О ядерной сделке с Ираном – с точки зрения Вашингтона и Москвы

С момента заключения 14 июля  с.г. «исторической» ядерной сделки между Ираном и «шестеркой» международных посредников прошло чуть больше месяца. И сегодня является критически важным рассмотрение этого соглашения в Конгрессе США, для того, чтобы это соглашение начало работать.  Барак Обама сделал очень большую ставку на иранскую ядерную сделку, которая для него является вершиной его политической карьеры как президента США и Нобелевского лауреата. Выступая в Американском Университете в Вашингтоне он прямо заявил, что «Без нынешнего соглашения Иран сможет развивать свои возможности в плане ядерной военной программы». 15 июля с.г., выступая на пресс –конференции в Белом доме после подписания сделки Обама заявил, что соглашение с Ираном является «историческим шансом» для предотвращения «еще большей войны» на Ближнем Востоке и гонки ядерных вооружений в этом регионе.  В то  же время госсекретарь США Джон Керри  заявил, что отказ США от ядерной сделки с Ираном может привести к ослаблению позиций американского доллара на мировых рынках,   «Если мы отвернемся и в результате аннулируем сделку, а затем скажем (своим партнерам — авт.), что они должны соблюдать наши правила и санкции в любом случае,  это очень быстро приведет к тому, что доллар перестанет быть мировой резервной валютой», — сказал он, выступая в Нью-Йорке.
Что касается американского экспертного сообщества, то американские эксперты сегодня активно обсуждают вопрос о том, что произойдет, если американский Конгресс «провалит» сделку с Ираном. Например, Дарил Кимбалл, Исполнительный директор авторитетной американской Ассоциации по контролю над вооружениями (Arms Control Association), опубликовавший статью во влиятельной американской газете «Балтимор Сан» (Baltimor Sun), заявил: «Ядерная сделка с Ираном – это очень важное соглашение. К сожалению,  политические споры и неверная информация со стороны критиков этого соглашения серьезно осложняют дебаты вокруг нее». В поддержку ядерной сделки с Ираном также высказались 75 видных американских экспертов  и политиков, которые направили специальное обращение президенту Б.Обаме, распространенное все той же Ассоциацией по контролю над вооружениями. Среди 75 подписантов этого соглашения  — бывшая агент ЦРУ Валери Плэйм  и ее муж, Джо Уилсон, видные противники военной операции США в Ираке. К ним же относятся бывший генеральный директор МАГАТЭ д-р Ханс Бликс, Мортон Гальперин – ветеран внешней политики трех администраций, а также Томас Пикеринг, отставной дипломат и бывший посол США в Израиле. Среди противников же соглашения с Ираном такие американские политики, как  cенатор (от штата Нью –Джерси) Роберт Менендес, видный демократ в сенатском Комитете по иностранным делам и сенатор-демократ Чарльз Э. Шумер (Нью –Йорк), которые публично выступили против этой сделки, заявляя о том, что это соглашение де-факто узаконило «ядерный статус» Ирана.

Полемика американских политиков и экспертов оставляет за нами право выразить свой взгляд по данной проблеме. Поддержка этого соглашения является очень важной с точки зрения ядерного нераспространения, так как оно эффективно блокирует пути Ирана к созданию ядерного оружия. Оно вводит жесткий и интрузивный режим верификации (проверок) в отношении Исламской Республики Иран, который дает Международному агентству по атомной энергии (МАГАТЭ) инструменты, необходимые для осуществления мониторинга соответствия Ирана положениям подписанного соглашения, а также расследования возможной тайной ядерной деятельности в предстоящие десятилетия.  В случае, если Иран попытается обмануть МАГАТЭ, то это будет быстро обнаружено, и США и другие государства–посредники могут принять в ответ меры для пресечения таких попыток. Согласно этому соглашению, Ирану будет навсегда запрещена ядерная деятельность, которая могла бы привести к разработке и созданию ядерного взрывного устройства. Потребуется существенная перестройка иранской ядерной программы: сокращение числа установленных центрифуг на две трети, введение ограничений на запасы иранского урана до уровня менее 300 кг в течение пятнадцати лет, а также ограничения продвинутых исследований в области эксплуатации и разработки центрифуг, приостановку работы иранского реактора на тяжелой воде в Араке для того, чтобы на нем нельзя было производить достаточно плутония для ядерной оружейной программы. Таким образом, данное соглашение создает очень серьезные барьеры, блокирующие ядерный потенциал Ирана и эффективно предотвращает появление Ирана, обладающего ядерным оружием в течение более, чем одного поколения.

Теперь следует привести мнение скептиков, которые утверждают, что это соглашение не оправдывает ожиданий от него, что США и их союзники предоставляют Ирану отмену санкций до того, как Иран ответит на все вопросы, относительно своей прошлой ядерной деятельности, что иранская сделка будет способствовать гонке ядерных вооружений в регионе. Попытаемся проанализировать эти вопросы.

До тех пор, пока Иран не будет сотрудничать с МАГАТЭ по вопросам, касающимся своей прошлой ядерной деятельности, предположительно имеющей военную направленность, санкции Совета Безопасности ООН и другие санкции останутся в силе. Здесь же добавим, что буквально на прошлой неделе вице-президент Ирана и глава иранской Организации по атомной энергии официально передал главе МАГАТЭ Юкия Амано досье, содержащее информацию о ядерной деятельности ИРИ в прошлом.  Более того, Европейский союз, США и Совбез ООН не приостановят санкции против Ирана до тех пор, пока МАГАТЭ не заверит, что Иран предпринял ключевые шаги в области ядерного нераспространения и транспарентности своей ядерной программы, которые увеличат время его выхода из санкций до года и более.

Что же касается утверждения о том, что иранская сделка будет способствовать гонке ядерных вооружений в регионе, следует сказать, что ограниченная, подверженная тщательному мониторингу иранская ядерная программа представляет собой гораздо меньшую угрозу региону, чем ядерная программа Ирана, которая ни чем не ограничена.  На самом деле ядерная сделка укрепит режим ядерного нераспространения, а также прекратит региональную гонку ядерных вооружений. Она также будет способствовать ответственности Ирана за возможные попытки нарушить Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), членом которого он является, поскольку неотвратимо возникнут последствия за его несоблюдение.

Если американский Конгресс отвергнет эту сделку и заблокирует ее реализацию, то США поставят своих международных союзников в тяжелое положение и значительно уменьшат необходимую международную поддержку со стороны Запада, поскольку санкции, имеющие отношение к Ирану потеряют свое значение.  Иран в таком случае будет в состоянии быстро и значительно расширить свои мощности по производству оружейных расщепляющихся материалов, а США потеряют способность сохранить расширенные инспекции МАГАТЭ, необходимые для обнаружения секретных работ по созданию ядерного оружия. Без этой сделки возрастут риски удара по иранским ядерным объектам со стороны Израиля, о чем постоянно предупреждает премьер –министр Б.Нетаньяху.

Теперь о том, что представляет собой иранская ядерная сделка с точки зрения России, в чем ее преимущество и какие проблемы могут возникнуть. Возможно предположение, что ядерная сделка с Ираном будет способствовать тому, что на обширный иранский рынок, в том числе ядерный и нефтяной, широким потоком хлынут западные компании, а российские останутся не у дел в условиях жесткой конкуренции с западными конкурентами. Действительно на Западе долго ждали того момента, когда Иран выйдет из режима санкций и можно будет прийти на его рынок с новыми технологиями, промышленными товарами и оборудованием, в надежде, что Россия проиграет в жесткой конкурентной борьбе за иранский рынок. На самом же деле, даже когда западные компании придут на рынки Ирана – это не означает, что они охотно будут делиться с ним новейшими технологиями, в которых так нуждается Исламская Республика. Скорее они будут предлагать и продвигать на иранском рынке свою продукцию, например, в авиастроении, автомобильной промышленности, нефтяной и газовой отраслях, но на своих условиях, которые вряд ли будут льготными для Ирана. Даже в условиях жесткой конкуренции с западными поставщиками и нефтедобывающими компаниями России будет что предложить Ирану. Бартерная сделка между Москвой и Тегераном по схеме «нефть в обмен на продовольствие» здесь не в счет – это очень редкая схема внешнеторгового сотрудничества в мире, которая носила скорее политический характер: Москва поддержала Иран, находящийся в режиме санкций. Что касается новейших технологий, в особенности в сфере ВТС, то тут западные партнеры явно уступают Москве на иранском рынке вооружений. Ведь в любой момент санкции против Ирана могут быть введены снова, если ИРИ будет замечена в нарушении условий сделки. А Россия в среднесрочной перспективе останется одним из основных (наряду с Китаем) поставщиком вооружений на иранский рынок, в том числе и новейших видов вооружений, типа зенитно-ракетных комплексов С-300. Реалии сегодняшнего Ирана таковы, что нынешний режим в Иране не склонен полностью доверять «Большому Сатане» — США и его западным союзникам. Среди иранских элит преобладает мнение, что западные страны на станут искренними сторонниками ИРИ. Верховный лидер аятолла А.Хаменеи вовсе не склонен доверять Вашингтону и его союзникам, более того, по поступающей из Ирана информации, не все в иранском Меджлисе (парламенте) готовы одобрить ядерную сделку.  У нее достаточно противников из числа иранских консерваторов, которые противостоят позиции президента Х.Роухани. Так что Россия, при всех проблемах, существующих в российско-иранских отношениях, еще долго останется страной, которой Тегеран доверяет больше всего. Теперь об опасениях по поводу того, что соглашение с Ираном по его ядерной программе, к заключению которого Москва приложила столько усилий, предприняв столько дипломатических шагов, терпеливо призывая западных партнеров – США и страны ЕС, будет способствовать тому, что Тегеран переориентируется на западные страны, а Москва останется стороной, проигравшей дипломатическую битву. Так ли это? Иран не станет моментально менять свою политическую ориентацию: всестороннее сотрудничество с Россией для него в среднесрочной перспективе будет более приоритетным, особенно, в области мирного использования атомной энергии. Москва не перестанет быть для Ирана важным стратегическим партнером в силу многих факторов – острейшего кризиса в Сирии, йеменского кризиса, дальнейшего роста террористической активности «Исламского государства». Тем более, что ядерная сделка, подразумевающая снятие санкций с Тегерана открывает ему путь в ШОС, членство которого в этой международной организации усилит позиции России в регионе Среднего  Востока. Кроме того, иранцы крайне заинтересованы в дальнейшей поддержке Москвы. Ведь если реализация ядерной сделки не пойдет так, как это запланировано или ее провалит Конгресс США, Иран вправе вновь надеяться на поддержку Москвы. Так, что преимуществ для России от заключения ядерной сделки с Ираном, на наш взгляд больше, чем возможных «подводных камней».

Российский министр иностранных дел С.В.Лавров отметил работу всех участников переговоров по этому соглашению: «Каждый из участников внес существенный вклад в достижение позитивного результата. Это и европейская «тройка», и Китай, и США, Россия, Иран — разумеется, и Евросоюз, который координировал переговорный процесс в течение многих этих лет». Говоря о российском вкладе в подписание иранской ядерной сделки, министр Лавров сказал: «Отмечу, что Россия самым активным образом содействовала формированию согласия, как через внесение конкретных технологических решений, так и через развязки сложных политических вопросов, и мы сегодня часто слышим, что без России эта сделка была бы невозможной. Думаю, что это правда».

52.25MB | MySQL:103 | 0,442sec