Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (5 -11 октября 2015 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Сирии и Турции. Сирийские правительственные войска, используя результаты ударов российской авиации и ВМФ, 7 октября перешли в наступление на боевиков исламистских экстремистских группировок на севере и северо-западе страны. В столице Турции Анкаре 10 октября был совершен крупнейший теракт, в результате которого погибли 95 и пострадали 246 человек.

Авиационная группировка Воздушно-космических сил (ВКС) России, действующая в Сирии, усиливает нанесение ударов по целям «Исламского государства» (ИГ) и других экстремистских группировок на территории САР. Российская авиация наносит точечные удары по пунктам управления, узлам связи, укрепленным районам, скоплениям боевой техники, лагерям подготовки боевиков, складам боеприпасов, объектам тыловой инфраструктуры в провинциях Алеппо, Ракка, Дамаск, Хомс, Хама, Латакия, Идлиб и Дейр-эз-Зор. 7 октября корабли Каспийской флотилии провели 26 пусков крылатых ракет по 11 целям в САР. Эти удары привели к тому, что боеспособности экстремистов был нанесен существенный ущерб. Боевики испытывают острую нехватку в вооружении, боеприпасах и ГСМ. Часть боевиков деморализована и активно покидает районы боевых действий, пытаясь экстренно уйти в безопасные места, чтобы оправиться от российских бомбардировок, перемещают оружие и технику в жилые кварталы городов.

Используя результаты ударов вооруженных сил России, сирийские правительственные войска при поддержке народного ополчения начали 7.10 наступление на северо-западе и севере страны в провинциях Латакия, Идлиб и Хама. В ходе боев военные овладели целым рядом населенных пунктов. Вместе с тем, боевики оказывают армии упорное сопротивление, что сказывается на темпах наступления. Одновременно на минувшей неделе боевики ИГ атаковали позиции некоторых экстремистских исламистских группировок к северу от Алеппо и овладели пятью населенными пунктами.

Президент России В. Путин заявил 11 октября: «Наша задача (в Сирии) заключается в том, чтобы стабилизировать законную власть и создать условия для поиска политического компромисса». При этом наземная операция на сирийской территории полностью исключена.

В МО РФ подтвердили, что российский истребитель Су-30 совершил кратковременный заход в турецкое воздушное пространство. Представители России и Турции заявили о готовности обсуждать вопросы, связанные с предотвращением инцидентов с нарушением турецкого воздушного пространства авиацией РФ. В то же время президент Турции Р. Т. Эрдоган заявил в этой связи, что Анкара может пойти на пересмотр ранее принятых экономических решений по сотрудничеству с РФ. Высказывания Эрдогана о возможном пересмотре договоренностей по газу эксперты расценивают как предвыборную риторику, потому что Турция пока не имеет альтернативы российскому газу. На совещании министров обороны стран-членов НАТО было заявлено, что альянс готов направить в Турцию войска для ее защиты после нарушения турецкого воздушного со стороны ВКС РФ. Однако МИД Турции заявил, что Анкара не направляла в НАТО просьбу о введении в страну войск альянса.

Глава Пентагона Э. Картер заявил 5 октября, что США и их союзники предпримут необходимые шаги, чтобы противостоять России в связи с ее операцией в Сирии. Картер подтвердил, что США не станут сотрудничать с Россией пока ее «стратегия (в Сирии) не будет изменена», но отметил, что «сохраняются открытыми каналы для контактов в целях обеспечения безопасности наших военных». По словам Э. Картера, «действия России будут иметь серьезные последствия для самой России. В ближайшие дни Россия может понести потери в Сирии». Совет НАТО призвал Россию «немедленно прекратить удары по умеренной оппозиции» в САР и «сосредоточить свои усилия на борьбе с ИГ, а также продвигать решение конфликта путем политической передачи власти».

Представители военных ведомств России и США 10 октября обсудили безопасность воздушных операций над Сирией. При этом в МО РФ отметили прогресс в согласовании договоренности с Пентагоном об обеспечении безопасности полетов военной авиации при нанесении ударов в этой стране.

Москва готова установить контакты с оппозиционной Сирийской свободной армии (ССА) для ее подключения к процессу политического урегулирования в Сирии, заявили 7 октября в МИД РФ. Однако в Госдепартаменте США «не считают реалистичным» объединение усилий армии Б. Асада и ССА в борьбе против ИГ. Сирийская оппозиция призвала к созданию региональной коалиции для борьбы с «российско-иранским оккупационным союзом». Саудовская Аравия планирует увеличить поставки оружия боевикам трех группировок сирийской оппозиции. В то же время США сократят масштабы подготовки вооруженной сирийской оппозиции, и будут оказывать поддержку только лидерам тех групп оппозиции в Сирии, которые борются с ИГ.

Президент России В. Путин и наследник наследного принца и министр обороны Саудовской Аравии М. бен Сальман 11 октября обсудили в Сочи практические шаги по выходу на политическое урегулирование в Сирии. «Было подтверждено полное совпадение тех целей, которые Саудовская Аравия и РФ преследуют в отношении Сирии. Это, прежде всего, недопущение того, чтобы в Сирии восторжествовал террористический халифат», а также, чтобы «в Сирии восторжествовало национальное примирение».

Крупнейший за последнее время теракт был совершен 10 октября в столице Турции Анкаре: террористы-смертники взорвали две бомбы в толпе активистов профсоюзных и общественных объединений, собравшихся на митинг в поддержку мира и против действий курдских террористов. Погибли 95 человек, а 246 — получили ранения. Ни одна их действующих в Турции террористических группировок не взяла на себя ответственность за это преступление. Турецкие спецслужбы склоняются к тому, что теракт могли совершить боевики ИГ. В Турции объявлен трехдневный траур и на это срок приостановлена предвыборная кампания перед парламентскими выборами, назначенными на 1 ноября. Сепаратистская Рабочая партия Курдистана (РПК) объявила о перемирии с турецкими властями до выборов. В Анкаре, Стамбуле, Измире, Диярбакыре и ряде других городов страны 11 октября прошли многотысячные митинги, участники которых протестовали против террора и возлагали часть ответственности за теракт в Анкаре на политику президента Турции Р. Т. Эрдогана. В ряде мет имели место столкновения митингующих с полицией. ВВС Турции 11 октября атаковали лагеря РПК на севере Ирака.

Не снижается уровень напряженности в зоне палестино-израильского конфликта. В Восточном Иерусалиме и на Западном берегу реки Иордан (ЗБРИ) продолжаются столкновения арабских террористов с израильскими силами правопорядка. Еврейские поселенцы на ЗБРИ совершают нападения на палестинцев. Стычки палестинцев с израильскими военными происходят и на границе Израиля с сектором Газа, где палестинцы неоднократно пытались прорваться на израильскую территорию. Массовые беспорядки с участием молодежи происходили в большинстве крупных арабских населенных пунктов в Израиле. Волна столкновений приводит ко все новым жертвам с обеих сторон. Наиболее часто палестинцы нападают на израильтян с использованием ножей и отверток, а нынешние события уже получили название «интифады ножей». Участились случаи ракетных обстрелов Израиля из сектора Газа. В ответ израильские ВВС наносят удары по боевикам. Правительство Израиля приняло решение о призыве резервистов корпуса пограничной стражи. Поводом для конфликта, как не раз уже бывало в прошлом, послужила ситуация вокруг Храмовой горы, где расположена одна из главных мусульманских святынь — мечеть Аль-Акса. Глава правительства Израиля Б. Нетаньяху запретил министрам и депутатам Кнессета подниматься на Храмовую гору. Арабские депутаты отказались подчиниться этому распоряжению.

8 октября спецпредставитель генсека ООН в Ливии, глава Миссии ООН по поддержке в Ливии Б. Леон сообщил, что в ходе межливийского политического диалога достигнута договоренность о формировании правительства национального единства в этой стране. Его возглавит Фаиз Сарадж. Тем временем сообщается о переброске исламистских боевиков, в том числе из рядов ИГ, из Сирии в Ливию. Это происходит в связи с тем, что ряд вооруженных милиций, которые противятся переговорному процессу, стремятся взять под свой контроль столицу Триполи и сорвать политическое соглашение по урегулированию между враждующими ливийскими лагерями.

В Йемене на минувшей неделе шиитские мятежники-хоуситы и сторонники бывшего президента страны А. А. Салеха сообщили о своем согласии признать резолюцию Совбеза ООН 2216, предусматривающую вывод вооруженных формирований противников президента А. М. Хади из занятых ими городов и их разоружение. Йеменское правительство приветствовало заявление мятежников, но потребовало от них конкретных шагов по выполнению обещаний. Между тем боевые действия в стране продолжаются. Сторонники А. М. Хади сообщили о продвижении правительственных сил к городу Таиз и красноморскому порту Моха.

Боевики Движения «Талибан» продолжают наступление на севере Афганистана. Экстремисты предприняли попытку захвата города Меймене — административного центра провинции Фарьяб. Возобновились бои между частями правительственной армии и талибами в Кундузе. Командующий силами США в Афганистане генерал Дж. Кэмпбелл дал крайне пессимистичную оценку боевым способностям афганской армии. По его словам, правительственные войска недостаточно обучены и вооружены, чтобы эффективно бороться с талибами. Одновременно генерал считает, что большинство боевиков «Талибана» готовы к мирным переговорам с кабульскими властями, в то время как террористы из группировки «Сеть Хаккани», которая чаще других нападает на войска США и НАТО, а также «Аль-Каида» к мирным переговорам не готовы. Генерал выступает против предложения президента США Б. Обамы по уменьшению числа американских военнослужащих в стране. Этот шаг, по его мнению, «приведет к ограничению возможностей тренировки афганских войск и уменьшит эффективность контртеррористических операций». Пакистан заявил о готовности выступить посредником в организации переговоров между властями Афганистана и движением «Талибан».

События на Ближнем Востоке и развитие двусторонних отношений стали ведущими темами телефонного разговора президентов России и Египта В. Путина и А. Ф. ас-Сиси, состоявшегося 7 октября. «С египетской стороны была дана позитивная оценка усилий российских вооруженных сил» в Сирии, — подчеркнул пресс-секретарь российского президента Д. Песков.

Главным событием начавшегося 10 октября официального визита премьер-министра Франции М. Вальса в Каир стало подписание контракта о покупке Египтом двух вертолетоносцев типа «Мистраль», построенных для России. Кроме того, оборонные ведомства Египта и Франции подписали соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности и обороны.

Переговоры с США вести нельзя, поскольку они не приносят никакой пользы и «всегда оборачиваются попыткой Америки причинить вред Исламской Республике», — заявил 7 октября верховный руководитель Ирана А. Хаменеи. Он запретил любые переговоры с США, но подчеркнул, что Иран не против переговоров с другими государствами, в том числе европейскими.

11 октября Иран объявил об успешном испытательном пуске «высокоточной баллистической ракеты» с дальностью полета до 1,7 тыс. км.

Иранский Меджлис (парламент) 11 октября большинством голосов одобрил закон, позволяющий правительству страны приступить к реализации соглашения по ядерной программе ИРИ, подписанному 15 июля между Тегераном и «шестеркой» международных посредников.

В курдской автономии Ирака, главным образом в провинции Сулеймания, на минувшей неделе проходили массовые акции протеста. Их участники выражали недовольство задержкой выплат зарплат госслужащим, но главное – требовали отставки президента автономии М. Барзани. В ходе столкновения с полицией были убиты несколько человек, имеются раненые. Протестующие в провинции Сулеймания нападали и поджигали офисы Демократической партии Курдистана, лидером которой является М. Барзани.

Приложение

 

 

О некоторых особенностях внешней политики Мавритании

 

 

Исламская Республика Мавритания (ИРМ), расположенная на северо-западе Африки и в Сахеле — регионах, для которых характерна перманентно сложная и нестабильная обстановка, высокий уровень террористической угрозу. Данные обстоятельства во многом обусловливают основные направления внешнеполитической деятельности руководства страны, связанные с необходимостью обеспечения безопасности республики и ее границ, развитием сотрудничества с соседними государствами в интересах совместной борьбы с терроризмом. Принимая во внимание то обстоятельство, что Мавритания является одной из наименее развитых стран Африки, другим важнейшим направлением ее внешней политики остается деятельность, направленная на получение столь необходимой республике зарубежной экономической, финансовой и технической помощи.

В последние годы особое беспокойство мавританского руководства вызывает обстановка в Мали, где продолжается вооруженный конфликт, активно действуют вооруженные сепаратистские, экстремистские и террористические группировки, что усиливает общую напряженность в зоне Сахеля. Ситуация существенно осложняется наличием протяженной (2237 км) границы между ИРМ и Мали, малочисленностью мавританской армии и других национальных силовых структур (22-23 тыс. человек). К тому же их выучка и техническое оснащение оставляют желать лучшее. После начала международной военной операции в соседней стране в январе 2013 г. Мавритания фактически отказалась от участия в ней, но не возражала против действий французской армии в Мали. Вдоль границы с Мали были развернуты дополнительные силы армии ИРМ. Положение дел усугубляется притоком малийских беженцев в Мавританию, число которых составляет примерно 150 тыс. человек. Это серьезно осложняет и без того непростую социально-экономическую и политическую ситуацию в ИРМ. В марте текущего года в Нуакшоте прошла конференция стран, граничащих с Мали, на которой ее участники договорились усилить меры для укрепления границ с тем, чтобы не допустить проникновения на свои территории террористов и криминальных элементов. Оценивая в целом официальную позицию Нуакшота к малийскому конфликту, можно утверждать, что для руководства Мавритании приоритетом по-прежнему остается не война в соседнем государстве, а защита собственной территории и поддержание стабильности в своей стране.

Серьезную угрозу для Мавритании представляет транснациональная террористическая группировка «Аль-Каида в странах исламского Магриба» (АКИМ), боевики которой неоднократно совершали нападения на территорию ИРМ. В Нуакшоте высказывают серьезное опасение неконтролируемым распространением в регионе оружия, похищенного из ливийских военных складов, попаданием этого оружия в руки боевиком АКИМ и других террористических группировок.

В сложившейся ситуации Мавритания прилагает усилия по налаживанию регионального и международного взаимодействия в деле борьбы с терроризмом. Республика сотрудничает в этом вопросе с Алжиром и другими соседними странами, особенно с Нигером и Мали, хотя уровень и эффективность этого сотрудничества остаются невысокими. В сентябре 2015 г. на очередном совещании начальников штабов вооруженных сил Алжира, Мавритания, Мали и Нигера, прошедшем в городе Таманрассет на юге Алжира, было заявлено, что четыре страны активизируют борьбу с терроризмом и организованной преступностью, а также усилят контроль на государственных границах. Напомним, что с 2010 г. в Таманрассете действует совместный оперативный штаб стран «четверки». В вопросах борьбы с терроризмом ИРМ также сотрудничает с США и Францией.

Координацию действий в рамках регионального сотрудничества между странами Сахеля в сфере политики и безопасности ИРМ осуществляет в рамках созданной в феврале 2014 г. «группы пяти» — Буркина-Фасо, Мавритания, Мали, Нигер и Чад.

Для внешней политики Мавритании характерно стремление к поддержанию тесных политических экономических и иных контактов со странами Арабского Магриба, Сенегалом и Мали. В то же время отношения ИРМ с соседними странами, особенно с Марокко и Сенегалом остаются сложными. Сказывается наличие как политических противоречий, так и спорных пограничных и иных проблем.

Негативное воздействие на Мавританию, ее отношения с Марокко и Алжиром продолжает оказывать неурегулированность западносахарской проблемы, бесперспективность ее политического урегулирования в обозримой перспективе. Руководство ИРМ выступает за ее мирное политическое решение, но одновременно опасается, что в случае окончательного присоединения Западной Сахары к Марокко возможно активное проникновение сторонников Фронта ПОЛИСАРИО на территорию республики, так как народность заргауа, которая является преобладающей в Западной Сахаре, этнически связана с народностью решбат, проживающей на севере Мавритании. Многие мавританцы имеют родственников среди приверженцев Фронта ПОЛИСАРИО. Мавританцев также беспокоит близость к западносахарской границе жизненно важной для республики железной дороги, соединяющей месторождения железной руды в Тазадите с портом Нуадибу. Неурегулированным остается вопрос о принадлежности территории Гуэра — полуострова на крайнем юге Западной Сахары. Официальная граница разделяет его на две части — мавританскую и западносахарскую. По соглашению с Фронтом ПОЛИСАРИО Мавритания с 1979 г. занимает весь полуостров. Однако не исключено, что Марокко в случае решения в свою пользу проблемы Западной Сахары предъявит претензии на его сахарскую часть. Потеря этой территории может подорвать нормальное функционирование главного экономического центра и порта страны — Нуадибу. Мавритания также сохраняет недоверие к Марокко в связи с возможными претензиями северного соседа на территорию республики в целом.

В отношении Алжира имеются опасения, что в случае возобновления военных действий между Марокко и Фронтом ПОЛИСАРИО мавританская территория вновь будет использоваться западносахарцами и их алжирскими союзниками. В настоящее время отдельные подразделения армии Фронта ПОЛИСАРИО продолжают находиться в северных районах ИРМ.

На южном направлении у Мавритании существуют нерешенные проблемы с Сенегалом. Отсутствие точно установленной границы на некоторых участках периодически приводит к трениям и конфликтным ситуациям, связанным с неконтролируемым перемещением кочевых племен и жителей приграничных районов. Периодически обострения отношений происходят и на почве сложных этнорасовых отношений внутри каждого из государств. Тем не менее, Нуакшот и Дакар стремятся избегать обострения двусторонних отношений.

Мавритания поддерживает постоянные рабочие контакты с Североатлантическим альянсом как военно-политической организацией, так и на двусторонней основе с отдельными странами НАТО. Наибольшее развитие получили политические, экономические и военные отношения с Францией, США, Испанией. ИРМ, наряду с Марокко, Египтом, Тунисом, Израилем, Иорданией и Алжиром, участвует в совместном диалоге, в ходе которого обсуждаются возможности развития гражданского и военного сотрудничества между НАТО и указанными государствами, вопросы борьбы с терроризмом.

Участвует Мавритания и в диалоге стран Средиземноморья по формуле «5+5» (Испания, Италия, Мальта, Португалия и Франция, с одной стороны, Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко Тунис, с другой). Участники диалога обсуждают вопросы экономического сотрудничества, в том числе в сфере энергетики, борьбы с нелегальной миграцией, региональной безопасности, экологические и другие проблемы.

Мавритания активно задействована в реализации многосторонних совместных региональных экономических и экологических проектов. Так, в июле с. г. в Нуакшоте состоялась третья сессия саммита глав государств и правительств африканского агентства по созданию «Великой зеленой стены» (ВЗС), которая протянется на 7 тыс. км от Атлантического океана до Красного моря через территорию 11 африканских стран. Агентство по созданию ВЗС было создано в 2010 г. Целью данного проекта является борьба с последствиями изменения климата и устранение опустынивания, борьба с обеднением разнообразия растительного покрытия, рациональное использование природных ресурсов и их разработка. Штаб-квартира агентства размещается в Нуакшоте и объединяет Мавританию, Эфиопию, Эритрею, Буркина-Фасо, Чад, Джибути, Мали, Нигерию, Нигер, Сенегал и Судан.

Мавритания проявляет заинтересованность в развитии отношений с Россией. В прошлом году наши страны отметили 50-летие установления дипломатических отношений. В феврале 2014 г. Москву с рабочим визитом посетил министр иностранных дел и сотрудничества ИРМ А. ульд Тегеди.

52.3MB | MySQL:103 | 0,467sec