Развитие национального военного производства в Турции

Один из показателей самодостаточности и независимости государства – это его способность организовывать производство собственных высокотехнологичных образцов военной техники. Зависимость от зарубежных поставщиков, во-первых, всегда может причинить вред обороноспособности страны, в случае осложнения отношений с бывшими партнерами, во-вторых – несет под собой серьезные экономические расходы. Разработка собственных военных технологий позволяет поддержать национальное промышленное производство, повысить уровень инвестиций в технологические исследования, в том числе, и с возможностью дальнейшей конвертации их результатов на благо гражданских отраслей; создать значительное количество рабочих мест. Таким образом, инвестиции в собственный ВПК производят определенный мультипликационный эффект, благотворно влияющий на всю экономику (если, разумеется, речь не идет о его непропорционально большом весе в общем производстве, характерном для излишне милитаризированных стран).

Турция с начала XXI века целеустремленно повышает расходы на оборону. С учетом общего стремительного роста ВВП страны, доля оборонных расходов в госбюджете выглядит сокращающейся – с 9% в 2002 году до 5,8% в 2014 (по данным SIPRI). Однако, если взять уровень расходов в долларовом эквиваленте на душу населения, то мы видим рост за тот же период со 139 долларов до 298. Для сравнения, в Египте аналогичные показатели дают рост с $41,5 до $59,5, в Иране – с $48 до 166 в 2012 г. Страны Персидского залива обгоняют Турцию по этому показателю, что, впрочем, безусловно связано с более широкими финансовыми возможностями за счет экспорта дорожавших за этот период энергоносителей.

В значительной мере эти расходы позволили Турции приблизиться к обеспечению вооруженных сил собственной военной техникой. В мае 2015 года министр обороны Исмет Йылмаз сообщил, что уровень зависимости Турции от зарубежной военной техники сократился с 85-90% 10-12 лет назад до менее чем половины. Общий объем техники турецкого производства достиг 60%. Также весной премьер-министр Ахмет Давутоглу  подтвердил стремление Турции добиться технологической независимости в военной сфере, пообещав, что первый отечественный истребитель будет сдан в эксплуатацию в 2023 году.

Наиболее широко известными проектами турецкого ВПК в настоящий момент являются: основной боевой танк ALTAY,  ударный вертолет T-129 ATAK, бронетранспортер Pars. Новые проекты турецкого ВПК по заявленным показателям находятся на достаточно высоком уровне и могут составить конкуренцию образцам техники производимой другими странами. Это подтверждается и растущими объемами военного экспорта: по некоторым данным Турция поставляет продукцию военного назначения в более чем 100 стран мира.

Однако, необходимо отметить, что как и во многих других развивающихся странах, ставящих перед собой задачу создания собственного самостоятельного ВПК, военная продукция Турции оказывается зачастую, несмотря на формально турецкое происхождение, лишь результатом импорта технологий, без развития собственной конструкторской базы. В качестве примера можно взять широко разрекламированный вертолет Т-129. Фактически, это лицензированная версия вертолета Augusta A129 Mangusta, производимого итальянской компанией Augusta Westland. О переговорах с зарубежным партнером было сообщено весной 2007 года, а 7 сентября был подписан контракт стоимостью $1,2 млрд. По соглашению между Turkish Aerospace Industries и Augusta Westland стороны договорились о разделе технических работ: турецкой стороне досталась проектировка авионики вертолета, вооружения, систем защиты и нашлемных систем. Работа над двигательной системой также была выполнена турецким производителем, но основой для двигателя стали лицензированные американские двигатели LHTEC CTS800-4N. В целом, большая часть систем стали копиями или модификациями уже существующих зарубежных систем. Нельзя, впрочем, заявлять, что вертолет стал лишь примером технического «плагиата», пусть и лицензированного. Турецкими компаниями, участвовавшими в разработке, была проведена большая работа по модифицированию полученных технологий и обеспечения их соответствия требованиям турецких ВВС. Специально для вертолета при участии  крупнейших исследовательских центров был создан радар миллиметрового диапазона MILDAR.

Участие зарубежных поставщиков в производстве турецкой техники ведет к сохранению зависимости от иностранных партнеров, иногда в весьма щепетильных вопросах. Так, к примеру, США отказались подписывать соглашение о лицензированном производстве уже упомянутых двигателей вертолета, вместо этого изъявив согласие лишь на техническое обслуживание готовых двигателей, произведенных компанией «Роллс-Ройс». Это накладывает определенные ограничения на экспорт вертолета, который отныне может быть запрещен американской стороной. Также свои ограничения на экспорт может наложить и Италия.

Турции уже пришлось столкнуться с проблемой запрета экспортных поставок продукции с использованием зарубежных комплектующих. В 2011 году турецкая компания МКЕ подписала контракт с Азербайджаном на поставку самоходных гаубиц Т-155, однако немецкая компания MTU, отказалась продавать двигатели для заказанной Азербайджаном техники, объясняя это тем, что «формально Баку находится в состоянии военного конфликта с Ереваном». Эти примеры демонстрируют пагубность зависимости от иностранных партнеров при производстве техники военного назначения.

Развитие национальной оборонной промышленности – одно из доказательств к достижению Турцией политической независимости от зарубежных партнеров, в том числе США. Всемирно известный американский военный специалист Эдвард Люттвак писал, что использование иностранной военной техники ведет к ущербу для  суверенитета: «За первой поставкой следуют годы зависимости». Использование импортных образцов вооружения привязывает страну к поставкам запасных и сопутствующих частей из-за рубежа, осложняет модернизацию имеющихся образцов вооружения. Стремление Турции к военной независимости может означать и стремление к независимости политической, к проведению более самостоятельной внешней политики. Определенную эволюцию на этом пути мы уже можем видеть, анализируя действия Турции на Ближнем Востоке на протяжении последнего десятилетия. Однако, говорить о полном выходе Турции из технологической зависимости в сфере ВПК нельзя. Основными слабыми местами турецкой военной промышленности является производство двигателей (как для авиационной, так и для сухопутной техники), нехватка современных материалов, относительно невысокий уровень развития компьютерных систем. Осуществить переход на полностью национальное производство военной техники Турция не способна ни в настоящий момент, ни в ближайшем будущем. Более того, заявленный уровень использования собственно турецкой техники в 54% от общего объема, является некоторым лукавством, учитывая, что ключевые компоненты, без которых невозможно функционирование боевых машин все еще остаются импортированными. Однако не стоит забывать о еще одной важной функции развития национального оборонного производства – военном экспорте. Успешно используя иностранные технологии, Турция может сделать ставку на маркетинг в военном экспорте и добиться своей собственной ниши на международном рынке вооружения.

52.37MB | MySQL:103 | 0,513sec