе, в связи с этим премьер-министром Б.Нетаньяху и главой Совета национальной безопасности Й.Коэном были проведены брифинги по этому вопросу для министров. В начале месяца значительный интерес был проявлен к экономической ситуации в Греции и ее влиянию на Израиль. Для более детального рассмотрения данной проблематики на одном из заседаний кабинета министров выступили главный экономист министерства финансов Й.Наве и председатель национального экономического совета Ю.Кандель.

изменения в законодательстве

В июле 2015 г. в Израиле произошло сразу несколько важных изменений, касающихся  законодательства. Первым из них стало предварительное голосование по законопроекту депутата К.Эльхарар («Еш атид»), предусматривающему перенос рассмотрения дел о взимании долгов в суды по месту жительства должника. Принятое с перевесом в 1 голос решение, оказалось важным, прежде всего, не с точки зрения отстаивания прав населения страны, а в свете укрепления оппозиции, сумевшей одержать свой первый заметный успех в данной области. Вторым спорным вопросом в законодательной сфере стал т.н. «Норвежский закон», успешно прошедший в конце месяца второе и третье чтения в Кнессете. Его израильская версия, инициатором рассмотрения которой выступила министр юстиции А.Шакед («Еврейский дом»), позволяет одному из министров или их заместителей снять с себя депутатские полномочия, передавая их следующему в партийном списке кандидату. Против утверждения данного проекта долгое время высказывался глава правительства. В качестве аргументов он использовал необходимость для всех членов партии Ликуд» занимать оба поста в целях обеспечения более успешной координации работы кабинета министров и Кнессета, а также упомянул о готовившемся тогда назначении Д.Данона послом Израиля в ООН, что неизбежно освободит место в парламенте для следующего в списке представителя Ликуда. Наконец, одним из самых обсуждаемых стал закон о принудительном кормлении заключенных, принятый 30 июля 2015 г. Надо отметить, что в этом случае премьер-министр, отстаивавший документ, предпринял максимум усилий для его утверждения. Данный закон призван регулировать крайне острую для Израиля проблему. С одной стороны, государство неоднократно сталкивалось с критикой в свой адрес из-за голодовок заключенных. С другой стороны, новая процедура также вызывает недовольство правозащитников, считающих ее антигуманной. Сторонники документа, в свою очередь ссылались на то, что голодовки используются палестинскими заключенными как предмет манипулирования.

ЦИТАТА МЕСЯЦА

Одной из запоминающихся фраз июля можно считать запись, сделанную экс-депутатом Кнессета М.Фейглиным в сети Facebook 13 июля 2015 г. Рассуждая о роли действующего премьер-министра в совершении иранской сделки, он отметил: «…в следующий раз, когда вы услышите, что Нетаньяху произносит решительную речь и разъясняет, насколько пагубным является намечающееся соглашение, и что оно приведет к появлению ядерной бомбы в руках аятолл, вы поймете, что это все равно что новый гендиректор, получивший в свои руки процветающую компанию, довел ее до банкротства и объяснил (со всей решимостью) владельцам акций, что во всем виноваты конкуренты…»[v]. Критикуя действия главы правительства в целом и его эмоциональные и запоминающиеся выступления на площадках различных международных форумов в частности, М.Фейглин во многом охарактеризовал роль всех государственных лидеров, оказавшихся причастными к сделке с Ираном. Так или иначе, для каждого из них указанное соглашение стало, скорее, важным компонентом заботы о собственной политической карьере, чем беспокойством за судьбу конкретного региона или мира. Как следствие, любая неудача в процессе воплощения на практике отстаиваемых ими идей будет неизбежно отражаться на политическом имидже.

[i] СМ.: Italian PM Renzi at the Knesset: ”There will never be any compromise regarding Israel’s future” // The Knesset. 22.07.2015. URL: https://www.knesset.gov.il/spokesman/eng/PR_eng.asp?PRID=11646

[ii] См.: “Black Friday”: Carnage in Rafah during 2014 Israe/Gaza conflict // Amnesty International. URL: https://blackfriday.amnesty.org/

[iii] Ibid.

[iv] Цит. по: Israeli response to Amnesty International report // Israel Ministry of Foreign Affairs. 29.07.2015. URL: http://mfa.gov.il/MFA/PressRoom/2015/Pages/Israeli-response-to-Amnesty-International-report-29-July-2015.aspx

[v] Цит. по: Страница Моше Фейглина в сети Facebook. // Facebook.com. 13.07.2015. URL: https://www.facebook.com/MFeiglin.ru?fref=ts

52.34MB | MySQL:103 | 0,485sec