Алжир пытается улучшить свой имидж перед Западом

Лидеры Алжира стремятся улучшить свой имидж перед Западом. Именно этими соображениями продиктованы многие их действия за последние полгода. В частности, это отчасти объясняет одну из причин недавних перемен в правительстве и руководстве государственных компаниях.

Не случайно, что алжирские СМИ демонстративно преподносили их как назначения «технократов, получивших западное образование». А это, в свою очередь, было с удовлетворением воспринято и значительной частью либеральной оппозиции.

Стремление улучшить свой имидж продиктовано тем, что именно из западных стран власти рассчитывают получить уже в ближайшем будущем солидные инвестиции. С их помощью они надеются переломить безотрадную ситуацию в энергетической отрасли страны и в экономике в целом.

Не случайно и то, что на этом фоне премьер-министр АНДР Абдельмалек Селлаль обещает до конца 2015 г. воплотить в жизнь свою старую программу, с которой он, фактически, и шел занимать данный пост – отмену прежнего ограничительного по отношению к иностранным инвесторам законодательства.

В случае ее реализации он заметно усиливает свои позиции в руководстве страны и соответственно, аппаратный вес «на будущее», а также получит расположение у руководства целого ряда западных стран и повысит свои шансы в случае борьбы за более высокий пост.

В частности, речь идет о возможном пересмотре положений, согласно которым зарубежные компании могут работать в стране только в совместных проектах с алжирскими компаниями, доля иностранцев в которых не может превышать 49 процентов.

Подобное положение дел во многом и отпугивало потенциальных инвесторов, которые также были дополнительно недовольны действующими в стране ограничениями на использование «дополнительных прибылей» (в том числе из-за колебаний курса валют) и местными предписаниями относительно обязательной реализации добытого сырья на алжирской территории.

Соответственно, попыткам улучшения имиджа страны стали и демонстрируемые в последнее время усилия силовиков по уничтожению террористов. Свидетельством тому стала серия успешных июньских спецопераций в районе Бискры, приведших к фактическому разгрому местных сторонников «Исламского государства».

Разумеется, министр иностранных дел АНДР Рамтан Ламамра использовал это для дополнительного информационного закрепления тезиса алжирских властей, согласно которому в Алжире существуют «лишь остатки терроризма». Подобные вбросы об улучшении ситуации с безопасностью также нацелены на привлечение иностранных инвесторов.

В этом же русле «борьбы за улучшение имиджа» во многом следует рассматривать и положение, при котором власти развернули наступление на коррупцию в целом ряде «сфер», включая силовую, например, в МВД и в частности, в жандармерии, а также в таможенной службе.

Кроме того, представители правящего режима АНДР демонстрируют готовность улучшить ситуацию с современными основополагающими ценностями западными ценностями – правами человека.

Так, например, недавние изменения местного законодательства призваны улучшить положение женщин и защитить их от произвола в семье и обществе. Однако это вызвало гневную реакцию «легальных» исламистов, пытавшихся оспорить их и набрать на этом политические очки среди мужской части алжирского населения.

Подобные действия должны засвидетельствовать готовность алжирского руководства перед Западом к позитивным изменениям и реально расчистить путь для активизации работы западных компаний в Алжире.

Однако все эти усилия вряд ли способны решительно переломить настроение Запада в целом. Дело в том, что на фоне отдельных успехов по борьбе с терроризмом, параллельно наблюдается обострение ситуации не только в традиционных «ареалах» действия вооруженных исламских групп на востоке страны, но и в центре.

Это наглядно показали июльские и августовские вылазки боевиков «Аль-Каиды исламского  Магриба» (АКИМ) в районе между столицей страны и Ораном, в ходе которых правоохранительные органы страны потеряли в общей сложности десятки бойцов убитыми. Так, например, только в ходе одной тройной засады в вилайе Айн Дефла погибли одновременно 14 силовиков.

Кроме того, алжирским силам антитеррора не удается нейтрализовать активизировавшихся в 2015 г. боевиков в провинции Батна в местах проживания берберов шавийя.

Негативное влияние на ситуацию в стране, особенно в восточной ее части, оказывает и отсутствие стабильности в соседней Ливии.

Что же касается авторитета алжирских властей на Западе, то он по-прежнему остается достаточно низким. Это обусловлено нежеланием руководства АНДР реально улучшить положение в сфере соблюдения прав человека и свободного выражения своего мнения и возможности протестовать (например, несогласованные с местными властями демонстрации до сих пор запрещены, особенно в столице).

Так, в целом ряде западных стран появление информации о возможном закрытии к концу 2015 г. ряда оппозиционных газет было встречено с нескрываемой тревогой. Более того – в связи с этим США и ЕС открыто предупредили алжирское руководство о возможных негативных последствиях.

С другой стороны, «половинчатые» реформы (как это очевидно на примере обращения алжирских властей к решению «женского» вопроса) не только не дают ожидаемого эффекта, но и усугубляют ситуацию внутри страны.

В свою очередь, алжирским лидерам не удается переломить ситуацию относительно уровня коррупции в стране. Об этом свидетельствует сохранение в ее руководстве целого ряда «коррупционных» фигур.

Среди них – запятнавший себя в деле о хищениях при строительстве шоссе Восток-Запад министр транспорта Амар Гуль, один из влиятельных представителей влиятельной надклановой группировки алжирских турок. Примечательно, что он является одной из ключевых фигур, обеспечивающих связку власти с «легальными исламистами».

Все это служит дополнительным индикатором неготовности руководства АНДР (а значит и невозможности при текущем положении в принципе) коренным образом поменять ситуацию и сохранения у алжирского руководства всех прежних «болезней», препятствующих полноценному развитию новых отношений с Западом.

Этому препятствует сама неэффективная модель госуправления страны и все более усиливающиеся межклановые противоречия, обусловленные сокращением денежных потоков из-за снижения цен на нефть и газ.

Соответственно, рассчитывать на появление резкого интереса Запада к Алжиру и готовности на 180 градусов поменять к нему отношение без основополагающих изменений в структуре самой власти страны пока не следует. Судя по всему, это может произойти лишь в среднесрочной перспективе по мере усиления влияния в алжирской власти представителей крупного бизнеса, связанного с западными деловыми и политическими кругами.

Впрочем, тенденции к этому уже заметны на примере поведения местного олигарха Исаада Ребраба, заметно расширившего пул своих людей во власти АНДР после недавних изменений в правительстве и руководстве государственных компаний.

52.24MB | MySQL:103 | 0,583sec