Ситуация в Ливии: июль 2015 г.

Первые дни июля два ливийских парламента — международно признанный в Тобруке и происламистский в Триполи — размышляли над текстом четвертого по счету проекта соглашения о формировании правительства национального единства, выработанного под эгидой ООН и предложенного делегациям двух парламентов на переговорах в марокканском Схирате.

Контролирующая Триполи коалиция происламистских бригад бывших «повстанцев» к тому времени отвергла проект соглашения, заявив, что принятие этого текста означало бы «предательство, поскольку оно привело бы к возвращению фашистской диктатуры под эгидой ООН».

Со своей стороны представители парламента в Тобруке заявили, что он «готов в принципе» согласиться с предложенным текстом, который предусматривает формирование правительства национального единства с мандатом в один год.

США и пять европейских стран (Великобритания, Германия, Испания, Италия и Франция) ранее призвали оба ливийских парламента принять проект соглашения, подготовленный ООН.

2 июля в Схирате возобновились контракты между представителем ООН в Ливии Бернардино Леоном и делегацией Тобрука — делегация сидящего в Триполи Всеобщего национального конгресса (ВНК) в Марокко к тому времени не вернулась.

7 июля ВНК заявил, что отвергает проект мирного соглашения, подготовленный ООН и направленный на урегулирование политического кризиса в Ливии. Одновременно он сообщил, что намерен продолжить участвовать в переговорах в Марокко.

В частности, ВНК хотел бы видеть в проекте соглашения положение об «уважении судейских решений». Его пожелание понятно — в ноябре 2014 года находящийся в Триполи Верховный суд объявил незаконным избранный на выборах парламент в Тобруке. Понятно, что это предложение неприемлемо для международно признанного парламента.

12 июля в Схирате в отсутствие делегации от ВНК другие участники переговорного процесса парафировали соглашение «о мире и примирении». 15 июля в выступлении перед Советом Безопасности ООН Б.Леон пригласил представителей ВНК присоединиться к соглашению, отметив, что для них «дверь остается открытой».

24 июля «правительство» Ливии в Триполи призвало власти в Тобруке к переговорам без участия международных посредников, и в частности, Б.Леона. «Правительство», поддерживаемое происламистским альянсом «Рассвет Ливии», утверждало, что тем самым оно хотело бы «отдать приоритет национальным интересам и достижению (мирного-авт.) соглашения, учитывающего суверенитет» страны. «Мы можем собраться и обсудить проблемы здесь, в Ливии, без посредников и без вмешательства со стороны кого бы то ни было. Мы, ливийский народ, имеем ввозможность преодолеть все разногласия», — утверждалось в коммюнике «правительства» в Триполи.

3 июля появилась определенная информация о главаре действующей в Тунисе джихадистской группировки «Ансар аш-шариа» Сейфалле бен Хассине (боевой псевдоним — Абу Айяд) погибшем в июне на востоке Ливии в результате американского авиаудара. 49-летний ветеран «Аль-Каиды» долгое время воевал в Афганистане. В 2003 году был арестован в Турции, а затем — выдан Тунису, где получил 43-летний тюремный срок. После свержения режима Бен Али он был освобожден через три месяца после революции в связи с объявленной в Тунисе всеобщей амнистией. Он тут же создал свою организацию, которая была терпима при прежнем исламистском правительстве.

Абу Айяд обвиняется, в частности, в организации нападения на посольство США в Тунисе в сентябре 2012 г., после чего он перешел на нелегальное положение, а затем перебрался в Ливию. В августе 2013 года находившееся в Тунисе у власти исламистское правительство обвинило «Ансар аш-шариа» в том, что она связана с «Аль-Каидой», и что именно она стояла за убийствами в феврале и июле того же года одного из лидеров оппозиции Шокри Белаида и депутата Мухаммеда Брахми, а также в серии атак на тунисских силовиков. Как утверждали представители тунисских спецслужб, в планы Абу Айяда входило спровоцировать политический хаос в стране, затем — захватить в ней власть и провозгласить первый исламский эмират в Северной Африке. В 2014 году Вашингтон включил Абу Айяда в список международных террористов.

3 июля в городе Дерна на востоке Ливии, где только что прошли столкновения между одной из исламистских бригад и формированиями «Исламского государства» (ИГ), был совершен теракт с использованием смертника и заминированной автомашины. Целью террориста было собрание жителей одного из кварталов Дерны. В результате теракта погибли по меньшей мере 5 человек, 15 человек, в том числе женщины и дети, получили ранения.

12 июля ИГ распространило видеообращение к своим сторонникам, в котором признало, что его формирования выбиты из Дерны. Оно пообещало «отомстить» за своих погибших бойцов. С того дня Дерну контролировало исламистское формирование «Совет муджахидинов Дерны».

6 июля ливийское «правительство» в Триполи объявило об очередном намерении реорганизовать свои вооруженные силы путем интеграции в их состав бригад бывших «повстанцев» и других вооруженных группировок. «Министерство обороны правительства национального спасения приступило к реорганизации своих вооруженных сил с целью сформировать 11 бригад», — заявил «премьер-министр» Халифа Гвейл.

8 июля стало известно, что президент США Барак Обама предложил назначить послом Соединенных Штатов в Ливии Питера Бодде. Он должен сменить на этом посту арабоговорящую Дебору Джонс, которая в свою очередь унаследовала этот пост от Кристофера Стевенса, убитого в 2012 году в Бенгази. В связи с отсутствием в Ливии надлежащих условий безопасности местом резиденции Д.Джонс была Мальта.

Карьерный дипломат П.Бодде до настоящего времени был послом США в Непале. До этого служил на различных должностях в диппредставительствах США в Пакистане, Малави, Германии и Индии. Его назначение должно быть утверждено Сенатом.

9 июля Бенгази вновь стал местом ожесточенных столкновений между правительственными (Тобрук) войсками и исламистскими группировками, контролирующими часть города. По данным медицинских источников, в ходе боев погибли по меньшей мере 14 человек.

13 июля в результате обстрела жилого квартала в Бенгази погибли 5 местных жителей, 17 получили ранения. Указанный квартал находился под контролем правительственных войск.

В Бенгази правительственным войскам противостоят исламистские формирования группировок «Совет шуры революционных сил», «Ансар аш-шариа» и «Исламское государство».

20 июля МВД Италии сообщило о похищении в Ливии четырех итальянцев, работавших на одну из строительных компаний. В момент похищения они находились близ нефтеперерабатывающего комплекса итальянской компании ENI в районе города Меллита к западу от Триполи. В этом районе ранее уже отмечались похищения иностранцев. В МВД Италии была немедленно создана кризисная группа с задачей установить, кто похитил итальянцев и с какой целью. Там напомнили, что посольство Италии в Ливии закрыто с 15 февраля, и что ранее ведомство предложило всем итальянцам, находившимся в Ливии, покинуть эту страну в связи с «чрезвычайно сложной» ситуацией в ней.

В июле не обошлось без ставших уже традиционными боев между различными племенными формированиями. 22 июля стало известно, что в результате продолжавшегося неделю противостояния между тубу и туарегами на юго-востоке Ливии погибли по меньшей мере 40 человек, десятки получили ранения. Подавляющее большинство убитых и пострадавших были бойцами вооруженных племенных формирований.

Правительство Ливии в Тобруке призвало противостоявшие стороны «прекратить бои и урегулировать имеющиеся между ними противоречия путем диалога». Оно же назвало причину возникновения столкновений – «борьбу за политическую и экономическую власть». Судя по всему, под этими внешне ничего не говорящими словами подразумевалось стремление каждого из племен установить контроль над потоками контрабанды, следующими через границу Ливии.

Темнокожие тубу живут на юге Ливии, севере Чада и Нигера. С февраля этого года они уже неоднократно враждовали с другими племенами в районах Куфра и Себха.

24 июля правительство Ливии в Тобруке заявило о раскрытии попытки покушения на исполняющего обязанности главы МВД Мустафу Дабаши в ходе его визита в Тунис. Эта информация была опровергнута тунисскимми властями.

Как заявил представитель правительства Хатеем аль-Урайби, «имела место попытка покушения на главу МВД в Тунисе, мы информировали о ней тунисские власти, и им удалось предотвратить ее». Согласно его утверждению, власти Туниса арестовали гражданина этой страны, причастного к этой попытке покушения.

Согласно близкому к правительству в Тобруке информационному агентству «Лана», арестованный в Тунисе человек был «туниссцем, связанным с одной из ливийских террористических группировок».

Со своей стороны МВД Туниса заявило, что не проводило каких-либо упоминавшихся действий, и что ему не известно о каких-либо попытках покушений на ливийского министра.

28 июля суд Триполи приговорил к смертной казни Сейф аль-Ислама Каддафи — сына Муамара Каддафи, одного из самых публичных среди детей бывшего ливийского руководителя. В ходе того же процесса к смертной казни были также приговорены 8 ближайших сподвижников Сейф аль-Ислама. Суд Триполи, находящегося под контролем происламистского альянса «Рассвет Ливии», приговорил, в частности, к смерти последнего премьер-министра эпохи Каддафи Багдади аль-Махмуди и бывшего главу ливийской разведки Абдаллу Сенусси. Всего по делу о репрессиях в ходе подавления народного восстания в 2011 году проходили 37 человек.

Сейф аль-Ислам, которого ранее представляли как возможного преемника М.Каддафи, отсутствовал на процессе в Триполи, поскольку с ноября 2011 года находится в заключении у зинтанских бригад бывших «повстанцев» в г.Зинтан к юго-западу от Триполи. Зинтанские бригады являются противниками «Рассвета Ливии» и считаются близкими к правительству Тобрука.

Процесс над Сейф аль-Исламом стартовал в Триполи в апреле 2014 года. Первоначально он проходил в режиме видеоконференции с Зинтаном. Большинство из проходивших по процессу находились в заключении в Триполи, однако восемь из них содержались в Мисурате (200 км к востоку от Триполи), которую контролируют формирования, подчиненные «Рассвету Ливии».

Все осужденные обвинялись в убийствах, грабежах и саботаже, действиях, наносивших ущерб национальному единству, подстрекательстве к насилию и вербовке африканских наемников.

Процесс в Триполи подвергся резкой критике со стороны международных правозащитных организаций из-за ограничений, созданных для коллектива защиты. Он также проходил на фоне разногласий с Международным уголовным судом (МУС), заявившем о некомпетентности суда в Триполи в части суда над Сейф аль-Исламом.

Как утверждалось в этой связи в заявлении «Международной амнистии», процесс в Триполи проходил с «серьезными нарушениями, которые сделали очевидным неспособность Ливии обеспечить эффективное отправление правосудия».

Правозащитная организация «Хьюман Райтс Уотч» со своей стороны отметила, что многие осужденные не смогли воспользоваться правом на адекватную защиту. Она призвала к «глубокому и независимому пересмотру вердикта» Верховным судом Ливии.

В отношении Сейф аль-Ислама и А.Сенусси действуют мандаты МУС на их арест в связи с подозрениями в совершении военных преступлений при подавлении народного восстания в 2011 году. МУС неоднократно требовал от ливийских властей выдать Сейф аль-Ислама в связи с сомнениями в способности суда Триполи обеспечить справедливый судебный процесс. Тем не менее МУС был не против суда в Ливии над А.Сенусси.

Согласно действующим ливийским законам, апелляцию на приговор могут подать только осужденные к высшей мере наказания.

28 июля Верховный комиссариат ООН по правам человека выразиил ссожаление в связи с вердиктом, вынесенным судом в Триполи. «ООН выступает категорически против вынесения смертных приговоров в любых обстоятельствах. В случае данного процесса, в ходе которого не были соблюдены нормы, обеспечивающие его справедливость, мы выражаем сожаление в связи с вынесением смертных приговоров, — заявила в Женеве представитель Верховного комиссариата ООН по правам человека Равина Шамдасани. — Мы внимательно следили за заключением осужденных и самим процессом над ними, и мы констатировали, что в ходе процесса не были соблюдены международные нормы, в части, касающейся его справедливости». По даннным ООН, суд в Триполи «не установил индивидуальной уголовной ответственности» осужденных. Не были также учтены обвинения в плохом обхождении с осужденными в период их заключения.

В целом можно констатировать, что оказавшаяся в хаосе Ливия превратилась в притягательный полюс для многочисленных джихадистских группировок, которые, пройдя там военную подготовку, отправляются для совершения терактов в соседние страны. Пример тому — теракт против отеля, совершенный в Тунисе 26 июня, в результате которого погибли 38 туристов.

По данным ливийских спецслужб в Триполи, за последние месяцы в Ливию въехали сотни иностранных джихадистов, ранее воевавших в Ираке и Сирии. Понятно, что у них один путь — формирования ИГ, контролирующие район города Сирт.

52.13MB | MySQL:103 | 0,480sec