О добровольческих вооруженных формированиях, воюющих на стороне правительства Башара Асада. Часть 1

В связи с большими потерями, понесенными сирийской  армией в борьбе с террористами и вооруженной оппозицией в боевых действиях в этой стране все большее значение приобретают вооруженные формирования, защищающие правительство в Дамаске на добровольной основе. Национальные силы самообороны начали создаваться в Сирии в конце 2012 года. После тяжелых поражений в Алеппо, Хомсе и регионе Дамаска стало ясно, что Сирийской Арабской Армии чрезвычайно сложно сражаться на нескольких фронтах одновременно, да еще и удерживать тыловые или недавно занятые у противника территории. Это побудило правительство Б.Асада на основе народных комитетов приступить к созданию милиций. Первоначально их задача состояла в охране дорог, стратегически важных центрах и несении гарнизонной службы на отнятых у боевиков территориях. Однако затем эти части стали все чаще использовать в боевых действиях. Как сообщил корреспонденту ливанской газеты Orient le Jour высокопоставленный сотрудник Департамента политической безопасности Сирии, пожелавший остаться анонимным, «Сирийская армия не разгромлена, как полагают ее противники,  и сохранила боеспособность. Однако давление на нас стало слишком тяжелым. Поэтому мы и прибегли к помощи сил самообороны».

Численность сил самообороны, составлявшая вначале около 90 тысяч человек, выросла со временем до 150 тысяч. По признанию одного из сотрудников сирийских спецслужб они действуют в тесной координации с Департаментом политической безопасности. Часть добровольцев получает довольно приличное по меркам современной Сирии денежное довольствие – до 300 долларов в месяц, чем вызывает ревность со стороны сирийских военнослужащих, где каждому солдату в месяц выдается около 10 долларов. Впрочем, есть и такие полевые командиры, которые снаряжают и финансируют свои отряды на собственный счет. С одним из таких руководителей провел интервью турецкий журналист Фехим Таштекин. По признанию этого полевого командира, алавита из Тартуса, до войны у него было два больших автосалона. Он продал свои магазины и все деньги вложил в свой отряд численностью около ста человек.

Целесообразно осветить деятельность наиболее заметных добровольческих формирований. В регионе Латакии к ним относится, прежде всего, «Сирийское сопротивление» (аль-Мукаввама ас-Сурийя). Ее возглавляет шестидесятилетний уроженец Турции Али Кайяли. В молодости этот поклонник Че Гевары был боевиком одной из турецких левацких группировок и поддерживал дружеские связи с лидером РПК Абдуллой Оджаланом. Затем он связался с сирийскими спецслужбами и возглавил «Фронт освобождения Искандеруна», региона отошедшего от Сирии к Турции в результате сговора 1936 года. С началом волнений в Сирии в 2011 году он встал на сторону правительства Башара Асада и занялся подготовкой добровольцев. Сам А.Кайяли во многих интервью утверждает о светском характере своей милиции, о том, что наряду с алавитами в ее рядах сражаются сунниты и христиане. В то же время наблюдателями подтверждается его тесная связь с алавитским шейхом Муваффаком аль-Газалем и прошиитские симпатии. А.Кайяли тесно связан с иранскими спецслужбами. Его отряды принимали участие в военных действиях в Хомсе, в обороне Латакии в марте-апреле 2014 года, в разблокировании шиитских анклавов Нуболь и Захраа около Алеппо. Однако в мае этого года они проявили себя не лучшим образом в боях за Идлиб и Джиср эш-Шугур, не смогли удержать фронт и подорвали доверие к себе со стороны сирийского военного командования.

Другой алавитской милицией является Лива ад-дир ас-Сахель («Бригада Щит побережья»). Эмблема бригады

image001

В задачи этой милиции, координирующей свои действия с Республиканской гвардией Махера Асада, входит защита средиземноморского побережья страны, прежде всего, Латакии и Тартуса. В время боев  в апреле 2014 года они не допустили захват боевиками-исламистами родного села семейства Асадов Кардахи. Боевики Бригады «Щит побережья» получают денежное содержание в размере 40 тысяч сирийских фунтов в месяц.

В последнее время в ряде СМИ все чаще появляется информация о намерении Ирана создать в Сирии аналог ливанской «Хизбаллы». Ядром этой будущей милиции должна стать военная организация «Кувват ар-Рида» (Силы Реза, названная так в честь шиитского Имама Али Реза). Появление этой организации датируется летом 2013 года, когда «Хизбалла» начала активные действия на сирийской территории. Основу добровольцев составляют выходцы из крестьянских семей провинций Хама и Хомс, а также столичного региона. Большинство боевиков данной милиции составляют шииты, хотя есть среди них и сунниты. О духовном родстве этих вооруженных формирований с «Хизбаллой» говорит даже их логотип.

image002

Командиром бригады во время ее становления был один из военных руководителей «Хизбаллы» Хамза Ибрагим Хайдер (Абу Мустафа). Боевики этой милиции достаточно эффективно сражались в ходе боев в Хомсе, в предместьях Дамаска Западной и Восточной Гуте, в горном районе Каламун и в провинции Дераа.

Другой шиитской милицией Сирии является «Бригада госпожи Рукайя» (Лива ас-Сайида Рукайя), названная так в честь дочери Имама Хусейна. Гробницы Сайида Зайнаб и Сайида Рукайя, расположенные в Сирии, являются местами поклонения шиитов не только Сирии, но и всего мира. Основу воюющих здесь добровольцев составили молодые шииты проживающие в районе Дамаска аль-Амин. Данная милиция является чисто сирийским шиитским формированием. Наряду с ним в Сирии на стороне правительства Башара Асада воюют группировки, основу которых составляют иракские шииты: «Бригады Абу Фадля Аббаса», «Бригада Зульфикара» (Лива Зульфикар), «Батальоны Имама Али» (Катаиб Имам Али).

image003

Эмблема бригады. Подпись внизу: Джафаритские силы. Исламское сопротивление в Сирии.

Своя милиция есть и у сирийских христиан. Это вооруженные формирования Сирийской социально-национальной партии (ССНП). Партия была основана в 1932 году ливанским православным христианином Антуном Сааде. Идеологической установкой ССНП является создание Великой Сирии в составе Сирии, Палестины, Ливана, Ирака, Иордании и Кипра. В противовес панарабизму партия с самого начала выдвигала идею сирийского национализма, а среди своих предшественников числила даже царей древности Ашшурбанипала и Хаммурапи. В 50-е-60-е годы прошлого века ССНП долгое время вела ожесточенную политическую борьбу с баасистами и находилась в Сирии вне закона. ССНП провозглашает свою внеконфессиональную направленность. В Ливане ее основу составляли представители православной общины, хотя среди партийцев было и остается немало шиитов, суннитов и греко-католиков. В Сирии ССНП была легализована в 2005 году. Партия представлена в парламенте тремя депутатами. Однако вооруженные формирования сирийских христиан ориентированы не на сирийское крыло партии во главе с Али Хайдаром, а на ливанское крыло во главе с Асаадом Харданом. Они называются «Орлы урагана» (Нусур аз-заубаа). Знак заубаа является партийной эмблемой с 1930-х годов.

image004

Бойцы ССНП участвовали в военных действиях в Хомсе, несут охрану долины Вади ан-Насар, населенной в основном христианами. В последнее время они все чаще принимают участие в боевых действиях в провинции Сувейда, помогая местным друзам. Вооруженные формирования партии несут большие потери, что подтверждается значительным количеством фотографий погибших на ее сайте.

52.34MB | MySQL:110 | 0,628sec