Глобализация и влияние международных информационных потоков на культуру современного Ирана

В своем видении процесса глобализации иранские ученые опираются на научные работы западных исследователей. И на основании этого пытаются создать свое видение этого явления и выработать свою тактику реагирования на этот процесс. Приведем некоторые из их рассуждений.

Р.Робертсон и М.Уотерс — американские исследователи-социологи, полагают, что глобализация — длительный исторический процесс, и начало глобализации или формирование ее предпосылок относят к рубежу XV и XVI вв. Еще  Г.Терборн, американский исследователь, обнаруживает в истории, по крайней мере, шесть «волн» глобализации, самой ранней из которых он считает экспансию мировых религий в III-VII вв. н.э.
Согласно Оксфордскому английскому Словарю, слово «глобализация» впервые использовалось в публикации «Новое Образование» в 1952 г., для обозначения целостного представления накопленного опыта в сфере образования.
И.Валлерстайн, крупнейший американский социолог 1970-х гг., создал теорию глобалистического представления о современном обществе. Человечество понимается им как взаимосвязанная общность. Такой целостный подход отличает миросистемную теорию от цивилизационных теорий, в которых внимание исследователей акцентируется на разделенности и самобытности региональных систем мирового сообщества . Из теории И.Валлейстайна можно сделать вывод о том, что человечество всегда стремилось к глобализации. Его теория базируется на глобальных процессах в общественной жизни людей, а не на экономических, поскольку они и многие другие теории вторичны.

Следовательно, глобализацию в первую очередь надо понимать как обмен культурно-историческим опытом  и информационным взаимовлиянием.

Р.Робертсон в глобализации видит два процесса: обобществление и индивидуализацию.

Первый охватывает все культурные ценности и традиции одного народа  и объединяет их с культурой и традициями других народов.  Второй – обособляет какой-то народ. И это второй процесс тяготеет к фундаментальным принципам и жизненным ценностям, как принадлежность к определенной нации со своим культурно-историческом опытом, языковой и половой принадлежности, религии.

Р.Робертсон говорит, что надо найти гармоничное решение между обобществлением и индивидуализацией. Причем одно должно влиять на другое в равной мере: то что было индивидуальным должно переходить в общественное и наоборот из общественного в индивидуальное.   И этот принцип должен быть положен в основу глобализации. Удивительно и то, что в век развитых технологий и практически беспрепятственного информационного обмена, кажется, культура малых народов может погибнуть и замениться более распространённой (универсальной), но это не так. Иногда благодаря этим же техническим возможностям некие ценности малых народов не просто начинают распространяться, но и находят отклик у других народов.  А  нашедшие признание культурные ценности малого народа в свою очередь наделяются силой реализоваться в обществе уже на международном уровне и влиять на многие процессы его жизнедеятельности и организации. Поэтому быстро и беспрепятственно могут преодолевать социально-политические географические и экономические границы.

Глобализация в большей степени явление информационное. А как известно, информация- это мысли и мнения, особая  «материя», которая появляется (рождается), имеет свой объём и содержание, течет, видоизменяется и умирает (становится не актуальной).    Сегодня информационный обмен благодаря развитым технологиям в первую очередь средствам связи, интернету и СМИ – это особое информационное международное пространство (информационное поле). В связи с этим мы имеем два мира:

  • мир повседневной жизни (реальность), что и было ранее, со своим историческим прошлым. Сегодня мы имеем традиции и культуру, как непосредственный опыт познания природы и окружающего мира предшествующими поколениями (эти знания связаны с географией, правительством, народом, природой) Этот мир осязаем.
  • — мир (ирреальный) — виртуальный, информационный мир, созданный самим человеком в процессе глобального  информационного обмена (не имеет географии, почти не ограничен временем, практически не живет по законам кого-либо правительства, опережает все модернистские представления, имеет свои культурные ценности, свою политику и экономику). И как бы ни  казалось при всем своем независимом существовании связан с внешним миром, словно два младенца –близнеца. И этот ирреальный мир может вполне влиять на реальный. В тоже время нельзя уничтожить один, чтобы остался другой.

Все что предвидится — это соревновательный характер взаимовлияния этих миров, что в корне изменит жизнь всего народа в будущем. Эти два параллельных мира находятся в диалектических связях, что окажет огромное влияние на жизнь человечества в будущем. Лоренц сказал, что наиважнейшее влияние на культуру человека  оказало развитие техники, что изменило принципы человеческого общения, ведь ранее оно обусловливалось необходимостью установления физического контакта, а  сегодня виртуальное общение играет первостепенную роль.

Иранские ученые вполне осознают, что если не брать во внимание того, что сегодня происходит, то Исламская Республика окажется под атакой этого  мультикультурного общения и будет жертвой непредсказуемых результатов этого необратимого процесса информационного обмена. И не достаточно хорошее знание механизмов  этого процесса в настоящее время уже повлекло за собой череду событий в культурной и иных сферах жизни иранского народа, а руководство оказалось не в силах  правильно проанализировать, оценить и преодолеть эти последствия, но и выработать правильную тактику реагирования на поступление новой информации в Иран.  В Иране получилось так, что при всей огромнейшей и нарастающей скорости информационного и культурного обмена в интернете в реальности наблюдается неготовность к этой информации , непонимание или скорее неправильная ее интерпретация  и как необратимый результат культурный и социально-политический упадок в стране. Даже если бы Иран не был столько лет информационно-закрытой страной, то все равно  являясь страной третьего мира не успевал бы за этими информационными новшествами и не мог бы в полной мере правильно реагировать на них в реальной жизни. Но сегодня, эта ситуация особенно остро чувствуется и в реальности Иран не готов к этим информационным потокам и атакам. Службы информационной безопасности Ирана все еще продолжают использовать тактику информационного сдерживания и религиозного запугивания. И только в последнее время, после долгих разговоров о необходимости реализации программы «диалога цивилизаций» Иран, начинает предпринимать попытки осуществления этого диалога в частности с Россией. Но пока они непродуктивны, в силу не разработанности этого вопроса самой иранской стороной, существенными внутренними разногласиями на высших уровнях власти, ориентацией на экономическую сторону международной политики, внутренним желанием обозначить себя арийцами – носителями созвучной культуры с европейцами и просто непрофессионализма политиков.   Сегодня Иран при всем своем желании использовать новую информацию во благо своей страны, в реальности отстает в претворении всех даже очень полезных для него идей, и лишь успевает обнаруживать все нарастающие культурные проблемы, которые уже обозначились как «система двойных стандартов»   и не признание народом тех исламских ценностей, на которых собственно построена вся государственная система управления страной.

Тем не менее иранские мыслители ссылаются на слова некоторых европейских ученых, которые  говорят о не реальности, чтобы обычный человек мог освоить весь поток информации, поскольку она идет с такой скоростью, что значительно опережает реальный его опыт, и  получается что, упуская шанс использования этой информации в этом реальном мире, он отстает в развитии  и оказывается уже под непредсказуемым влиянием этого же информационного потока. И поэтому такие вещи как скорость передачи, развития и усвоения информации, возможность ее усвоения и использования в реальной жизни бросает своего рода вызов народу той или иной страны. И если со всей мудростью   не использовать возможностей, которые открывает человечеству этот информационный обмен, то иранцы сами окажутся под неуправляемым действием различных мыслей и идей, которые найдут свое самое неожиданное и скорее всего негативное воплощение в реальности.

Исходя из выше сказанного, сегодня иранские ученые вполне осознают, что глобализация и ее влияние на культуру страны и общечеловеческие ценности неизбежна, и нельзя закрыться или противостоять этому процессу, потому что это будет явное  поражение. Сегодня культура, история Ирана уже находятся под действием процессов глобализации, а сопротивление возможно приведет вообще к ее утрате и даже гибели иранской цивилизации. Поэтому у Ирана есть один путь — осуществлять политику взаимодействия цивилизаций, что может позволить урегулировать и согласовывать процесс влияния этого информационного фона  на различные стороны иранского жизненного уклада . Иранские ученые утверждают , что Иран на протяжении своей  истории не только испытывал влияние иных культур и просто сосуществовал с ними в одно и тоже время, но и оказывал влияние на иные культуры, так и сегодня есть все шансы не просто развивать свою культуру, но и влиять на настроения народа как внутри своей страны, так и народов других стран. В первую очередь самыми восприимчивыми к новым идеям и их активными реализаторами является молодёжь, поэтому важно направить влияние именно  на эту социальную группу.  Современная иранская молодёжь, это  образованное и размышляющее поколение, оно открыто к международному диалогу и уже довольно свободно обращается в международном информационном поле, быстро воспринимает новые идеи, интересуется новыми технологиями и д.т. В связи с этим иранское правительство рассматривает возможно влияния на современную молодёжь не только  своей страны, но  и других стран  путем использования  этого информационного поля. Но чтобы иранская молодежь в этом свободном информационном потоке не «потерялась» (не утратила свою национально-культурную идентичность),  не оказалась под влиянием пагубной информации,   необходимо развивать  гуманитарные науки, которые несомненно вызовут рост самосознания и культуры в целом, а это повлечет и появление технологических новшеств, решение социально-политических и экономических проблем. Однако для развития гуманитарной  науки , надо создать новые обучающие программы для разных возрастов и заняться  воспитанием молодёжи,  а не ставить информационные фильтры.

Из выше сказанного очевидно, что иранские ученые осознают необходимость реагирования на процессы глобализации и видят их в подготовке населения к влиянию иных культурных ценностей и идей  путем развития гуманитарного образования.  Но вопрос относительно создания и реализации этих программ остается довольно актуальным и открытым.

52.21MB | MySQL:103 | 0,595sec