Саудовские муниципальные выборы и участие женщин

Саудовская Аравия проводит новые (после кампаний 2005 и 2011 гг.) выборы членов муниципальных советов, проходящие в период с августа по декабрь текущего года. Их первый этап ‒ регистрация избирателей завершился, продолжается второй этап ‒ регистрация претендентов на избрание в состав советов. Внесенные в Закон о выборах муниципальных советов накануне проведения кампании 2015 г. существенны, — отныне будут избираться 2/3 членов этих органов муниципальной власти (а не половина, как это было раньше), уменьшен возрастной ценз его участников (ныне участниками избирательной кампании могут быть граждане, достигшие 18 лет). Наконец, и это самый важный момент избирательной кампании 2015 г. ‒ участие в ней женщин.

Решение о предоставлении им избирательных прав было обнародовано 25 сентября 2011 г. королем Абдаллой бен Абдель Азизом на открытии пятой сессии Консультативного совета (в конце августа 2015 г. в поддержку участия женщин в избирательной кампании недвусмысленно высказался и король Сальман бен Абдель Азиз). Этому начинанию предшествовали шаги, направленные на расширение сферы женской эмансипации ‒ введение в государственную табель о рангах, право получать удостоверений личности, быть ректорами «университетов для женщин», избираться в руководящие органы торгово-промышленных палат и общественных организаций. В нынешнем составе саудовского Консультативного совета (число членов которого составляет 150 чел.) присутствует «женская парламентская фракция», состоящая из 30 депутатов, назначенных в национальный протопарламент предшественником ныне правящего монарха.

Расширение сферы участия саудовских женщин в экономической, общественной и политической жизни – абсолютная прерогатива власти (что, впрочем, относится и к иным реформационным изменениям в Саудовской Аравии). Процесс этого изменения (что характеризует и иные области жизни) замедлен и не предполагает сколько-либо «революционных» потрясений, определяясь лежащими в его основе консервативно-охранительными принципами действий самой власти.

Лишь в 1960 г. в королевстве возникли первые школы для девочек, подчиненные Генеральному управлению женских школ под руководством верховного муфтия. Только в 2002 г. женское образование было изъято из-под юрисдикции религиозного истеблишмента и подчинено Министерству образовании, где впервые в саудовской истории ранг заместителя министра (по вопросам этой образовательной сферы) был предоставлен женщине. Однако для того, чтобы это произошло, должна была случиться трагедия, — пожар, вспыхнувший 11 марта 2002 г. в одной из женских школ Мекки, привел к гибели 15 девочек. Это случилось потому, что они пытались покинуть здание без необходимой для выхода на улицу одежды, а охрана школы, состоявшая из сотрудников Лиги поощрения добродетели и осуждения греха, запретила им это сделать, не допустив туда и пожарную команду, что нарушило бы принцип «смешения» мужчин и женщин в общественном месте.

Разумеется, с того времени положение саудовских женщин во многом изменилось. Возникли «женские» университеты или «женские» факультеты университетов с их специализацией, связанной, в первую очередь, с точными и прикладными науками. Женщины получили право работать в сфере медицинского обслуживания, образования, торговли, заниматься предпринимательской деятельностью, немалую часть ежегодно отправляемых за государственный счет групп студентов в заграничные высшие учебные заведения (преимущественно американские) составляют девушки. Однако, касаясь этой проблемы, один из ведущих саудовских журналистов Абдель Рахман ар-Рашид писал в опубликованной им 29 августа 2015 г. в газете «Аш-Шарк Аль-Аусат» статье «Саудовки избирают и выдвигают свои кандидатуры»: «Движение по пути [женской эмансипации] трудно и сложно в силу существующих в королевстве социальных условий. Более того, оно никогда не будет легким. Каждое официально принимаемое решение вызывает настороженность консервативного общества». Далее он продолжал: «Проблема, которую создают эти решения, требует их претворения в жизнь, а это нелегко сделать». Переходя затем к теме своей статьи, А.Р.ар-Рашид подчеркивал: «Необходимо убедить женщин участвовать в голосовании, а для этого – создать условия, необходимые для того, чтобы они пришли на избирательные участки. Но необходимо и убедить мужчин в необходимости работать вместе с женщинами в одних и тех же муниципальных советах». Для Саудовской Аравии это действительно сложная задача.

Разумеется, действия власти, направленные на расширение сферы женского участия в хозяйственной и общественно-политической жизни, и, прежде всего, развитие самой системы женского образования уже вызвали к жизни (хотя еще и остающуюся численно незначительной, что определяется все теми же существующими в Саудовской Аравии и упоминаемыми А.Р.ар-Рашидом «социальными условиями» и «консервативным обществом») слой образованных женщин. Эти женщины играют важную роль в деятельности национального предпринимательства, образования и науки. Более того, они выступают безусловными поборницами дальнейшего движения по пути расширения прав женщин. Однако муниципальная избирательная кампания 2015 г. продемонстрировала существенные примеры того, что саудовское общество (и, прежде всего, его женская часть) все еще далеко от того, чтобы принять принцип женского равноправия.

В большинстве саудовских провинций (за относительным исключением крупных городов, прежде всего, Эр-Рияда) регистрация женщин для участия в будущем голосовании не достигла желаемого уровня. По словам председателя Центральной комиссии по выборам в муниципальные советы Джадиа аль-Кахтани (цитировавшихся 4 сентября 2015 г. газетой «Аль-Хайят»), «если в первый день регистрации в Эр-Рияде зарегистрировалось 45 избирательниц, то во всех провинциях и районах королевства общая численность зарегистрированных избирательниц к концу первого этапа кампании составила несколько сотен человек». Естественно, что на этом уровне доля женщин, выдвинувших свои кандидатуры на посты депутатов муниципальных советов, составляет единицы.

Конечно, поборницы расширения общественно-политических прав женщин более оптимистично смотрят на развитие нынешней избирательной кампании. Все же, как сообщала саудовская пресса, цитируя одну из них: «Необходимы еще большие усилия, направленные на то, чтобы убедить женщин пойти на избирательные участки. Необходимо также учитывать демографические и социальные условия, существующие в каждой провинции и в каждом регионе, тем более что в среде женщин отсутствует культура выборов, как для нее характерно и незнание Закона о выборах в муниципальные советы». Впрочем, все это не означает, что степень женского участия в проводимой ныне муниципальной избирательной кампании будет (хотя бы относительно) высокой.

Однако это не отменяет главного в уже происходящем процессе. В уже цитировавшейся выше статье А.Р.ар-Рашида ее автор отмечал, что саудовское «консервативное общество, в конечном итоге, принимало все начинания власти, связанные с расширением прав женщин». По его мнению, наиболее принципиальным моментом в том, что сегодня происходит в Саудовской Аравии, выступает «четкое политическое послание государства и его руководства обществу, заключающееся в том, что поддержка женщин будет продолжаться». Это «послание – важнее того, какой будет степень участия женщин в избирательной кампании».

С эти мнением трудно не согласиться, — трудности начала не означают, что они не будут преодолены в дальнейшем.

52.33MB | MySQL:103 | 0,611sec