Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (7 — 13 сентября 2015 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Египте, Йемене, а также были связаны с международным соглашением по ядерной программе Ирана. Президент Египта А. Ф. ас-Сиси 12 сентября принял отставку правительства страны во главе с И. Махлябом. Международно признанные власти Йемена 13 сентября в очередной фактически отказались от переговоров с шиитскими мятежниками-хоуситами и сторонниками бывшего президента республики А. А. Салеха. Сенат Конгресса США 10 сентября заблокировал проект резолюции о неодобрении Конгрессом соглашения по иранской ядерной программе.

12 сентября премьер-министр Египта И. Махляб подал прошение об отставке, которое было принято президентом страны А. Ф. ас-Сиси. По мнению политических наблюдателей, отставка правительства, которое функционирует с июня 2014 г., связана с крупным коррупционным скандалом, в котором оказались замешаны чиновники из Министерства сельского хозяйства, в том числе глава ведомства С. Хиляль, арестованный 7 сентября по обвинению в коррупции и взяточничестве. Формирование нового кабинета министров глава государства поручил министру нефти Ш. Исмаилу. Египетские эксперты считают, что А. Ф. ас-Сиси «потерял доверие к большинству министров, и этот его шаг был предсказуем и его все ждали». К тому же «правительство Махляба не выполняло своих обязательств по социальной и экономической политике и не пользовалось народной популярностью и доверием властей». Сообщается, что состав нового кабинета может быть обновлен более чем на треть – до 13 министров.

Тем временем 7 сентября на Синайском полуострове египетская армия начала очередную масштабную операцию под кодовым названием «Право мученика» против боевиков террористических группировок. Операция проводится в городах Рафах, Шейх-Зувейд и Эль-Ариш, а также в ряде районов в центральной части полуострова с участием армейского спецназа, бронетехники, боевой авиации, артиллерии и сил быстрого реагирования МВД.

10 сентября спецпосланник генерального секретаря ООН по Йемену И. ульд Шейх Ахмед сообщил, что йеменское правительство, шиитские мятежники-хоуситы и возглавляемая Салехом партия Всеобщий народный конгресс согласились до 24 сентября провести мирные переговоры. Совбез ООН на своем заседании приветствовал этот шаг. Однако 13 сентября правительство Йемена заявило, что «не станет принимать участие в каких-либо встречах, пока повстанцы не признают положения резолюции 2216 (СБ ООН-авт.) и не согласятся исполнять их без введения дополнительных условий». Как известно, хоуситы настаивают на переговорах без предварительных условий.

Тем временем на всем протяжении минувшей недели авиация арабской коалиции во главе с Саудовской Аравией подвергала массированным бомбардировкам районы Йемена, находящиеся под контролем хоуситов и сторонников Салеха. Наиболее интенсивные авиаудары наносились по столице страны Сане и ее пригородам, морскому порту Ходейда, позициям войск противника в провинции Мариб к востоку от Саны, городу Таиз в центральной части Йемена. Одновременно происходило наращивание сухопутной группировки войск коалиции. Так, в Йемен прибыли до 1000 катарских военнослужащих, дополнительные подразделения армии КСА, около 800 египетских солдат. Общая численность контингента коалиции в стране оценивается примерно в 10 тыс. человек. Основные силы союзников сосредоточены в провинции Мариб. О своем намерении направить войска в Йемен сообщили Иордания, Марокко и Судан. В то же время Кувейт отказался посылать своих солдат в Йемен, что вызвало «волну критики в Саудовской Аравии».

13 сентября части йеменской армии, лояльные президенту республики А. М. Хади, начали наступление в провинции Мариб. Операция проходит при активной поддержке сухопутных подразделений аравийских монархий и ударных вертолетов АН-64 «Апач». «Отмечается, что впервые войска коалиции принимают участие в наземной операции в Йемене в таком широком формате».

Членам Сената США от Демократической партии 10 сентября в ходе голосования удалось заблокировать проект резолюции о неодобрении американским Конгрессом соглашения по ядерной программе Ирана. Это позволит вашингтонской администрации продолжить работу с международными партнерами по вопросу реализации данной договоренности, заявил президент США Б. Обама. В то же время республиканцы намерены в ближайшее время вновь обсудить в Сенате резолюцию о неодобрении соглашения с ИРИ. На следующий день, 11 сентября, Палата представителей Конгресса США проголосовала против резолюции об одобрении ядерного соглашения с Ираном, однако данное решение носит больше символический характер в связи с тем, что демократы в Сенате ранее заблокировали прохождение аналогичной резолюции. В то же время Палата представителей одобрила законопроект, который до 21 января 2017 г. ограничивает полномочия президента США по смягчению санкционного режима, действующего в отношении Ирана.

Иран не намерен вести какие-либо переговоры с США, кроме касающихся ядерной программы ИРИ, заявил 9 сентября Верховный лидер страны А. Хаменеи. Он добавил, что «Иран не откроет для США путь в Исламскую Республику», поскольку Соединенные Штаты «не отказались от своей политики враждебности в отношении Исламской Республики».

12 сентября Организация по атомной энергии Ирана заявила об обнаружении значительных запасов урана в центральной части страны.

На минувшей неделе правительственные войска Сирии под натиском боевиков исламистских группировок оставили военно-воздушную базу Абу-Дхур в северо-западной провинции Идлиб. В то же время армия выбила боевиков «Исламского государства» (ИГ) с нефтяного месторождения Джезаль в центре страны. Ожесточенные бои продолжаются в городе Забадани  к северо-западу от Дамаска. Самолеты ВВС Франции с 8 сентября начали осуществлять разведывательные полеты над территорией Сирии. Западные страны обучают вооруженные формирования сирийских курдов для борьбы с ИГ. Сообщается, что подготовку прошли около 450 курдских бойцов.

Министр иностранных дел РФ С. Лавров сообщил 10 сентября, что в самолетах, которые Россия направляет в Сирию, находятся военные грузы, на поставки которых были ранее заключены контракты, а также гуманитарная помощь. Причем военные поставки будут продолжены. С. Лавров подтвердил наличие российских военнослужащих в САР, объяснив, что их присутствие связано с поставками вооружений сирийской армии. При этом было подчеркнуто, что «такая помощь действительно необходима, так как сирийская армия в одиночку принимает на себя весь удар исламских радикалов». Тем самым Москва помогает Дамаску избежать событий, которые произошли в Ливии, где, как выразился Лавров, «из-за одержимости Запада идеей смены неугодных режимов, продолжается хаос». Россия призывает участников международной коалиции по борьбе с ИГ начать сотрудничать с сирийской армией, заявил 11 сентября С. Лавров.

В то же время президент США Б. Обама считает, что политика России в Сирии, включающая в себя поддержку Б. Асада, «является ошибкой». Вместе с тем у РФ и США сохраняются благоприятные возможности, которые позволяют достичь договоренностей, призванных содействовать политическому урегулированию конфликта в Сирии, заявил 10 сентября руководитель пресс-службы американского госдепартамента Дж. Кирби.

По мнению главы МИД Франции Л. Фабиуса, «сирийцам надлежит самим одержать победу над ИГ в Сирии, и для этого необходимо обеспечить создание там переходного правительства, состоящего из представителей нынешнего режима и оппозиции». Министр иностранных дел Испании Х. М. Гарсия Маргальо считает, что для прекращения войны необходимо начать переговоры с Асадом. Власти Великобритании готовы к тому, чтобы Асад оставался президентом Сирии на переходный период, заявил 9 сентября министр иностранных дел Соединенного королевства Ф. Хаммонд. В то же время глава правительства Великобритании Д. Кэмерон сообщил о планах по использованию военной силы как против властей Сирии, так и против боевиков ИГ. Кэмерон обвинил власти Сирии и исламистов в миграционном кризисе, который происходит в странах Европы. Вопрос о будущем Асада должны решать сами сирийцы, это основополагающий принцип демократии и Устава ООН, завил 11 сентября глава всемирной организации Пан Ги Мун.

Саудовские власти 12 сентября сообщили, что до 2,5 млн сирийцев нашли убежище в стране с начала кризиса в Сирии. Причем КСА «не предоставляло им статуса «беженцев» и не помещало их в лагеря беженцев, предоставив им полную свободу передвижения и официальный вид на жительство, как и у других резидентов в королевстве, с бесплатным медицинским обслуживанием, возможностью трудоустроиться и получить образование».

На востоке и юго-востоке Турции армия проводит комплексные операции против боевиков сепаратистской Рабочей партии Курдистана (РПК). В операции участвуют подразделения спецназа, боевые вертолеты и самолеты. Кроме того, турецкая авиация нанесла удары по лагерям боевиков РПК на севере Ирака, а турецкий спецназ провел рейдовую операцию на иракской территории. Тем не менее, боевики РПК не снижают уровень своей террористической активности. Более 100 муниципалитетов на востоке и юго-востоке Турции объявлены «военной зоной безопасности». В ответ 12 муниципалитетов на юго-востоке страны объявили об автономии. Власти провели массовые аресты представителей прокурдских партий по подозрениям в «попытках подрыва конституционной системы». Нападение на штаб-квартиру оппозиционной прокурдской Партии демократии народов (ПДН) было совершено в Анкаре. Акции протеста в отношении ПДН, которую часть турецкой общественности считает тесно связанной с РПК, прошли и в других городах страны. Начато расследование по делу лидера ДПН С. Демирташа в связи с заявлениями, в которых он «публично унизил турецкий народ, госструктуры и в целом государство», а также заявлениями, пропагандирующими терроризм. Власти Турции 13 сентября ввели комендантский час в Диярбакыре — крупнейшем городе на юго-востоке страны. Вновь введен комендантский час в городе Джизре, который также находится на юго-востоке Турции.

12 сентября на прошедшем в Анкаре 5-ом очередном съезде правящей в Турции Партии справедливости и развития глава временного правительства страны А. Давутоглу был переизбран на пост председателя партии.

9 сентября в Ливане безрезультатно завершился первый раунд национального диалога с целью поиска выхода из переживаемого страной затяжного кризиса. Его второй раунд назначен на 16 сентября. Тем временем на минувшей неделе в Бейруте и ряде других городов страны вновь прошли акции протеста, организованные активистами гражданских обществ и молодежных организаций. Их участники выражали свое недовольство половинчатыми мерами правительства по решению «мусорного кризиса».

В Москве 10-11 сентября впервые прошли трехсторонние переговоры министров иностранных дел России, Судана и Южного Судана – С. Лаврова, И. Гандура и Б. Барнаба. Консультации «прошли в русле российской инициативы по содействию нормализации отношений между Хартумом и Джубой». В частности, обсуждались неурегулированные погранично-территориальные вопросы между Суданом и Южным Суданом, ситуация в Южном Судане. Министры иностранных дел Судана и Южного Судана договорились в ближайшее время приступить к обсуждению проблемных пунктов достигнутых в 2012г. договоренностей в сфере безопасности. Они также «обратились к российской стороне с просьбой продолжить оказание поддержки суданской и южносуданской сторонам, которая органично дополняет миротворческие усилия посреднических механизмов Афросоюза».

Президент Алжира А. Бутефлика 13 сентября уволил со своего поста главу службы разведки страны генерала М. Медьена, который занимал этот пост на протяжении 25 лет. Новым руководителем разведслужбы назначен А. Тартаг, который до сегодняшнего дня работал советником президента по вопросам безопасности. Тартаг считается специалистом по борьбе с вооруженными группировками.

Приложение

 

 

О развитии ситуации на Синайском полуострове

 

 

Кризис в системе безопасности в Египте после неоднократной смены власти в стране в 2011-2013 гг. привел к резкому ухудшению обстановки на Синайском полуострове, превратив его в одну из опасных конфликтных зон не только в АРЕ, но и в ближневосточном регионе. Бедуинские племена, составляющие большинство населения Синая (порядка 360 тыс. человек), имеют собственные вооруженные отряды, а многие из них не признают над собой власть каирского правительства. На территории полуострова активно действуют банды контрабандистов, занимающиеся переброской оружия и боеприпасов, а также различных товаров. Однако наибольшую угрозу представляют многочисленные боевики исламистских экстремистских и террористических группировок, прежде всего, связанной с «Исламским государством» группировки «Вилает Синай», стремящиеся сделать полуостров «новым полем джихада». Фактически, на сегодняшний день северная часть Синая является театром полномасштабных военных действий, в ходе которых армия и силы безопасности АРЕ пытаются очистить регион от вооруженных формирований радикальных противников каирского режима.

Превращение Синая в опасную «горячую точку» в значительной степени способствовала многолетняя дискриминационная политика египетских властей, которые еще во времена Х. Мубарака всячески стремились подорвать традиционные устои жизни синайских бедуинов, проводили сознательный курс на их маргинализацию. Бедуинам был закрыт доступ к рабочим местам в сфере туризма и обрабатывающей отрасли. Велась активная политика колонизации Синая выходцами из африканской части Египта. Все это очень болезненно воспринималось местным населением, способствовало его частичной радикализации. Ситуацию умело использовали исламские радикалы, которые начали обосновываться на Синае еще в 1980-е – 1990-е гг., и сумели привлечь на свою сторону немало синайских бедуинов. После 2011 г. полуостров стал стремительно превращаться в зону, слабо контролируемую Каиром. На Синае были созданы крупные схроны оружия и базы, расположенные в многочисленных пещерах. Особо отметим, что многие боевики, действующие на полуострове, имеют опыт ведения партизанской войны в условиях горной местности, характерной для Синая. Немаловажно и то, что большая часть маршрутов передвижения здесь известна только местным бедуинам, что затрудняет действия военных. В то же время «джихадисты тесно связаны со многими бедуинскими племенами либо родственными, либо экономическими отношениями, что упрощает снабжение боевиков оружием, объясняет их маневренность, хорошую осведомленность и слабую уязвимость для ударов египетской армии. После терактов, их участники растворяются среди своих соплеменников, что сильно затрудняет их обнаружение».

Возникновению очага напряженности на Синае во многом способствовало то, что полуостров на протяжении длительного времени являлся главной перевалочной базой по доставке оружия и различных контрабандных товаров в сектор Газа. После событий 2011 г. поток вооружения, поступающий на Синай, увеличился. Отмечено прибытие больших партий оружия из Ливии со складов армии Каддафи, разграбленных исламскими боевиками и ливийскими «повстанцами». Кроме того, налажен канал поставок оружия на Синай через территорию Судана. Поступление новых крупных партий вооружения способствовало усилению боевой и террористической деятельности исламских боевиков на полуострове, повысило их способность противостоять египетской армии и полиции.

Следует упомянуть и о том, что израильско-египетская граница стала «коридором» для нелегальных мигрантов из стран Африки в Израиль, что является «головной болью» как для Израиля, так и для Египта.

Оценочно, к началу 2013 г. на границе между Египтом и сектором Газа имелось более 200 тоннелей, по которым в палестинский анклав переправлялись продукты питания, строительные материалы и другие грузы. Но главное, «по подземным коммуникациям в обе стороны поступало оружие: для боевиков ХАМАСа в Газу и для исламистских боевиков, действующим на Синае, из анклава. Именно по туннелям на египетскую территорию проникали и джихадисты». «Туннельный бизнес» начался в 2007 г., когда после прихода к власти в Газе радикального движения ХАМАС, Израиль установил блокаду сектора, к которой был вынужден присоединиться Египет.

Каир обвиняет ХАМАС в оказании разносторонней поддержки исламистским боевикам на полуострове. По оценке экспертов, «ХАМАС и «Исламский джихад» на Синае в классическом понимании слова не воюют. Но и не мешают это делать другим».

Египетские власти вынуждены признать, что северные районы Синая стали «зоной вакуума безопасности» и находится вне сферы влияния государственных институтов, а весь комплекс проблем, связанный с обеспечением безопасности региона и населяющими его бедуинскими племенами, требует срочных решений. Правительство АРЕ принимает более решительные меры с целью восстановления безопасности и порядка на полуострове. Силы армии и МВД регулярно проводят совместные операции по пресечению действий вооруженных экстремистских группировок на севере Синая. По согласованию с Израилем египетская армия начала использовать против боевиков ударные вертолеты АН-64 «Апач», на полуостров были переброшены танки, другая бронетехника. Последнее было сделано без предварительного уведомления Израиля, что формально было нарушением мирного договора 1979 г. Однако в Израиле «закрыли глаза» «на усиление египетского военного присутствия, прекрасно отдавая себе отчет в его реальных причинах». К тому же сохраняющийся высокий уровень нестабильности на Синае вынуждает Израиль принимать дополнительные меры по укреплению безопасности юга страны. Усилена охрана границы с Египтом. Налаживается обмен развединформацией о террористах между израильтянами и египтянами. Израиль, по всей видимости, не станет возражать и против дальнейшего усиления египетских войск на Синае, но сам будет воздерживаться от прямого военного воздействия на ситуацию.

Власти АРЕ создали буферную зону на всем протяжении границы с сектором Газа (14 км) шириной до 1 км с целью воспрепятствовать перемещению людей и оружия через туннели. Ведется активная работа по уничтожению туннелей. Вместе с тем, заявления Каира о полном разрушении системы подземных тоннелей между Синаем и сектором Газа не соответствуют действительности.

31 января 2015 г. президент Египта А. Ф. ас-Сиси объявил о создании особого командования по борьбе с терроризмом на Синае, чтобы поднять уровень координации и планирования деятельности всех силовых структур. Наряду с силовыми действиями правительство АРЕ прилагает усилия для налаживания отношений с бедуинскими племенами.

Однако принимаемые властями меры не привели к улучшению ситуации на полуострове. Более того, исламистские боевики и террористы активизируют свои действия на севере Синая. Постоянным нападениям подвергаются египетские военные и полицейские. Число погибших силовиков на полуострове со времени прихода к власти в АРЕ военных летом 2013 г. превысило 400 человек.

1 июля с. г. на севере полуострова была совершена серия беспрецедентных одновременных атак на блокпосты и расположения египетской армии и МВД в районе Шейх-Зувейд и Рафах. Противостояние между сторонами продолжалось 16 часов, став самым продолжительным с момента проведения антитеррористической операции на полуострове. Для отражения атаки противника военные использовали истребители F-16. Потери силовиков убитыми составили 64 человека, сообщается об уничтожении до 100 боевиков (из примерно 300 участвовавших в атаках). В целом нападение на правительственные силы 1 июля показало, что «операции боевиков на Синае вышли на новый качественный организационный и технический уровень».

Учитывая сложность ситуации на Синае, борьба с терроризмом здесь, по словам А. Ф. ас-Сиси, «будет долгая и трудная». Причем темпы реализации властями неотложных мер по улучшению положения дел в регионе пока явно уступают темпам обнищания местного населения, что «является основной питательной средой для распространения радикального исламизма», а египетское командование по-прежнему демонстрирует неумение проводить эффективные операции в условиях партизанской войны. К тому же сказывается «либо благожелательное, либо нейтральное отношение значительной части бедуинов к джихадистам, связанное с их обидой на многолетнюю дискриминационную политику Каира по отношению к ним, а также личная материальная заинтересованность многих племен в продолжении нестабильности на полуострове». Таким образом, синайская проблема в обозримой перспективе останется для президента А. Ф. ас-Сиси и его команды «тем перманентным раздражителем, который будет отвлекать от амбициозных планов по восстановлению былого влияния АРЕ в ближневосточном регионе».

52.17MB | MySQL:103 | 0,552sec