Иран: ядерное соглашение на фоне пятничных намазов

В Иране по прошествии месяца со дня подписания окончательного соглашения между ИРИ и «шестеркой» международных посредников по урегулированию ядерной проблемы продолжаются широкие дискуссии между двумя ведущими политическим силами – либералами, группирующимися вокруг президента Хасана Роухани и поддерживающими подписанный документ, и консерваторами, выступающими против самой возможности достижения какого-либо соглашения с Западом, под которым они позиционируют главным образом своего непреходящего врага – США. В условиях, когда религиозный лидер страны аятолла Али Хаменеи до сих пор так и не выразил однозначно своего мнения по поводу этого документа, правые радикалы подвергают подписанные соглашения сильнейшей критике. Зачастую избегая дать принципиальную оценку атомному соглашению, они сосредотачивают словесные атаки против тех или иных его аспектов, находя их не устраивающими Иран и противоречащими базовым положениям национальной безопасности. Так, один их крайне правых политиков – Мохаммад-Джавад Лариджани, являющийся авторитетным членом Высшего юридического совета, уже не раз высказывавшийся по поводу содержания подписанного соглашения, заявил в пятницу 14 августа, что иранцев не стоит держать за дураков и совершенно незачем превращать объект в Фордо в исследовательский центр. Идея прекращения обогащения урана на этом объекте, кроме как в медицинских целях и в очень ограниченных объемах, вызывает неприятие этого консервативного политика. Он считает национальным позором и унижением включение в соглашение пункта о консервации реактора на тяжелой воде в Араке, интерпретируя это как противоречащее национальным приоритетам своей страны. Стратегической ошибкой считает Лариджани и уничтожение накопленных в стране запасов обогащенного урана, оставив в ее распоряжении только 300 кг этого важного сырья. Серьезной критике подвергает венские договоренности и другой правый политик — глава Организации по атомной энергии Ирана Феридун Аббаси: «Мне до сих пор не ясны философия и логика многих пунктов соглашения. Видимо исходя из этого, глава исполнительной власти (президент Х.Роухани – В.М.) до сих пор всячески противится проведению соглашения через иранский парламент с последующим его утверждением или отклонением».

Но самая серьезная критика атомного соглашения раздается из религиозного лагеря. В истекшую пятницу многие пятничные имамы мечетей крупнейших иранских городов вновь уделили этой теме внимание. Лейтмотивом их обращений к многомиллионной аудитории прозвучала обеспокоенность тем, что подписанное соглашение может нанести непоправимый урон базовым ценностям Исламской революции 11 февраля 1979 г., предав забвению концептуальные идеи режима Исламской революции. В устах виднейших деятелей высшего религиозного истеблишмента страны это закономерно интерпретировалось в антизападную составляющую, идею невозможности самих переговоров с Западом. Секретарь Наблюдательного совета Исламской Республики Иран аятолла Ахмад Джаннати, выполнявший в пятницу 14 августа функции временного имама-хатиба центральной мечети Тегерана, посвятил значительную часть проповеди конкретным результатам завершившихся атомных переговоров, их негативному воздействию на иранскую действительность. А.Джаннати, скандально известный в Иране своими антизападными взглядами и последовательно оппонирующий любой возможности достижения какого-либо соглашения с «мировым высокомерием», обрушился с откровенными нападками на Запад. По его мнению, соглашение не имеет право на существования, покуда его не обсудят народные избранники – депутаты иранского парламента. Есть другая возможность – проведение этого документа через Высший совет национальной безопасности. Но в любом случае – только подписание этого документа исполнительной властью недостаточно. Однако есть принципиальный резон не соглашаться с этим документом. Как сказал А.Джаннати, «мы, к сожалению, не смогли на этих переговорах достичь полноценных и приемлемых для нас результатов. Они (Запад –В.М.) все время нарушают достигнутые договоренности и всегда, когда это возможно, манипулируют с уже подписанными документами. При этом они постоянно требуют от нас верности договорам и соглашениям». Вспомнив откровенно антиамериканские высказывания религиозного лидера ИРИ аятоллы Али Хаменеи в день недавно отмечавшегося праздника Ид-аль-Фитр, А.Джаннати сказал: «Несмотря на то, что иранское правительство допустило подписании этого соглашения, наше отношение к Америке ничуть не изменилось. Мы были и остаемся защитником прав обездоленных повсюду в мире. Мы по-прежнему поддерживаем борьбу за свободу, как всегда, стоим на стороне законных прав народа Палестины, мы солидаризируется с ХАМАСом. Мы постоянно поддерживаем ливанских моджахедов («Хизбаллу» – В.М.). Наша антиамериканская позиция неизменна. Она никоим образом не связана с подписанным ядерным соглашением». По словам авторитетного клерикала, соглашение не должно стать инструментом в политической игре. Он не устраивает весь народ, и с течением времени это становится все более очевидным. «Народ с этим не согласен».

В таком же ключе высказался и пятничный имам Центральной мечети святого для шиитов города Мешхед аятолла Ахмад Алам-оль Хода. Он отверг любую возможность подписания какого-либо соглашения с Америкой, сказав, что такой документ не имеет никакой силы. «Вообще, не стоит доверять США. Те, кто пытаются приукрасить действия Америки на региональном уровне, должны обратить внимание, что она способна еще много чего натворить в нашей стране, создав неисчислимые страдания». Другой религиозный деятель, аятолла Джафар Рахими – имам-хатиб города Абхара сказал, что США интересует лишь порабощение нашей страны, а не какие-то равноправные отношения: «Америка хочет грабить, а не сотрудничать или помогать нам. Вот почему мы должны всеми возможными способами противостоять таким странам, а не вступать с ними в договорные отношения». К всеобъемлющему выводу в этот день пришел аятолла Мехди Курейши – имам-хатиб центральной мечети города Урумийе: « Лозунг «Смерть Америке» превращается из иранского в общемусульманский».

Религиозные деятели пытаются найти в подписанных соглашениях и понятную населению конкретику. В частности, во многих проповедях прозвучала обеспокоенность по поводу все никак не улучшающегося в стране экономического положения. В речах многих политиков ранее звучала мысль о том, что немедленно после подписания атомного соглашения экономическое положение страны стабилизируется. Разумеется, такого не случилось, хотя бы потому, что соглашение еще не вступило в силу. Однако, несмотря на это, ходжат-оль-эслам Мохаммад-Таги Лотфи, выступивший с пятничной проповедью в иранском городе Иламе, уже посетовал на негативные последствия подписанного с международными посредниками документа. По его мнению, постоянное соглашение оказывает достаточно негативное влияние на иранскую экономику. «Наш народ, да и специалисты по политико-экономическим проблемам, изумляется тому, что достижение соглашения уже привело к экономическому спаду в стране. Вопреки ожиданиям, мы наблюдаем падение цен на нефть, спад промышленного производства, уменьшение торговли, застой на внутреннем рынке, падение курсов акций. Это все со всей достоверностью демонстрирует непреложность того факта, что выход из экономических проблем нужно искать в реализации политики сопротивления, противостояния с Западом, а не соглашаясь на его условия. Все поведение Запада в истекший месяц говорит нам о том, что там отнюдь не стремятся выполнять свои обязанности, вытекающие из этого документа. Мы ждали, что ядерное соглашение приведет к росту экономики и промышленности страны, но этого не видно. У нас в провинции Илам почти все промышленные предприятия закрыты». Как апофеоз прозвучавших в истекшую пятницу заявлений религиозных деятелей Ирана, оппонирующих подписанному месяц назад атомному соглашению, можно привести заявление аятоллы Али-Резы Атефи – временного имам –хатиба Центральной мечети религиозной столицы Ирана – города Кума: « Пусть знают враги, наш народ никогда не сдастся и, храня верность своим духовным ценностям, будет стоять до конца!».

52.11MB | MySQL:103 | 0,496sec