Ситуация в Ливане: август 2015 г.

Ситуация в Ливане в августе 2015 года демонстрировала все признаки обострения. Помимо ставшего уже хроническим президентского кризиса, присутствия на территории страны миллиона двухсот тысяч сирийских беженцев, постоянных срывов в работе правительства, вызванных бойкотом заседаний со стороны министров, представляющих Свободное патриотическое движение (СПД) к проблемам страны добавился «мусорный кризис», вызвавший появление мощного движения гражданского протеста.

Толчком к мусорному кризису послужило закрытие ливанскими властями гигантской свалки в Нааме, в 15 километрах к югу от Бейрута, куда до сих пор свозились отходы столицы. Свалка принадлежала частной компании «Суклин», немало нажившейся на прибыльном мусорном бизнесе. Еще в феврале с.г. министр внутренних дел Нухад Машнук объявил о закрытии в июле свалки в Нааме в связи с многочисленными протестами местных жителей. Министерству экологии и городского хозяйства было поручено разбить страну на шесть зон, на каждой из которых должно находиться предприятие по хранению и переработке мусора. Однако коррупция в рамках правительства, где каждый министр лоббирует своего «мусорщика», не позволила провести тендер до июля с.г. В результате к моменту закрытия старой свалки замену ей так и не нашли.

Невыносимое положение с неубранным мусором в столице Ливана в пик жары привело к стихийным протестам, которые оформились в движение «Вы воняете» (тезис, обращенный, вероятно, к представителям правящей элиты). Журналисты ливанской газеты «Аль-Ахбар» убеждены в том, что за НПО, участвующими в данном протестном движении стоят американские спецслужбы. Газета указывает на то, что лидерами данного движения являются Марван Маалуф, Имад Баззи, Асаад Себьян и Люсьен Бурджейли. Все они в разное время проходили стажировку в так называемом Центре поддержки ненасильственных акций (CANVAS, Center for applied non violent action  and strategies), отметившемся в подготовке «цветных революций» в Сербии в 2000 году, в Грузии в 2003 году и на Украине в 2004 году.  Марван Маалуф, в частности участвовал в сербских событиях и был хорошо лично знаком с лидерами молодежных движений «Кмара» (Грузия), «Отпор» (Сербия) и «Пора» (Украина). По мнению журналистки Шармин Марвани, активную помощь нынешним активистам ливанских НПО в свое время оказал американский Национальный фонд поддержки демократии (National Endowment for Democracy, NED). Журналистка пишет также о том, что Асаад Себьян в свое время принимал участие в программе MENI (Программа помощи молодым политикам Ближнего Востока и Северной Африки). Журналистка сравнивает нынешнее протестное движение с «революцией кедра», произошедшей в Ливане в марте 2005 года, результатом которой стал вывод сирийских войск из страны. По ее сведениям, «революция кедра», архитекторами которой были  США и блок Саада Харири, а непосредственными организаторами ливанский журналист Самир Касир и эксперт по коммуникациям и маркетингу Эли Хури, была задумана еще за полгода до гибели Рафика Харири.

Возможно, что в анализе ливанской журналистки есть доля правды. Американская внешняя политика является в президентство Б.Обамы как никогда идеологизированной, а спонсируемые Госдепом США организации ведут агрессивную и назойливую подрывную работу везде. Однако в ливанской ситуации августовские протесты имеют глубокую социальную подоплеку. По сути дела ливанское общество столкнулось с необходимостью смены политической элиты. Нынешняя политическая элита, составленная из полевых командиров войны 1975-1990 годов и доминирующая в политической жизни страны после Таифских соглашений 1990 года, в последнее время показала полную неспособность справиться с охватившим Ливан кризисом. В мелочной борьбе амбиций и непрерывной коррупции ливанские политики уже неспособны обеспечить элементарные нужды своих избирателей. Речь идет не только  о проблеме уборки мусора, но и о периодических веерных отключениях электроэнергии и перебоях с подачей воды в весенний период.

Ситуация особенно обострилась 22 августа, когда участники протеста устроили сидячую забастовку около здания ливанского правительства. К лозунгам о необходимости решения мусорной проблемы добавилось требование об отставке правительства. На разгон манифестантов были посланы силы безопасности, применившие дубинки и резиновые пули. В результате 30 человек, по данным ливанского Красного Креста, получили ранения. При этом один из протестующих, Мухаммед Кассир получил тяжелое ранение в голову. 23 августа протесты усилились, а лидеры ливанских НПО потребовали наказания виновных в расправе над демонстрантами. 24 августа под давлением демонстрантов министр внутренних дел Н.Машнук огласил результаты тендера на размещение новых предприятий по хранению мусора. Итоги тендера не удовлетворили протестующих, потребовавших их пересмотра. 29 августа премьер-министр Ливана Нухад Машнук объявил об отмене тендера.

Помимо протестов ливанских НПО одной из острых проблем в августе являлся правительственный кризис, спровоцированный министрами от СПД генерала Ауна. Мишель Аун, давно уже огласивший президентские амбиции для поддержания своего политического авторитета дал указание своим министрам не являться на заседание правительства, что систематически нарушает кворум и не дает решить насущные вопросы Ливана, например, назначить новых руководителей силовых структур. Раздражение других ливанских политиков подобными действиями дошло до того, что даже бывший союзник М.Ауна по Коалиции 14 марта, спикер ливанского парламента и лидер движения «Амаль» Набих Берри заявил, что на выборах «не будет голосовать за Ауна».

В то же время основной союзник М.Ауна, лидер движения «Хизбалла» шейх Хасан Насралла в своих выступлениях 14 и 20 августа вновь выразил поддержку кандидатуре М.Ауна на пост президента. Он назвал Мишеля Ауна «обязательным переходом на пути к президентству». Ливанские журналисты по-разному трактовали это выражение. Одни как то, что лидер «Хизбаллы» хочет видеть Ауна президентом, другие как то, что без консультаций с Ауном никто не может выдвинуть свою кандидатуру на президентский пост. Х.Насралла призвал «покончить с негласным доминированием одной общины в ливанских делах». При этом недвусмысленно намекнул на суннитскую общину, которая во время сирийской оккупации и кабинетов Рафика Харири фактически стала господствовать в политической жизни страны. Добившись существенного увеличения полномочий правительства и премьер-министра за счет президентских, подчинение лично премьеру министерств социального обеспечения и общественных работ, создание различных непрозрачных фондов и советов. Все это, по мнению Х.Насраллы, способствовало созданию «параллельного государства», частично маргинализировавшего шиитскую и христианскую общины Ливана. Он призвал всех ливанцев к серьезному диалогу с целью выработать новые основы политической системы и гражданского мира в стране. Насралла отметил, что сторонники «Хизбаллы» не выйдут на улицы, чтобы поддержать манифестации членов СПД, но при этом констатировал, что его движение не даст «отодвинуть в угол Мишеля Ауна или нанести ему ущерб».

Силовые структуры Ливана в августе продолжали борьбу с террористическими организациями. Одним из ее проявлений стал арест 15 августа в аэропорту Бейрута салафитского шейха Ахмада аль-Асира. Ахмад аль-Асир стал муллой в Сайде в 1997 году, затем возглавил там салафитский кружок. Заручившись финансированием со стороны определенных саудовских кругов и Саада Харири, он развернул пропаганду ненависти по отношению к Ирану, Сирии и движению «Хизбалла». В июне-июле 2012 года Ахмад аль-Асир провел сидячую забастовку своих сторонников в знак протеста против «дискриминации суннитов в Ливане». С конца 2012 года создал вооруженный отряд своих сторонников, который в начале 2013 года проводил серьезные стычки с местными шиитами. В конце июня 2013 года он с группой сторонников организовал вооруженное нападение на армейский блок-пост около своей мечети, в результате которого погибло 10 военнослужащих. Серьезный вооруженный конфликт в июне-июле 2013 года закончился поражением Асира. Сам салафитский лидер ушел в подполье, периодически выступая в Твиттере с экстремистскими призывами. В Бейруте он хотел вылететь по подложному палестинскому паспорту в Нигерию. Задержание А.аль-Асира рассматривается как большой успех ливанских силовиков. К его негативным моментам относятся страх за судьбу 25 ливанских солдат, захваченных в августе прошлого года заложниками в Арсале боевиками «Джабхат ан-нусры», а также конфликт в лагере палестинских беженцев Айн аль-Хильве. 16-17 августа в лагере произошли стычки местных салафитов с ливанской полицией и сторонниками движения ФАТХ.

52.25MB | MySQL:103 | 0,554sec