О внутриполитических неудачах президента Турции Р.Т.Эрдогана

Информация о провале попыток Партии справедливости и развития (ПСР) в Турции сформировать коалиционное правительство, в принципе, выглядит логично и непонятно, почему аналитики и политологи по этому поводу устроили некий ажиотаж. Еще со времен выборов спикера парламента два месяца назад стало ясно, что президент Турции Р.Т.Эрдоган решил пойти «ва-банк» и попытаться вновь получить большинство в парламенте с помощью перевыборов в декабре. Вся дальнейшая тактика Анкары строго укладывается в это решение, которое, кстати, далеко не всеми поддерживается в ПСР. По крайней мере, внутри партии идет оживленная дискуссия о том, стоит ли идти на перевыборы в условиях абсолютно негативной внутренней и внешней конъюнктуры. Теракт в Суруче, вынужденное перемирие с Вашингтоном на фоне сирийского конфликта на ранее неприемлемых для турецкого президента условиях; уход в тень негативной критики в отношении американской поддержки главного оппонента Р.ТЭрдогана в лице эмигранта Ф.Гюллена, и нынешняя антикурдская военная операция — все это звенья одной цепи попыток Р.Т.Эрдогана «не делиться властью» ни с кем, от чего он за двенадцать лет своей монопольной власти попросту отучился, и что, как мы полагаем, в конечном счете, с большей долей вероятности, закончится для него политическим фиаско. Пока расклад для турецкого президента не слишком благоприятный. Несмотря на всю пропаганду в отношении «курдской угрозы» настроения в турецком обществе складываются не в пользу воинственной стратегии по курдскому вопросу. В общем-то, в том случае, если бы выборы происходили сейчас, то ПСР вновь бы не получила бы большинство. Она смогла бы восстановить после всех этих титанических усилий пару процентных пунктов, что, во-первых, укладывается в арифметическую погрешность, а во-вторых, не решает проблемы получения большинства в парламенте, которое бы позволило ПСР сформировать правительство. Недовольство правительством и ПСР в целом базируются на более глобальных недовольствах значительной части населения, нежели чем просто на снижении градуса националистических отношений. Националисты наверняка возьмут на перевыборах еще три-четыре пункта на событиях вокруг курдского терроризма, но это проблему не решает. Большинство населения ставит в вину Р.Т.Эрдогану, прежде всего, падение экономических показателей и ослабление курса турецкой лиры, а не отношение к конфликту в Сирии. Сирия — это лишь довесок к экономическим проблемам (пока, конечно, там не стали погибать турецкие военные, чего Р.Т.Эрдоган всеми силами старается избежать). Непонятный и плохо просчитанный ход с началом «маленькой победоносной войны» против «курдского терроризма», вспышку которого после шестилетнего перемирия он сам спровоцировал в надежде скрепить этим нацию и оттянуть голоса на площадку националистов, пока встречает непонимание у торговой и светской политической элиты. Теракты против военных и подрывы объектов социальной и нефтегазовой инфраструктуры работают против иностранных инвестиций, что в нынешней экономической ситуации крайне актуально. Сам факт повышения уровня электоральной поддержки прокурдской  Демократической партии народов (ДПН) С.Демирташа возник не просто так, и во многом был обусловлен всплеском «протестного электората», который устал от коррупционных скандалов в ПСР, попыток изменить конституцию в свою пользу, и вообще «эры Эрдогана». И все это стимулировано снижением экономических показателей, что в принципе было главным козырем ПСР на протяжении этих 12 лет.

С учетом «курдского» акцента нынешней политики Анкары интересно посмотреть на трансформацию взаимоотношений между Р.Т.Эрдоганом и главой курдской автономии М.Барзани. Они прошли путь от ярого антагонизма до очень конструктивного сотрудничества. При этом М.Барзани находится сейчас примерно в той же политической позиции, что и Р.Т.Эрдоган. Он был выбран президентом курдской автономии  еще в 2005 году и с тех пор срок его полномочий продлевался два раза. 19 августа с.г. его полномочия истекают, и он, по идее, должен передать власть своему преемнику, который бы адекватно реагировал на все внешние и внутренние вызовы, и что самое главное — планомерно вел дело к полному государственному обособлению Иракского Курдистана. Нынешний симбиоз М.Барзани с Р.Т.Эрдоганом может эти планы серьезно нарушить. Основой нынешнего турецко-курдистанского взаимодействия было выстраивание независимого от Багдада экспортного потенциала автономии (прежде всего, в сфере экспорта углеводородов) в обмен на решающую роль в вопросе курдского урегулирования. Сам факт сотрудничества должен был серьезно ослабить оппозиционный настрой курдов внутри Турции, что, в принципе, и произошло. Существуют еще и личные причины для сотрудничества, которые заключаются в солидных «откатах» компаниями, контролирующими основные торговые и финансовые потоки турецко-курдистанского товарооборота, которые все без исключения аффилированы с кланами Р.Т.Эрдогана и М.Барзани. Интересно, что помимо экономики Анкара и Эрбиль предпринимали и попытки сотрудничества в рамках подрывных операций в Сирии. В частности, бойцы пешмерга из курдской автономии при содействии Анкары под лозунгом «защиты курдского населения» в приграничных к Турции сирийских районах постарались там закрепиться и тем самым изменить баланс сил не в пользу сторонников Рабочей партии Курдистана (РПК). Но были выбиты оттуда отрядами курдской самообороны. Теперь Р.Т.Эрдоган, начав войну с РПК, поставил своего союзника в щекотливое положение. Тем более накануне решающих дебатов в парламенте автономии «о продлении своих полномочий на посту президента». Поддержать Анкару в ее нынешней политике М.Барзани не может в силу падения своего авторитета внутри курдского сообщества, а не поддержка чревата обидой со стороны злопамятного Р.Т.Эрдогана, что может отразиться на экономических взаимоотношениях. При этом, как и в Турции, экономика в курдской автономии переживает не лучшие времена и серьезный долговой кризис. На М.Барзани серьезно давят его внутренние конкуренты в лице партии «Горран», клан Талабани (Демократическая партия Курдистана) и, естественно, РПК. Нынешняя политика Анкары позволяет это делать осмысленно. В результате, по оценке ряда экспертов, М.Барзани скорее всего получит вожделенный мандат президента, но с очень значительным расширением полномочий собственного парламента. При этом ни о какой враждебной деятельности в отношении РПК речи по определению не идет, а значит бомбардировки турецкой авиацией позиций РПК на территории автономии продолжатся. И это самым негативным образом скажется на отношениях Анкары и Эрбиля. Таким образом, окончательно потерпит крах и еще один постулат внешнеполитической доктрины Р.Т.Эрдогана «ноль внешних проблем с соседями», теперь уже в отношении курдской автономии, которая, по нашей оценке, будет уже последним таким соседом.

52.3MB | MySQL:103 | 0,503sec