12 октября международная правозащитная организация Amnesty International опубликовала 40 страничный доклад, в котором указывала на массовые нарушения прав местного населения на территории конфликта в Сирии[1]. Доклад был символично озаглавлен словами одного из местных жителей – «Нам больше некуда идти». Сама новость о нарушении прав человека в зоне конфликта не вызывает удивления, однако примечателен тот факт, что стороной, повинной в них, оказались курдские силы, сражающиеся против сторонников «Исламского государства» (ИГ).
По словам авторов доклада, на территориях, находящихся под контролем автономной курдской администрации были зафиксированы притеснения местного арабского и туркоманского населения. Для подготовки доклада были проведены исследования, в ходе которых сотрудники организации посетили 14 населенных пунктов и проинтервьюировали 37 местных жителей, которые, по их словам, подверглись давлению со стороны курдских сил. В течение 2015 года также были опрошены беженцы в Турции и в Ираке, бежавшие с территорий, подконтрольных курдам.
На основании полученной информации Amnesty International обвинила курдов в насильственном перемещении гражданских лиц и разрушении их жилищ. Чаще всего это делалось под предлогом сотрудничества местных жителей с силами «Исламского государства».
В качестве одного из примеров подобных репрессий была взята история арабского селения Хуссейния, которое делегация Amnesty International посетила в августе 2015 года.
С 2013 года селение находилось под контролем Сирийской свободной армии (ССА), но к 2014 году, после долгих боев, Хуссейния перешло под контроль сил YPG (курдских военных подразделений). В январе 2015 года селение было захвачено исламистами, которые удерживали над ним контроль вплоть до 20 февраля 2015 года, когда они отступили и позволили силам YPG без боя вновь занять территорию. После этого, по словам местных жителей, силы YPG приступили к карательной операции. Так местные жители описывали события, связанные с действиями курдских сил: «Мы оставались дома. Они [YPG] заявили: «Оставайтесь в ваших домах. Мы не будет беспокоить вас. Мы пришли, чтобы освободить вас [от ИГ]. Мы просто хотим, чтобы вы назвали имена необходимых нам людей [сотрудничавших с ИГ]. Но позже они вытащили нас из наших домов и начали их жечь. Они пригнали бульдозеры и начали сносить дома. Каждый раз, когда я пыталась приблизиться к дому, они отталкивали меня назад. Они сказали, что они понесли потери, но не мы же ответственны за это». Сравнение спутниковых снимков, сделанных в 2014 году и год спустя, показало, что в селении из 224 домов сохранилось лишь 14.
Подобные репрессии производились в отношении всех лиц, заподозренных в контактах с исламистами. Особо тяжелым притеснениям подверглись этнические арабы и туркоманы. Помимо разрушения домов, они также были подвергнуты принудительному выселению с мест проживания. Так во время посещения ряда селений вокруг города Сулук были установлены факты перемещения местного населения, которые являлись «карой» со стороны руководства YPG за сотрудничество отдельных жителей с силами ИГ. Местным жителям угрожали расстрелом за неповиновение приказам курдских ополченцев. В селении Ранин силы ополчения объявили, что если местные жители не покинут свои дома, то они будут уничтожены самолетами коалиции, так как курды сообщат союзникам, что в этом населенном пункте находятся силы исламистов.
Сотрудники Amnesty International связались с представителями курдской администрации для проверки установленных фактов. В частности, представители организации обратились к командующему силами «асаиш» (ополчения Сирийского Курдистана) Дживану Ибрахиму. Военачальник признал, что вероятность подобных акций им не исключается. Более того, как он заявил, ряд подобных действий в отношении населения, находящегося на подконтрольной ему территории, объясняется угрозой террористической активности. По его словам, «в некоторых опасных районах есть отдельные немногочисленные случаи, когда в результате террористической угрозы ряд семей были выселены из их домов. Лишь 25 семей были вынуждены покинуть Сирийский Курдистан. Им сказали — заберите свои вещи и покиньте эту территорию до конца войны – для вашего же блага. У некоторых террористов в Ракке здесь есть родственники, которые предоставляют им нужную информацию. Мы вынуждены выселять подобные семьи».
Данные факты свидетельствуют о том, что пользуясь возможностями, предоставленными им вооруженным конфликтом, сирийские курды наравне с борьбой с «Исламским государством», фактически выполняют еще одну важную задачу – вытесняют некурдское население за пределы региона. Подобные действия могут позволить создать монолитный этнический регион компактного проживания курдов и решить проблему спорных земель с арабскими и туркоманскими общинами севера Сирии. Подобная стратегия уже применялась в Ираке силами курдского ополчения пешмерга в районах вокруг города Киркук. В настоящий момент действия такого рода не выглядят централизованно координируемой массовой акцией. Скорее, действия отдельных отрядов курдского ополчения можно оправдать реальным стремлением к расправе над пособниками «Исламского государства». Понять причины подобного неизбирательно насильственного поведения курдских сил можно, если вспомнить, что ИГ открыто ставит своей целью геноцид курдов и проводит жесточайшие репрессии в отношении курдского населения, оказавшегося на подконтрольных боевикам территориях. Однако, отсутствие какого-либо контроля над подобными действиями приводит к тому, что они превращаются в неоправданные с точки зрения борьбы с ИГ акции по выдавливанию местного населения. Это повышает напряженность в регионе и никоим образом не способствует образованию единого фронта борьбы против исламистов.
Примечательно, что доклад вышел на следующий день после сообщения из США, что американская армия доставила по воздуху курдским силам порядка 50 тонн вооружения и амуниции для поддержки их борьбы с ИГ. Это наводит на мысль о том, что США не способны в полной мере проконтролировать, каким образом используется переправленное союзникам оружие.
1.http://www.amnestyusa.org/research/reports/we-had-nowhere-else-to-go-forced-displacement-and-demolitions-in-northern-syria?page=2