Турция: депортации иностранных журналистов и усиление давления на местные СМИ

Несмотря на то, что на Ближнем Востоке Турция была и остается одним из наиболее демократических и светских государств, она все еще далека от достижения статуса страны, полностью отвечающей всем критериям западного общества. Не в последнюю очередь свою роль в имидже Турции как страны, в которой нарушаются права человека, играет постоянно растущее давление на журналистов, как  турецких, так и зарубежных. Основным фактором, стимулирующим подобную политику в отношении СМИ, является растущая угроза внутренней нестабильности. Истоками этой угрозы является традиционный для Турции курдский фактор, а именно осложнение обстановки в восточных и юго-восточных регионах страны, а так же сокращение популярности правящей партии Партии справедливости и развития  (ПСР), реально возглавляемой Реджепом Тайипом Эрдоганом.

9 сентября турецкими властями было принято решение о депортации из страны голландской журналистки Фредерики Геердинк, освещавшей ситуацию в регионах страны, в которых действует Рабочая партия Курдистана (РПК). Геердинк работала в Турции с 2006 года и неоднократно подвергалась преследованиям со стороны властей по подозрению в связях с РПК. Так, в январе этого года в дом Фредерики Геердинк с обыском ворвалась полиция, после чего журналистка была препровождена в участок, где ей предъявили обвинения в «пропаганде террористической организации»[1]. Возможной мерой наказания для журналистки было тюремное заключение на срок от 1 до 5 лет. В апреле Геердинк была оправдана судом и продолжила свою работу в качестве внештатного корреспондента ряда голландских изданий, таких как Het Parool  и  De Groene Amsterdammer. На этот раз Геердинк была задержана в пределах особой зоны безопасности в провинции Хаккари. Журналистка сообщила о ситуации, сложившейся в этом районе, в частности о том, что курдские активисты из Партии демократии народов (ПДН) выступали в роли живых щитов при столкновениях местного курдского населения с силами армии и полиции.

7 сентября в связи с задержанием журналистки была проведена встреча министра иностранных дел Нидерландов Берта Кундерса и посла Турции в Гааге, на которой министр выразил серьезную обеспокоенность сложившейся ситуацией. Солидарность с Геердинк выразили многие журналисты, запустившие акции в социальных сетях под хэштегами «Свободу Геердинк» и «Журналистика не преступление», а также организовавшие демонстрацию у посольства Турции в Гааге[2].

Случай с голландской журналисткой является лишь очередным примером политики Турции в этой сфере. Помимо нее, в сентябре, также были депортированы два сотрудника британского телеканала Vice News. Как сообщается, они были задержаны во время съемок протестных акций курдского населения после наступления комендантского часа.

Учитывая количество публикаций в зарубежной прессе, посвященных задержанию журналистов, стоит признать, что жесткие методы по ограничению информированности мира о ситуации в курдских районах Турции имеют негативный эффект для имиджа страны и правящего режима. Силовые акции, в том числе и задержания иностранных журналистов лишь привлекают внимание к проблеме. Подобные действия вызывают серьезное осуждение со стороны некоторых официальных лиц Евросоюза. Генеральный секретарь Совета Европы Турбьёрн Ягланд сообщил, что он «внимательно наблюдает за последними инцидента с турецкими СМИ и иностранными журналистами». Ягланд пообещал обсудить эти случаи с турецкими властями при первой возможности. Нил Муйжниекс, комиссар Совета Европы по правам человека сообщил в письменном заявлении, что он «весьма озабочен сообщениями о рейдах турецкой полиции в офисы некоторых СМИ и арестом двух британских журналистов». «Эти акты запугивания должны быть немедленно прекращены, а турецкие власти должны принять решительные меры для обеспечения свободы СМИ»[3]. Сопредседатель фракции «зеленых» в Европарламенте, Ребекка Хармс заявила, что политика Турции в этой сфере недопустима. «Я настоятельно прошу турецкое правительство поменять свою стратегию, призванную подавить все формы инакомыслия, поскольку именно свобода СМИ является основной ценностью демократии. Я понимаю, что г-н Эрдоган не может смириться с поражением на последних парламентских выборах и сегодня с помощью досрочных выборов он пытается изменить результат в свою пользу. Тем не менее я хочу отметить, что его стратегия ужасна и недопустима» — заявила Хармс[4]. Также в интервью Today’s Zaman она заявила, что «поддерживает идею об отправке специальной миссии Евросоюза по установлению фактов в Турцию, с целью расследовать ситуацию с оппозиционными СМИ».

Конечно, подобные заявления сложно рассматривать как официальную позицию всего Евросоюза. Особенно обращает на себя внимание тот факт, что жесткость риторики политиков снижается по мере повышения их официального статуса, что доказывает, что в настоящий момент Европа не готова спорить с Турцией по вопросу обеспечения прав журналистов. Однако следует признать, что рост критики в отношении правящей элиты Турции осложняет отношения между Турцией и Евросоюзом, особенно с учетом весьма двойственной позиции, которую занимает Турция в контексте борьбы с «Исламским государством» (ИГ). Создание имиджа диктаторского режима для Турции будет означать еще большее недоверие европейских стран, особенно с учетом серьезной политической роли правозащитных движений. С другой стороны, могут ли обвинения в нарушении прав человека и преследовании свободы слова послужить действенным инструментом давления на власти Турции? Ответ на этот вопрос скорее будет отрицательным. В условиях нарастающего политического кризиса для сторонников Эрдогана значительно более важным является подавление всех возможных источников информации, противоречащей официальной позиции, в том числе, и иностранных журналистов.

Правительству Турции не впервой сталкиваться с подобными обвинениями, а ослабление политического давления на соперников, в условиях роста популярности оппозиционных сил и увеличения политического веса партии ПДН, называемой некоторыми СМИ «политическим крылом» партии РПК может привести к выходу ситуации из-под контроля. Мы уже наблюдали возможный протестный потенциал турецкого общества в 2013 году на улицах Стамбула, и нельзя не признать, что расширение информации о происходящем противостоянии в курдских районах может привести (и уже приводит) к его повышению.

В этом контексте давление на иностранных журналистов будет неизбежно повышаться. Количество инструментов давления на них значительно меньше, чем по отношению к собственно турецким СМИ, которые на протяжении последних недель также подвергаются серьезному давлению, вплоть до разгромов их офисов протестующей толпой. Таким образом, высылка из страны иностранных журналистов, несмотря на дипломатические последствия такого шага, остается наиболее эффективным методом борьбы с повышением информированности мирового сообщества о жестких методах по борьбе с протестующими в курдских районах страны.

1.http://internetmedyasi.com/dunya/frederike-geerdin/7/

2.http://www.parool.nl/parool/nl/38/MEDIA/article/detail/4138853/2015/09/09/Journaliste-Frederike-Geerdink-Turkije-uitgezet-onderweg-naar-Schiphol.dhtml

3.http://www.todayszaman.com/diplomacy_european-politicians-call-on-govt-to-stop-raids-on-critical-media_397976.html

4.http://regnum.ru/news/polit/1962495.html

52.21MB | MySQL:103 | 0,546sec